на главную страницу

29 Ноября 2005 года

Планета людей

Вторник

Выбор в пользу стабильности

Роман СТРЕШНЕВ.



Еще совсем недавно Казахстану предвещали пополнить список постсоветских стран, где прошли «цветные революции». Говорилось даже о конкретных сроках, когда такая революция может состояться, - ближайшие президентские выборы. Однако чем ближе становилась дата выборов - 4 декабря, тем меньше звучало на эту тему заявлений. А сегодня об этом уже вообще не вспоминают. Более того, совершенно очевидно, что пост президента Казахстана сохранит за собой нынешний глава государства Нурсултан Назарбаев. И для подобных утверждений есть очень весомые основания.

     
Революции не быть


     Многочисленные западные политтехнологи «цветных революций» в большинстве своем абстрагировались от идей смены власти в Казахстане. В ходе своего недавнего визита в Астану госсекретарь США Кондолиза Райс однозначно дала понять, что оппозиции пока не следует полагаться на помощь Белого дома. В первую очередь это связано с тем, что расшатать создавшуюся ныне в республике внутриполитическую систему, а также снизить авторитет президента крайне сложно как в политическом, так и финансовом отношении. При этом видимая на первый взгляд для Запада выгода – закрепление своего геополитического влияния в регионе – может обернуться впоследствии для Старого и Нового света тяжким бременем, коими, например, уже стали Грузия и Украина. Да и мартовская «тюльпановая революция» в Киргизии не принесла Западу никаких дивидендов. Ныне Бишкек проводит скорее пророссийскую, нежели прозападную, политику. Излишнее давление на соседний Узбекистан также подвигло Ташкент на сближение с Москвой. Следует учесть и тот факт, что Казахстан и безо всяких там революций довольно успешно сотрудничает с Европой и США, причем на взаимовыгодных началах, а дестабилизация в государстве чревата срывом очень прибыльных контрактов.
     Тем не менее в Казахстане продолжают действовать неправительственные организации, поддерживаемые из-за рубежа и ставящие своей целью поставить под сомнение способность властей республики успешно проводить демократические преобразования. Например, одной из таких структур является Европейская сеть организаций по наблюдению за выборами (ЕНЕМО), которая не получила аккредитации Астаны ввиду того, что данное объединение не является международной структурой. Примечательно, что миссия ЕНЕМО прибыла в Казахстан, получив приглашение от посольства Венгрии. Незадолго до этого на тех же основаниях казахстанскими властями аккредитации была лишена некоммерческая организация по наблюдениям за выборами в странах СНГ CIS-EMO, а впоследствии и еще одна ассоциация - «Elections & Democracy» (выборы и демократия). В группы наблюдателей от этих организаций входили в основном граждане Украины, Грузии и Молдавии. И все же миссия ЕНЕМО намерена провести мониторинг выборов под эгидой международного некоммерческого Национального демократического института.
     В этой связи генеральная прокуратура призвала ужесточить контроль по аккредитации международных наблюдателей и впредь не допускать незаконной аккредитации частных лиц из иностранных государств. По данным правоохранительных органов республики, у них есть информация о том, что некоторые политические силы и деятели намерены спровоцировать дестабилизацию обстановки в стране накануне выборов. Однако, как заявил глава комитета национальной безопасности Нуртай Дутбаев, «любые попытки дестабилизировать внутриполитическую ситуацию в Казахстане будут жестко пресечены правоохранительными органами в соответствии с законодательством». Главы «демократических миссий», как и следовало ожидать, увидели в действиях казахстанских властей политическую, а не юридическую подоплеку и обвинили Астану в недемократичности.
     И это при том, что для мониторинга кампании по выборам президента Казахстана центризбиркомом были аккредитованы около полутора тысяч наблюдателей из 45 стран и шести международных организаций. Во всех областях, а также Астане и Алма-Ате, действуют центры содействия наблюдателям иностранных государств, международных организаций, журналистам иностранных СМИ. Кроме того, МИД Казахстана упростил процедуру выдачи виз иностранным наблюдателям. Приедут в Казахстан и наблюдатели от Содружества независимых государств. Вот только Грузия, Украина и Молдавия отказались присылать своих представителей в формате миссии наблюдателей от СНГ. Как видно из вышеизложенного, им куда приятнее или, точнее, доходнее наблюдать за выборами в рамках различных неправительственных организаций. Примечательно, что в ближайшее время планируется отменить запрет на проведение митингов в поствыборный период, который был введен весной этого года. В этой связи глава ЦИК Оналсын Жумабеков подчеркнул, что: «Центризбирком внимательно изучил позицию Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ о том, что некоторые из изменений, внесенных в апреле 2005 года в закон «О выборах», в частности запрет на митинги, могут привести к ограничению свободы мирных собраний». А еще ранее, 9 сентября, президент подписал указ «О мерах по реализации прав граждан Казахстана по обеспечению свободных, справедливых и конкурентных выборов», в котором особое внимание уделяется вопросам ужесточения прокурорского надзора за соблюдением выборного законодательства, в том числе в части обеспечения в период предвыборной агитации равного доступа кандидатов к СМИ.
     На этом фоне рейтинг Нурсултана Назарбаева продолжает уверенно расти. Согласно социсследованиям, он по сравнению с октябрьским периодом повысился на 7,2 процента, и в настоящее время за действующего главу государства готовы проголосовать 80 процентов опрошенных граждан республики. Между тем у остальных кандидатов на пост президента рейтинг снижается. Так, за лидера оппозиционного блока «За справедливый Казахстан» Жармахана Туякбая готовы отдать голоса 6,5 процента, за председателя партии «Ак жол» (Светлый путь) Алихана Байменова - 4,2 процента, представителя коммунистической народной партии, парламентария Ерасыла Абылкасымова - 0,4 процента, лидера экологического союза «Табигат» (Природа) Мэлса Елеусизова - лишь 0,3 процента.
     
Центральноазиатский локомотив


     Сегодняшний Казахстан, без преувеличения, можно назвать центральноазиатским локомотивом экономического развития. Этому способствуют не только богатые сырьевые ресурсы, но и достаточно эффективная экономическая линия, проводимая Астаной. По официальным данным, средний темп роста ВВП республики за последние пять лет превышает 10 процентов. В текущем году ВВП на душу населения составит 3.440 долларов и увеличится в три раза по сравнению с 1999 годом. При этом устойчивый рост наблюдается во всех секторах экономики - в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте. «Такие темпы вселяют в нас уверенность, что мы сможем удвоить ВВП уже к 2008 году - на 2 года раньше, чем это было предусмотрено 10-летним стратегическим планом развития страны», - считает Нурсултан Назарбаев. «Развивая нашу экономику, мы будем проводить последовательную политику по повышению благосостояния и стандартов жизни казахстанцев. Сегодня мы ставим перед собой амбициозную задачу - войти в число 50 самых конкурентоспособных стран мира», - подчеркнул глава Казахстана. Кстати, по конкурентоспособности республика занимает сейчас 61 место из 117 стран, опережая все страны СНГ. За период независимости привлечено более 40 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций. При этом собственные внутренние инвестиции в экономику составили порядка 70 млрд. долларов. По словам Нурсултана Назарбаева, «сегодня казахстанский бизнес инвестирует не только в отечественную экономику, но и в экономику других государств». Активы казахстанских банков с 2000 года увеличились более чем в 10 раз и составляют 28 млрд. долларов. Причем с 1 января 2007 года Казахстан планирует отменить ограничения на проведение валютных операций и осуществить переход на принципы полной конвертируемости национальной валюты.
     Астана вкладывает немалую часть зарабатываемых в основном на продаже сырья денег в социальные программы, что обеспечивает казахстанцам в среднем более высокий уровень жизни, чем у их центральноазиатских соседей. Например, среднемесячная заработная плата за девять месяцев этого года составила в республике примерно 240 долларов, увеличившись по сравнению с прошлогодним показателем на 18 процентов. По данным властей, сегодня только 16 процентов граждан республики имеют доходы ниже прожиточного минимума, при этом снижается дифференциация населения по доходам.
     России принадлежит немалая роль в экономическом подъеме Казахстана. Например, товарооборот между нашими странами в прошлом году составил более 8 млрд. долларов, а за первую половину текущего года достиг 4,5 миллиарда долларов. По прогнозам экспертов, к концу 2005 года товарооборот России и Казахстана может превысить запланированный целевой показатель в 10 млрд. долларов.

     
Стратегический союзник


     Астана стала, по сути, одним из главных стратегических и экономических партнеров Москвы в Центральной Азии. В большей степени этому способствовали частые и достаточно эффективные встречи президентов двух стран, которых только за текущий год насчитывается семь. В течение 2005 года были решены практически все спорные вопросы. А на минувшей неделе российский и казахстанский парламенты практически одновременно ратифицировали подписанный в январе 2005 года в Москве договор о самой длинной в мире (более 7,5 тысячи километров) российско-казахстанской границе. Договор в полной мере отвечает интересам двух стран и позволит осуществить мероприятия по укреплению режима границы, не создава- я при этом препятствий свободному общению граждан России и Казахстана.
     Как известно, в настоящее время Астана при содействии Москвы реализует ряд крупных проектов в космической сфере. Так, идет работа по созданию на космодроме Байконур ракетного космического комплекса «Байтерек», который предусматривает создание стартового и технического комплексов на базе расчетов РКК «Ангара». Ракета-носитель, в зависимости от комплектации верхних ступеней, сможет выводить до 30 тонн полезного груза на низкую орбиту. Соглашение же о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса «Байконур» было ратифицировано Госдумой РФ еще в начале года. В частности, оно предусматривает увеличение срока аренды космодрома Россией до 2050 года. А на конец декабря с космодрома Байконур намечен запуск первого казахстанского спутника связи «КазСат». В настоящее время Астана выплачивает около 30 млн. долларов ежегодно за аренду зарубежных спутников.
     Ведется совместная работа по созданию авиационного ракетно-космического комплекса «Ишим» и спутниковой системы «Барыс». Так, «Ишим» предназначен для запуска малых космических аппаратов гражданского назначения. Его базой является самолет МиГ-31, способный поднять на необходимую высоту малогабаритную ракету со спутником. Отделившись от самолета-носителя, ракета, используя собственный двигатель, поднимается на большую высоту и выводит на орбиту относительно небольшой космический аппарат массой до 160 кг. Что касается «Барыса», то эта система обмена данными и связи предназначена для мониторинга сети нефтепроводов. По мнению экспертов, реализация этих программ позволит существенно сократить расходы и решать задачи по экологическим исследованиям, космическому мониторингу, дистанционному зондированию, коммуникационной связи, наблюдению за ситуацией на нефтяных месторождениях.
     Был подписан ряд договоров, снимающих последние вопросы в топливно-энергетической сфере. Это прежде всего совместная разработка перспективного месторождения «Курмангазы» на Каспии, а также урегулирование задолженности «Казахэнерго» перед РАО «ЕЭС».
     Одной из важнейших сфер двустороннего сотрудничества Москвы и Астаны продолжает оставаться военное и военно-техническое сотрудничество. Так, недавно ВВС Казахстана получили из России четыре модернизированных в Ростове-на-Дону вертолета Ми-24В, на которых было улучшено навигационное оборудование. На следующий год запланированы ремонт и модернизация еще 5 казахстанских вертолетов.

     НАША СПРАВКА
     Численность армии Казахстана, состоящей из Сухопутных сил, Сил воздушной обороны, Военно-морских сил и Аэромобильных сил, насчитывает около 74 тыс. человек. 65 процентов личного состава являются военнослужащими, проходящими службу по контракту. С 2006 года, согласно принятому 21 июля закону о воинской службе, срок срочной службы будет сокращен с двух лет до одного года. Офицеры по призыву будут служить 24 месяца. В будущем году военный бюджет Казахстана составит около 600 млн. долларов, увеличившись по сравнению с текущим годом на 140 млн. долларов.

     Россия в свою очередь арендует у Казахстана несколько полигонов. Их площадь составляет 10,6 млн. гектаров. Речь идет об использовании расположенных на территории Казахстана объектов и боевых полей 4-го государственного центрального полигона РФ, 929-го государственного летно-испытательного центра, испытательного полигона Сары-Шаган, а также испытательного полигона Эмба. С 1 января 2006 года российские вливания в казахстанский бюджет за аренду составят 24,78 млн. долларов ежегодно. Примечательно, что на днях главы оборонных ведомств двух стран подписали пакет протоколов, регулирующих вопросы аренды российскими Вооруженными силами объектов и полигонов на территории Казахстана.
     Москва и Астана активно взаимодействуют в рамках таких интеграционных структур, как Содружество независимых государств, Евразийское Экономическое сообщество, Единое экономическое пространство, Организация Договора о коллективной безопасности, Шанхайская организация сотрудничества, Организация Центрально-Азиатского сотрудничества.
     Особое место отводится сотрудничеству в обеспечении коллективной безопасности. Так, в мае Казахстан ратифицировал соглашение об оперативном оборудовании территории, совместном использовании объектов военной инфраструктуры государств - членов ОДКБ. Еще месяцем ранее Нурсултан Назарбаев подписал закон о ратификации соглашения с РФ о совместном планировании применения войск в интересах безопасности двух государств. Целью соглашения является объединение усилий и согласованных действий Казахстана и России в вопросах обеспечения совместной обороны в рамках общего военно-стратегического пространства, исходя из международных обязательств в формате ОДКБ. Предполагается, что органы военного управления будут совместно решать вопросы организации и осуществления взаимодействия, связи и скрытого управления войсками, поддержания боевой и мобилизационной готовности вооруженных сил, других войск и воинских формирований сторон, предназначенных для совместных действий, а также определять порядок их перевода в боевую готовность.
     Как показывают прогнозы, сохранение Нурсултаном Назарбаевым за собой поста президента Казахстана не только благоприятно скажется на дальнейшем развитии российско-казахстанского сотрудничества, но и в целом упрочит стабильность в Центрально-Азиатском регионе.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex