на главную страницу

26 Ноября 2005 года

Морской пехоте - 300 лет!

Суббота

Отдельный, морской, десантный…

Капитан 1 ранга Игорь БАЛАШОВ, «Красная звезда». Калининград.




     …Полная безнадега сквозила в глазах натовских посредников. Вот уже битых полчаса группа международных наблюдателей учений «Балтопс-2004» топтала кочковатый лишайник польского полигона Устка в поисках засидки снайпера. Лысое как коленка, без единого деревца поле, казалось, не оставляло ни малейших шансов укрыться даже маленькой зверюшке. Но командир российских «черных беретов» утверждал, что снайпер – на позиции. Наконец старший из посредников сдался: «Покажите».
     - Да вы на нем стоите!
     Мох буквально под ногами зашевелился, и в полном боевом снаряжении появился российский морпех:
     - Лейтенант Христофоров, - представился он.
     На следующий день роте разведки бундесвера вместе с нашими морскими пехотинцами была поставлена задача совершить марш-бросок через лесной массив. И надо же такому случиться: в самой глухомани у немцев «сдох» джи-пи-эс – прибор, определяющий местонахождение через спутник. Беспомощному положению иностранных «навигаторов» помогли наши морпехи с простым армейским компасом. В «точку» вышли тютелька в тютельку. Компас подарили немцам на память...
     В один из дней учений на побережье устроили неофициальное соревнование: каждый желающий мог пострелять из оружия коллег по шарам с краской, брошенным в воду.
     Почему-то не заладилась стрельба у американского сержанта. Все очереди били по волнам, но не по цели. Американский офицер так орал на подчиненного, что заглушал автомат. Подчиненный только нервно дергал ногой: «Йес, сэр!»
     Предложили пострелять лейтенанту Алексею Христофорову. Он отказался от изделия США. Капризное, говорит, оружие, подача ленты идет с левой стороны, наш ПК лучше. Оценив обстановку, российский офицер с нескольких очередей раздолбал вдребезги все «мишенное поле»…
     Это всего несколько незабываемых эпизодов прошлогодних учений морпехов Балтийского флота, по итогам которых о подчиненных гвардии капитана Александра Баранова американский контр-адмирал Стивенсон в письме начальнику Главного штаба ВМФ России писал: «Ваши войска продемонстрировали исключительное умение в передвижении пехоты, обеспечении безопасности и владении десантной тактикой. Впечатляюще действовала 336-я бригада морской пехоты при осуществлении высадки морского десанта, эвакуации и имитации операции по поддержанию мира…»
     А после «Балтопса» был визит в Швецию на большом десантном корабле «Калининград». Наших «черных беретов» связывают со своими скандинавскими коллегами давние связи. В прошлом году в Балтийск приезжал с визитом командир 4-го амфибийного полка полковник Стефан Гу
     стафсон. На полигоне в Хмелевке шведам продемонстрировали и дали возможность самим опробовать возможности российского оружия. Особенно их впечатлил гранатомет АГС-17 «Пламя».
     А затем им показали штурм городка, захваченного «террористами», после которого полковник Густафсон лично каждого участника учения поблагодарил за отличную работу. Вечером, за чаем, скандинав признался нашему командиру: «Моим парням до твоих еще расти и расти…»
     Очередная возможность продемонстрировать свою выучку представилась нашим морпехам в Гетеборге. В центре города, в гавани, «черные береты» отработали высадку морского десанта по полной программе. Восторгу шведов, а, казалось, весь город облепил прибрежные утесы, не было предела.
     Отдельный парашютно-десантный батальон гвардии подполковника Александра Козловского сегодня - полноценное боевое подразделение, способное решать любые задачи. Это батальон доказал и совсем недавно, во время последних батальонных тактических учений, когда восемь километров по зыбям и хлябям самбийского полуострова прошел с боевой стрельбой. И завоевал в этом году приз главкома ВМФ по боевой подготовке.
     Сколачивание батальона проходило непросто. Отсев кандидатов был очень жесткий, в первую очередь по физическим данным. Батальон-то еще и прыгающий, десантный. Основной костяк составили морские пехотинцы, оставшиеся на контракт после срочной. Приходили люди и с кораблей, других родов войск. Матрос Анатолий Флотский (вот фамилия у парня!) срочную служил на эскадренном миноносце «Беспокойный». Сейчас контрактник, гранатометчик в 1-й десанто-штурмовой роте. Нелегко было впрягаться в лямки рюкзака-десантника. Восьмикилометровый марш с полной выкладкой от расположения батальона до полигона – это «семечки» для уже послуживших, новичкам же дается с трудом.
     - Но у нас отстающих на маршах не бывает,- говорит заместитель командира части по воздушно-десантной подготовке гвардии майор Алексей Капитонов. - Стисни зубы и беги. Если уже невмоготу, начинаем процесс «раздевания». Кто берет автомат, кто-то разгрузку. Дойдет, доползет, если надо, донесем. Бывает, приходит после трехмесячного испытательного срока несостоявшийся контрактник и честно признается: нет, это не для меня, я переоценил собственные силы.
     Действительно, не всякий выдержит такой темп боевой учебы.
     Но уж если втянулся… Матрос Анатолий Флотский из таких и уже не мыслит себя без морской пехоты.
     Алексей Христофоров сам попросился служить в морскую пехоту.
     И в Чечню вызвался ехать добровольцем. При штурме президентского дворца в 95-м – «черных беретов» бросали в самые «горячие точки» - был ранен в ногу. Отстреливался, пока не подоспели свои. Долго лечился. И вернулся в строй. Но уже лейтенантом, окончив Международный славянский университет по специальности «психолог».
     Сейчас он заместитель командира парашютно-десантной роты по воспитательной работе.
     Морпехи своих в беде не оставляют. В Чечне получили тяжелые ранения пять человек. Всем требовалось протезирование. Командование Балтийского флота и бригады морской пехоты нашло спонсоров, деньги, договорилось с немецкими врачами. К назначенному сроку выезда в Германию не смог приехать только матрос Алексей Курилко. Живет он в Свердловской области, в деревенской глуши, куда даже военкомовский уазик не смог пробиться через снега. И все-таки он попал в Германию. Доставали военкома до тех пор, пока он не обеспечил отправку Алексея в Калининград, а здесь уже флот позаботился о поездке в Германию.
     Когда нынешний командир бригады Герой России гвардии полковник Андрей Гущин после перевода с Тихоокеанского флота на Балтику рассказывал мне о своих первых впечатлениях, то подчеркнул особый дух балтийцев, взаимовыручку, незыблемые традиции товарищества. Возможно, заключил он, это объясняется тем, что морская пехота родилась на Балтике.
     Подразделения бригады прошли через две чеченские кампании.
     И не было ни одного случая, чтобы хоть один человек, раненый или убитый, остался на поле боя, попал в плен.
     Шесть человек стали Героями России. Погибли 46 человек. Памятник им стоит сегодня на плацу бригады, и все торжественные мероприятия начинаются именно здесь.
     В день 300-летнего юбилея на плац отдельной гвардейской бригады морской пехоты Балтийского флота выйдут морские пехотинцы в форме 1705 года, того самого, который считается днем ее рождения. Приедут шефы, которых очень долго перечислять, старые сослуживцы со всех концов страны.
     Праздник завершится, но боевая летопись батальона продолжится.
     В следующем году весь отдельный десантно-штурмовой батальон, которым командует гвардии подполковник Александр Козловский, пройдет через три боевые службы.
     Морская пехота Балтики возвращается в океан.
     

На снимках: морпех Анатолий ФЛОТСКИЙ; комбриг Андрей ГУЩИН благодарит иностранного коллегу за совместную работу на международных учениях. Фото Владимира СУЛЬЖЕНКО.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex