на главную страницу

26 Ноября 2005 года

Морской пехоте - 300 лет!

Суббота

Крещенные стихией

Николай ЛИТКОВЕЦ.




     …Вечером, накануне высадки десанта морской пехоты на необорудованное побережье полуострова Шаньдун в ходе российско-китайского учения «Мирная миссия–2005», погода была отменная, и ничто не предвещало неприятностей. Утром же Желтое море заштормило, большой десантный корабль валило с борта на борт.
     Вышли в указанный район. Опустилась аппарель. В лицо морским пехотинцам дохнуло теплое бушующее море. Волнение более трех баллов. Высота волны порой достигала пяти метров. Первым, как это и положено, из чрева корабля вышел плавающий самоходный транспортер, на котором находился командир инженерно-десантной роты полка морской пехоты капитан Дмитрий Пезин. Машину тут же подняло на волне, но опытный механик-водитель матрос Алексей Помазь среагировал вовремя и развернул ПТС на волну.
     Коварное море продолжало испытывать на прочность экипаж машины. Резкий, словно бросок хищника, удар волны выбивает боковое стеклянное ограждение – и в кабину механика-водителя врывается морская вода. Не растерявшись, по пояс в воде, матрос продолжает выполнять задачу. На ощупь выжимает педаль фрикциона, рычагами управления отводит транспортер в сторону и занимает позицию по боевому расписанию.
     Один за другим в след за «пэтээсом» твиндек БДК покидают бронетранспортеры и направляются к берегу.
     Высадка мирского десанта происходила на плав с расстояния около двух километров. В аналогичных погодных условиях дома никто бы не рисковал с высадкой десанта, отметят позже руководители учения с российской стороны. Но поскольку резервного дня у наших морских пехотинцев там не было, пришлось производить операцию по захвату плацдарма в реальных погодных условиях. Волны были настолько большие, что наши БТРы то «пропадали» в волне, а затем снова появлялись на гребне. По окончании учения кто-то из офицеров пошутит, что БТРы шли, словно подводные лодки. О силе ветра и волны говорит сам за себя такой факт: почти на всех бронетранспортерах были сорваны щитки-волнорезы.
     Во время очередного наката волны один из БТРов подняло на ее гребень, затем волна резко упала, и бронетранспортер всей своей массой рухнул вниз. Глубина в этом месте достигала порядка трех метров. От резкого падения тяжелая машина кормой ударилась о дно бухты. Сила удара была настолько мощной, что разошлись швы сварки бронекрышки на силовом блоке, а саму крышку сорвало. Внутрь силового блока через образовавшиеся трещины хлынула вода. По инерции БТР еще раз подкинуло вверх, а затем он, получив дифферент на корму, стал медленно погружаться в воду.
     Увидев происшедшее, Пезин попытался приблизиться к терпящему бедствие БТРу. Волны бросали многотонную машину как щепку. Попытки оказались тщетными. Даже если бы сумел подойти ближе, спасти людей не удалось бы, так как они могли разбиться о броню ПТСа. И тогда Пезин мгновенно принимает решение – ПТС на берег. Как только гусеницы коснулись земли, командир роты и еще четыре матроса, сбросив с себя бронежилеты, кинулись навстречу накатывавшимся одна за другой на берег высоким волнам. «Товарищи ждут помощи. Возможно, кто-то из них ранен. Медлить было нельзя», – размышлял Пезин.
     В это время экипаж БТРа по команде старшего сержанта Ивана Иванова, оставив внутри оружие и бронежилеты, срочно эвакуировался через люк механика-водителя. Снизу поджимала вода. Экипажу для покидания тонувшей машины судьбой было отпущено 40 секунд. И они справились. Оказавшись на чистой воде, схватили друг друга за руки и, образовав некий полукруг, стали ожидать помощи.
     Очередной вал воды накрыл морских пехотинцев, и они исчезли из виду. Через несколько секунд вновь появились на поверхности.
     …Плыть было нелегко, но капитан Пезин и его подчиненные одного за другим подхватывали обессиленных товарищей и тащили на берег. В голове была одна мысль – спасти всех, не дать товарищам погибнуть. В поединке со стихией капитан Дмитрий Пезин лично спас четверых.
     А в это время остальные бронетранспортеры роты морской пехоты продолжали выполнять поставленные задачи и успешно атаковали условного противника.
     Наблюдавшие за ходом действий высокопоставленные военачальники были потрясены мужеством тихоокеанцев. Министр обороны Казахстана подошел к командующему флотом и, пожимая руку, сказал: «Спасибо, товарищ командующий! Мы давно такого учения не видели».
     Лишь на следующие сутки, когда море несколько поутихло, удалось добраться до утонувшего БТРа. Китайские коллеги, поспешившие на помощь, не смогли подойти к месту затопления БТРа. И тогда капитан Пезин, нырнув в воду, лично завел трос. Машину благополучно вытащили на берег.
     Характеризуя капитана Дмитрия Пезина, заместитель командира дивизии морской пехоты полковник Евгений Оселедец был краток:
     – Подготовленный в профессиональном отношении офицер. Не единожды выезжал на разминирование. Командование дивизии представило его к медали министра обороны «За разминирование». А на учении в Китае его подразделение показало высочайший профессионализм. Воистину человек проявляет себя в экстремальной ситуации. И капитан Дмитрий Пезин доказал, что он настоящий офицер. За мужество и самоотверженность при выполнении воинского долга командование флота представило капитана Дмитрия Пезина и старшего сержанта Иванова к награждению орденом Мужества. К наградам представлен и весь экипаж бронетранспортера…
     В сложных условиях плавания, продутые ветрами и просоленные штормовыми волнами, российские военные моряки и морские пехотинцы проявили выдержку, сплоченность, показали пример высокого мастерства и профессионализма. Благодаря мужеству, стойкости, верности воинскому долгу была успешно выполнена важная и ответственная государственная задача совместных российско-китайских учений «Мирная миссия-2005».
     

На снимках: капитан Дмитрий ПЕЗИН; высадка морского десанта. Фото автора и Виталия АНЬКОВА.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex