на главную страницу

30 Ноября 2005 года

Армия и общество

Среда

«Грязные деньги»

Валерий ЩЕГОРЦОВ, доктор философских наук, научный руководитель Института геополитической информации «Энергия».



Недавно российские СМИ сообщили об аресте заместителя начальника управления кредитных организаций Федеральной налоговой службы (ФНС) и работника Московского главного территориального управления Банка России, обвиненных в вымогательстве взятки в размере нескольких миллионов долларов. Высокопоставленных чиновников взяли, как говорится, с поличным сотрудники управления по борьбе с экономическими преступлениями ФСБ и управления безопасности ФНС. Как утверждают в частных разговорах «знающие люди», таких фактов коррупции в налоговых и других органах финансового контроля немало. В пользу того, что это не наветы, свидетельствуют шикарные загородные особняки под Москвой, в которых проживают многие федеральные и столичные чиновники. Ни один из них теоретически не в состоянии на свою зарплату построить себе такие коттеджи, но на деле…

     ЯВЛЕНИЕ коррупции, увы, также старо, как наш мир. Ежегодно в мире, по оценкам экспертов, легализуется незаконных доходов около 1,3 трлн. долларов США. В обиходе этот процесс называется «отмыванием грязных денег». При этом в отличие от 1970—1980-х годов преступные доходы от торговли наркотиками составляют лишь треть этой суммы. Наряду с «наркодолларами» по всему миру «отмываются» многомиллионные взятки высокопоставленных чиновников из стран «третьего мира» и бывшей социалистической системы, как прибыли организованной преступности от незаконной торговли алкоголем, компьютерными программными продуктами, современными технологиями и оружием. Криминальные организации быстро подстраиваются под изменения в национальной законодательной базе отдельных государств и четко отслеживают появление новых финансовых инструментов и возможностей для проведения своих операций.
     Преступная деятельность по легализации «грязного» капитала при этом динамично «интернационализируется». Так, печально известный «картель Кали», китайские «триады» или пресловутая «русская мафия» давно не являются исключительно колумбийской, китайской или российской организациями, ибо превратились в транснациональные синдикаты. Безусловно, сохраняется их определенная специализация по регионам и сферам преступной деятельности. Для разграничения сфер влияния и координации своей деятельности, по имеющейся информации, лидеры транснациональной преступности периодически проводят собственные «саммиты». Первая подобная «встреча в верхах» состоялась в Праге несколько лет назад, остальные прошли вне национальных границ - на комфортабельных лайнерах в Средиземном море. Среди участников этих встреч были крупнейшие руководители преступного мира из США, России, Китая, Японии, Италии и нескольких латиноамериканских стран.
     Места легализации незаконных доходов, как правило, тесно связаны с наркоторговлей. Однако наряду с традиционными наркопроизводящими регионами и «странами-прачками», легализующими незаконные доходы преступников, в мире появляются и неподконтрольные государствам многофункциональные «серые зоны». Так, в Азии – на границе между Ираном, Афганистаном и Пакистаном - возникла подобная зона, получившая название «Золотой крест». В один из крупных центров легализации преступных доходов, как ожидается, скоро превратятся расположенные в акватории Индийского океана Сейшельские острова. После распада Советского Союза в системе наркобизнеса и «отмывания денег» образовались новые динамично развивающиеся криминальные очаги - Кавказ и Центральная Азия.
     ДОХОДЫ, получаемые в результате противоправной деятельности, берут свое начало, как правило, в виде наличных денег. Однако правонарушители, обладая значительными суммами таких денег, все же не могут свободно совершать крупные сделки, инвестировать капиталы в экономику, приобретать недвижимость. В связи с этим деньги контрабандой или иным способом перемещаются за пределы страны.
     Особенно удобно, по заключению экспертов, «отмывать деньги» в специальных оффшорных зонах отдельных государств и даже полностью «оффшорных странах» (в основном, это крошечные островные государства, разбросанные на тихоокеанских просторах или в Карибском бассейне), которые открыто рекламируют свои услуги в данной области. Привлекательными для «отмывания денег» являются и некоторые западно-европейские государства, например, Швейцария, Лихтенштейн, Австрия, Люксембург, Монако, Андорра, Сан-Марино. Потом «отмытые средства» поэтапно инвестируются в законное предпринимательство, перемещаются на счета в зарубежных банках, объединяются с доходами законного бизнеса и переводятся с одного счета на другой посредством серии сложных операций.
     Распространению деятельности по легализации преступных доходов способствуют несовершенство национальной законодательной базы, традиционная закрытость кредитно-финансовых учреждений, их приверженность принципу «банковской тайны». В результате заинтересованные лица (физические и юридические) получают возможность не только перемещать деньги по всему миру, но и легализовывать их.
     Практически безграничные потенциальные возможности таких новых технологий, как финансовые операции через компьютерные сети, включая Интернет, расчеты с помощью банковских карточек со встроенными микросхемами и международных электронных дебитовых карточек, уже привлекли внимание преступных организаций, которые отрабатывают новые схемы работы и нанимают для их практической реализации квалифицированных специалистов.
     НОВЫЕ тенденции в стратегии преступных синдикатов, разумеется, учитываются национальными правоохранительными службами, пресекающими легализацию незаконных доходов. Сегодня ставка в борьбе с «отмыванием денег» делается на Западе на глобальную сеть электронных методов выявления подозрительных трансакций, а также на получение оперативных данных, в том числе от внедренных в преступные международные группировки специальных агентов полиции. Появившаяся возможность сведения ведомственных учетов различных государственных и частных учреждений в единую базу данных позволяет эффективно применять методы автоматизированного поиска и установления подозреваемых лиц.
     При этом борьба с теневой экономикой и преступностью в экономической сфере перестала быть делом лишь финансово-налоговых и погранично-таможенных органов. В нее все активнее вовлекаются специализированные подразделения полиции и спецслужбы с их квалифицированными кадрами, агентурными возможностями и оперативно-техническими средствами. Новейшая компьютерная техника, современные программные продукты и «искусственный интеллект» используемых правоохранительными органами ЭВМ позволили разработать на Западе типовые схемы «отмывания денег» и моделировать подозрительные случаи.
     До недавнего времени сам факт попытки «отмывания» криминальных денег и собственности на Западе не являлся уголовным преступлением и эти вопросы интересовали лишь налоговые службы. В настоящее время это положение радикально меняется. На уровне ООН принята конвенция по борьбе с транснациональной организованной преступностью, призванная привести к общему знаменателю национальные законодательства. Одной из целей конвенции является урегулирование вопросов, связанных с конфискацией собственности, добытой преступным путем, и отменой «банковской тайны», если в отношении вклада или финансовой операции имеются обоснованные подозрения в «отмывании» денег. Конвенция ООН позволяет значительно упростить процедуры конфискации за рубежом собственности, добытой преступным путем, а также процесс взаимной юридической помощи и экстрадиции преступников.
     Одновременно принимаются меры по противодействию коррупции государственных чиновников развивающихся государств и пресечению их попыток вывоза украденных финансовых средств в страны «золотого миллиарда». В 2001 году федеральная резервная система США ужесточила правила работы американских банков с высшими должностными лицами иностранных государств. Документ под названием «Руководство по усилению контроля за трансакциями, которые могут быть связаны с коррупционными доходами иностранных должностных лиц» призван помешать проникновению нелегально полученных доходов в американскую финансовую систему. Помимо самих чиновников новый порядок коснулся также членов их семей и доверенных лиц. На американские банки возлагается обязанность устанавливать происхождение переводимых на их счета сумм. Выполняя новые правила, кредитно-финансовые институты в США должны теперь собирать весьма обширную информацию о своих высокопоставленных зарубежных клиентах, в том числе о размерах официально получаемого ими жалованья и всех надбавок.
     ЭТИ меры федеральной резервной системы США - одного из самых могущественных финансовых институтов мира - следует рассматривать в контексте глобальных экономических процессов. Известно, что ведущие страны и подконтрольные им организации (такие, как МВФ и Всемирный банк) провозгласили курс на повышение прозрачности мировой экономики.
     Международный валютный фонд ввел более строгие нормы предоставления кредитов, следствием которых стали, в частности, требования о международном аудите российского Центробанка и Сбербанка. Вместе с тем, как полагают некоторые эксперты, здесь прослеживается и политическая подоплека, учитывая, что в подготовке указанного «Руководства» участвовали не только специалисты федеральной резервной системы (ФРС) и министерства финансов США, но и представители госдепартамента. Хотя новые правила касаются всех стран, особые последствия они могут иметь для России, учитывая, что ФРС действует в русле политики Буша-младшего. Американские должностные лица, не секрет, не раз заявляли, что ранее (при администрации демократа Клинтона) «международная помощь фактически поощряла становление коррумпированного режима в России».
     Тема «российской тотальной коррупции» и «русских грязных денег», похоже, может стать актуальной не только в США, но и в других ведущих странах Запада по политическим мотивам.
     ПОЭТОМУ следует различать закономерные усилия правоохранительных структур западных государств по пресечению незаконную деятельность по легализации преступных доходов, в которую замешаны некоторые российские граждане, и попытки определенных кругов использовать кампанию борьбы против «грязных денег» для международной дискредитации России и нанесения ущерба ее национальным экономическим интересам.
     Сама Россия находится только в самом начале пути по организации борьбы с организованной преступной деятельностью в сфере финансов, «отмыванием грязных денег» и их легализацией (хотя первые успехи на этом пути уже есть). Нашей стране требуется ускорить серьезную переработку существующей нормативной правовой базы и наращивать консолидацию усилий соответствующих российских ведомств. России целесообразно активнее участвовать (с учетом своих национальных интересов) в разработке общемировых стандартов оперативно-разыскной деятельности правоохранительных органов по борьбе с международной финансовой преступностью, наркобизнесом и терроризмом.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex