на главную страницу

26 Ноября 2005 года

Профессионал

Суббота

Военное счастье Дмитрия Петрова

Сергей ВАСИЛЬЕВ, «Красная звезда».



     

     …Капитан 1 ранга Александр Шуванов, старший в походе на борту большого противолодочного корабля «Адмирал Левченко», еще раз обвел внимательным взглядом наш камуфлированный строй и повторил:
     - Главное при досмотре судна соблюсти правила безопасности – видите, погода нас не балует, - и… выполнить поставленную задачу. От этого в основном будет зависеть итоговая оценка действиям российского корабля в море. Всем понятно? Тогда… Досмотровая группа, на посадку!
     Перевалившись через леерное ограждение, проходим четыре – пять метров по забортному «выстрелу», нависшему над бурлящей водой, и по «гуляющему» штормтрапу, цепко перебирая руками по горизонтальным «ступеням», спускаемся в резиновую лодку, приплясывающую на волнах. Морские пехотинцы, первыми обосновавшиеся в лодке, силой удерживают штормтрап и страхуют спускающихся товарищей.
     - Все, - сказал наш рулевой, - полна коробочка.
     И лодка, взревев движком, отошла от борта «Адмирала Левченко».
     - Удачи, вам, парни! - прокричали вслед «корабельные».
     - Лучше пожелали бы военного счастья, - негромко, видимо, больше для нас, разместившихся по периметру лодки, произнес старший лейтенант Дмитрий Петров – командир разведывательно-десантного взвода морской пехоты Северного флота. А сейчас – командир группы обыска.
     Лодка, описав дугу вокруг корабля, выскочила по носу БПК и устремилась к дрейфовавшему в нескольких кабельтовых от «Адмирала Левченко» судну-нарушителю.


     …В мифическом островном регионе Брейз, удаленном от континентов на многие тысячи морских миль, расположены четыре страны с различными формами государственного устройства. В мае нынешнего года авторитарная Мицария, управляемая президентом-диктатором, захватила принадлежащий Кастрии остров Груа, территория и континентальный шельф которого оказались богатыми нефтью. Государство, подвергнувшееся агрессии, обратилось в Организацию Объединенных Наций с просьбой поддержки в отражении нападения. Совет Безопасности ООН единогласно проголосовал «за полный и неотложный вывод мицарских вооруженных сил из любой части кастрийской территории и возврат к границам, определенным Женевским договором». Более того, резолюция Совбеза также призвала международные организации «поддержать ООН в восстановлении мира и стабильности в Кастрии». Правительства Франции, Российской Федерации, Великобритании и США сразу же сообщили о решении совместно ответить на просьбу Совета Безопасности ООН о помощи и развернуть в регионе Брейз свои военно-морские силы. В ответ маршал-президент Мицарии заявил, что «любое военное плавсредство, входящее в зону острова Груа без предварительного согласия Мицарии, будет уничтожено». Реакция Совбеза ООН была незамедлительной: ввести эмбарго на поставки вооружения в отношении государства-агрессора и выдать мандат коалиции на проведение операции с целью восстановить суверенитет Кастрии и стабилизировать ситуацию в регионе Брейз. В направлении «очага напряженности» сразу же вышла в море международная корабельная группа быстрого реагирования с задачей укрепить эмбарго на поставки вооружения распоясавшейся Мицарии...
     Таким стал сценарий международных учений «ФРУКУС-2005», прошедших в конце июня нынешнего года в акватории Кельтского моря у северной оконечности французской провинции Бретань. В корабельный состав учений вошли большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко» ВМФ России, эсминцы УРО «Де Грасс» ВМС Франции и «Мэхэн» ВМС США, фрегат «Монтроуз» ВМС Великобритании.
     Первым «нарушителя» обнаружил вертолет с британского фрегата «Монтроуз». Затем периодический радиолокационный контакт с судном, находившимся в тридцати милях западнее района действия корабельной группы, имел эсминец УРО «Мэхэн». Вся эта информация передавалась на борт «Адмирала Левченко», командиру которого руководитель учения американский капитан 1 ранга Винзор поставил задачу: «Остановить подозреваемое в контрабанде судно и высадить на него досмотровую группу».
     Обнаруженное судно - французский океанский буксир «Аргонавт» - приказ с «Адмирала Левченко» проигнорировало и долго не останавливалось (по условиям учения, оно и не обязано было это делать). Командир российского БПК капитан 1 ранга Анатолий Долгов лично выходил на связь с капитаном судна, требуя застопорить ход. И оно в конце концов все же легло в дрейф, но лишь после того как Анатолий Петрович приказал развернуть в его сторону артиллерийские орудия батареи универсального калибра. К слову, это решение Долгова стало неожиданным настолько, что даже руководство учениями стушевалось от столь категоричных действий русских: «Вы только не вздумайте выстрелить!»
     За две ходки двумя лодками наша досмотровая группа в составе тринадцати человек достаточно оперативно высадилась на борт «Аргонавта». Морские пехотинцы сержант Аскер Танбулатов, старшие матросы Кирилл Капустин, Андрей Дурасов и Илья Горшков быстро блокировали все выходы из внутренних помещений на судовую палубу. А командир досмотровой группы капитан 2 ранга Дмитрий Агальцов в сопровождении военного переводчика капитана 2 ранга Алексея Усса и под охраной «черных беретов» из группы защиты капитана Вадима Мазепо поднялся в ходовой пост.
     При его появлении на мостике капитан «Аргонавта» с наглецой в голосе поинтересовался:
     - На каком основании меня остановили? Если это террористический захват судна, то прошу предоставить мне и экипажу статус заложников. И вообще, я считаю изначально захват незаконным, поэтому требую разрешить мне сообщить о произошедшем руководству своей страны.
     - Какова национальная принадлежность вашего судна? – спокойно выслушав «претензии» кэпа, поинтересовался «легендой» Агальцов.
     Капитан, демонстративно засунув руки в карманы шортов, ухмыльнулся и с издевкой выдал, что, мол, «Аргонавт» принадлежит Французской Республике. Порт приписки Марсель. И кэп будет докладывать «о незаконных действиях российских военных моряков лично президенту Франции».
     Услышав такой ответ, Дмитрий Анатольевич, честно говоря, на мгновение усомнился: «А то ли вообще это судно, на которое группа должна была попасть? Да нет: какая может быть ошибка, если оно целенаправленно пыталось проскочить через район, блокированный международной корабельной группой. Спектакль решил дражайший мсье разыграть? Ну-ну, сейчас мы тебе подыграем».
     - Повторяю, - Агальцов твердо, но достаточно корректно, без вызова посмотрел на кэпа. - Есть сведения, что на борту вашего судна находится незаконный груз, запрещенный к транспортировке в данном морском районе согласно эмбарго, наложенному Советом Безопасности ООН. В соответствии с требованиями, безусловно, известных вам международных соглашений и документов судно подлежит досмотру. Итак, национальная принадлежность вашего судна?
     - Мицария, - выдавил из себя капитан.
     - Уже лучше. Прикажите экипажу собраться на палубе.
     - Помилуйте, у меня многие люди только сменились с вахты. Кто-то принимает душ. Убедитесь сами, они даже не одеты, в полотенцах, мокрые. И потом, я не могу приказывать своим матросам: они свободные граждане свободной страны, - капитан пытался сопротивляться, но затем вяло махнул рукой и сказал старшему помощнику: - Выполняйте указания господина российского офицера…
     Для старшего лейтенанта Петрова, выпускника Дальневосточного общевойскового командного училища, это была уже вторая досмотровая операция. Осенью прошлого года, во время российско-американских учений «Северный орел-2004», он – в ранге командира досмотровой группы! – уже «выворачивал» наизнанку «судно, подозреваемое в контрабанде», которое изображал американский крейсер УРО «Хью-Сити». Тогда Дмитрий достаточно быстро вычислил в составе «экипажа» посторонних людей. Вот и сейчас офицер начал обыск судна со скрупулезной проверки судовых персоналий. Однако с ними все оказалось в полном порядке. «Тогда нужно искать груз, - анализировал ситуацию морпех. – Однако где? На «Хью-Сити» было проще: американцы для досмотра предоставили ограниченное количество помещений. А здесь на гражданском судне, тем более с такими, как оказалось, любителями театрализованного представления, все, что угодно, можно так запрятать, что искать будешь долго и упорно…»
     После проверки экипажа старпом «любезно согласился» провести морских пехотинцев по каютам моряков. Но… вряд ли там: ведь, если по легенде учений речь идет об эмбарго на поставку вооружения, значит, искать необходимо что-то такое, что не спрячешь, образно говоря, как иголку в стогу сена. Петров вместе с матросами Виталием Стрельцовым и Альбертом Шакировым все же осмотрел каюты: чисто.
     - Куда-нибудь еще? – благодушно улыбаясь, поинтересовался старпом «Аргонавта». – Право же дело: почему бы господину офицеру не прислушаться к словам капитана нашего судна, этого заслуженного и уважаемого моряка. Поверьте, мы – честные негоцианты…
     - Проводите нас в машинное отделение, - Дмитрий остановил словоизлияние француза.
     - Нет проблем…
     Однако и проверка «машины» «Аргонавта» не принесла положительного результата.
     Время, отведенное на проведение досмотровой операции, неумолимо шло вперед.
     «Где же груз?» - двигаясь за старпомом по хитросплетению внутренних коридоров, карабкаясь вверх, а затем – вниз по вертикальным трапам, Дмитрий пытался поставить себя на место французов: а куда он запрятал бы «груз» на таком судне, как «Аргонавт»? Холодила мысль: не дай Бог, оскандалиться невыполнением поставленной задачи – заключительного аккорда международных учений.
     …Коротко пискнула радиостанция: на связь с Димой вышел командир досмотровой группы капитан 2 ранга Агальцов, ожидавший морпехов на палубе: «Как результат?»
     «Ищем», – тихо ответил Петров, а уже в голос поинтересовался у старпома:
     - Еще есть места, которые не осматривались? Мы хотим их досмотреть.
     …Увидев невзрачное помещение, упрятанное в недрах французского судна, Дмитрий, вероятно, все же пресловутым шестым чувством ощутил, что «это» именно здесь. Вход в него был аналогичен, как у нас на военных кораблях в обыкновенную «вентиляторную»: в общем-то достаточно «шхерный», потаенный закуток на любом судне. Поперек прохода была натянута перегородка из непрозрачного полиэтилена. Петров сказал: «Уберите ширму». Старпом, сославшись: мол, не расслышал, - переспросил: «Чего изволит, господин офицер?» И тут же поспешно добавил, что он в этом не видит абсолютно никакого смысла: «Перед нами сугубо техническое помещение, хранилище различного судового хлама» и так далее. Дмитрий настойчиво повторил: «Уберите». Старший помощник капитана нехотя отодвинул ширму, и североморские разведчики увидели – прямо-таки в уголочке у кормовой переборки, скромно - картонный ящик с надписью: «Antitanks rockets»…
     - Французы, конечно, сыграли отведенную им роль на пять баллов, - сразу же после завершения операции поделился впечатлениями старший лейтенант Дмитрий Петров. - Развязно, где-то хамовато. Словом, все, как в реальной жизни. И, честно говоря, очень давило на нервы, что больно уж вольготно они себя вели. Хотя людям западного мира дали команду играть: вот они и играли - с душой и не бесталанно. Что тут поделать? Презумпция невиновности: пока не нашел запрещенный груз, слова им худого не можешь, не имеешь права сказать. Ну, а они соответственно могут себя вести на своем судне, как им заблагорассудится. Причем для них судно – это часть государства, где действуют национальные законы, в том числе и по соблюдению гражданских прав. А тут - русские со своим «уставом» да в их «монастырь»?!
     По словам капитана 2 ранга Дмитрий Агальцова, группа обыска Петрова сработала отменно. Практически во время, отведенное на досмотровую операцию, морские пехотинцы «груз» обнаружили. И, как убедились, речь не шла, что им покажут, где он спрятан, либо подскажут. Отнюдь. Поэтому всплыли «противотанковые ракеты» исключительно благодаря профессионализму командира разведывательно-десантного взвода старшего лейтенанта Дмитрия Петрова и его «черных беретов».
     …Когда уже возвращались на борт «Адмирала Левченко», я поинтересовался у Димы: в чем же для него принципиальная разница между пожеланиями «удачи» и «военного счастья»?
     - Понимаете, удачи, на мой взгляд, - улыбнулся офицер, - обычно желают неудачникам. А нам нужно военное счастье! Как, например, сегодня.
     Услышав ответ командира, согласно закивали головами и его разведчики.
     Тогда мы еще не знали, что в это же время капитан марсельского «Аргонавта» вышел на связь с БПК «Адмирал Левченко» и поздравил командира российского корабля капитана 1 ранга Анатолия Долгова с успешными действиями его досмотровой группы:
     - У вас великолепная морская пехота!..
     

На снимках: группа обыска в полном составе. Второй слева (сидит) постоянный корреспондент «Красной звезды» по СФ капитан 2 ранга Сергей ВАСИЛЬЕВ; навстречу «судну-нарушителю». Фото автора и Олега ПРАСОВА.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex