на главную страницу

1 Декабря 2005 года

Тема номера

Четверг

ИНТЕРЕСЫ РОССИИ – ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

На вопросы «Красной звезды»
отвечает директор
Федеральной службы
по военно-техническому
сотрудничеству России
с иностранными государствами
Михаил ДМИТРИЕВ

Анатолий АНТИПОВ, «Красная звезда».
Фото Юрия ШИПИЛОВА, Павла ГЕРАСИМОВА.



Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству России с иностранными государствами (ФС ВТС) ведет свою историю с Указа Президента РФ от 1 декабря 2000 г. № 1953 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами». За прошедшие пять лет система ВТС устоялась и доказала свою жизнеспособность. Сейчас она воспринимается как надежная и стабильно функционирующая государственная схема с достаточно отлаженным механизмом взаимодействия всех заинтересованных органов государственной власти и организаций России. Но так было не всегда…

     - Михаил Аркадьевич, давайте перенесемся на пять лет назад. Почему возникла необходимость перестройки всей системы ВТС?

     - Необходимость перестройки возникла гораздо раньше, но возможности для ее осуществления появились пять лет назад. Опыт функционирования системы ВТС в 1990-е годы показал настоятельную необходимость иметь в этой сфере единый регулирующий государственный орган. Недостаточный уровень руководства этой сферой со стороны государства, несогласованность действий предприятий и бесконтрольность в работе государственных посредников (которых на тот момент было 3) не давали возможности наращивать объемы экспорта, сузилась география и номенклатура экспорта. В частности, в 1994-1997 гг. объем экспорта российской продукции военного назначения (ПВН) составлял в среднем за год 2.200 - 2.300 млн. долл. США.
     Вот почему в конце 2000 года Президент Российской Федерации В. Путин подписал основные нормативные правовые документы в области военно-технического сотрудничества, позволившие предопределить стратегию и тактику поступательного наращивания объемов российского оружейного экспорта. Среди этих документов - Указ № 1834 от 4 октября 2000 года «О создании федерального государственного унитарного предприятия «Рособоронэкспорт», а также Указ № 1953 от 1 декабря 2000 года «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами».
     В соответствии с этими указами и был образован Комитет Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (КВТС России).
     Эти преобразования позволили укрепить монополию государства в сфере ВТС, устранить конкуренцию между российскими посредниками, улучшить координацию работы в целом на внешних рынках. Последующие годы подтвердили правильность президентского решения.
     Благодаря принятым мерам общий объем отечественных поставок продукции военного назначения за рубеж в последние годы возрос более чем в полтора раза, и сегодня можно говорить о том, что Россия восстанавливает свои позиции на мировом рынке вооружений, а существующая сегодня система ВТС России достаточно жизнеспособна и эффективна.
     Справка «КЗ». Рост экспортных поставок российских вооружений и военной техники составил (млрд. долл. США): 2000 г. – 3,681; 2001 г. – 3,705; 2002 г. – 4,81; 2003 г. – 5,4; 2004 г. – 5,8.

     - На каких, образно говоря, правовых китах строится деятельность в области ВТС?

     - Правовую основу системы ВТС, помимо закона «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» и Указа Президента РФ «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами», составляют также Концепция государственной политики в области ВТС Российской Федерации с иностранными государствами на период до 2010 года и Указ Президента РФ от 16 августа 2004 года № 1083 «Вопросы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству».
     Именно на базе этих нормативных правовых актов выстроена и реализуется политика России в сфере ВТС, сформулированы ее стратегические направления и интересы в развитии отношений с зарубежными странами. Эти документы определяют место, роль и порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по координации деятельности и контролю в области ВТС Российской Федерации с иностранными государствами и решению других задач государственного регулирования в данной области.
     С момента своего создания КВТС России, затем Федеральная служба ВТС является головным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим во взаимодействии с другими государственными структурами реализацию решений Президента РФ и Правитель-ства РФ по регулированию и контролю деятельности в области ВТС с иностранными государствами и обеспечивающим исполнение положений международных договоров в вопросах военно-технического сотрудничества. ФС ВТС подотчетна Министерству обороны России и работает в тесном взаимодействии с его структурными подразделениями.
     Помимо нашей Федеральной службы в сфере ВТС участвуют и другие федеральные органы исполнительной власти.
     Справка «КЗ»: ФС ВТС России – одно из ключевых звеньев выстроенной вертикали управления военно-техническим сотрудничеством, которое несет ответственность за осуществление контроля и надзора в этой сфере. Федеральная служба имеет право самостоятельно принимать решение о поставках вооружений, что значительно сокращает срок прохождения обращений о поставке военной продукции иностранным заказчикам.

     - Расскажите, пожалуйста, более подробно о взаимодействии с военным ведомством.

     - Министерство обороны Российской Федерации в системе ВТС играет важнейшую роль, оно определяет политику в этой сфере. Его структурам принадлежит право вносить на рассмотрение и утверждение Президентом РФ изменения и дополнения в перечень разрешенной к экспорту продукции военного назначения. Отвечающие за этот важнейший участок работы подразделения Минобороны России внимательно следят за изменениями на мировом рынке ВВТ, разработкой и производством образцов новой российской техники и, в случае ее конкурентоспособности, выходят с предложениями об их включении в упомянутый перечень.
     Отлаженное взаимодействие всех органов федеральной власти в существующей системе российского ВТС позволяет не только экономически эффективно работать, но и стать инструментом внешней политики России, который призван укреплять позиции нашего государства в том или ином регионе мира, создавать выгодный для России региональный баланс сил.
     Решение этих задач невозможно без тесного взаимодействия и координации усилий всех участвующих в процессе федеральных органов исполнительной власти, госпосредника, разработчиков, производителей и экспортеров ВВТ - субъектов ВТС.

     - Речь идет о тех ведомствах, которые имеют свои загранпредставительства?

     - Совершенно верно. Деятельность за рубежом по линии ВТС должна быть согласованной и скоординированной, чтобы не нанести стране политический и финансовый ущерб, тем более сейчас, когда на мировой рынок оружия выходит значительное число новых российских субъектов ВТС, предприятий ОПК, которые, на основе решения Президента РФ, имеют право на экспортные поставки своей продукции - запасных частей и комплектующих к ранее поставленной технике.
     Показатели, которых мы добились в последнее время, говорят об устойчивости российских позиций на региональных рынках оружия. В 2004 году Россия реализовала продукции в военно-технической сфере на 5,8 млрд. долл. США, а валютная выручка выросла до 6 млрд. долл. США. Сегодняшний «портфель» заказов на российскую ПВН составляет 14-15 млрд. долл. США. Он уже давно и достаточно устойчиво держится на этом уровне. Основной объем экспорта российской продукции военного назначения обеспечивает государственный посредник ФГУП «Рособоронэкспорт». В 2004 году это предприятие поставило за рубеж спецпродукции на сумму более 5 млрд. долл. США.
     География наших поставок военной продукции довольно обширна. Помимо традиционных партнеров России, к которым, прежде всего, относятся Индия и Китай, достаточно активно ведут себя наши партнеры в Южной и Юго-Восточной Азии - Вьетнам, Южная Корея, Малайзия, Таиланд, Мьянма и ряд других стран. Неплохие перспективы сотрудничества в сфере ВТС имеются с Северной Африкой, а также со странами Ближнего Востока. В позитивном для нас направлении меняется ситуация в Латинской Америке.
     Можно говорить об определенном улучшении работы по линии ЗИПа и техобслуживания. Наметившиеся позитивные изменения здесь во многом связаны с выдачей новых лицензий на ведение внешнеэкономической деятельности в сфере ВТС. Сейчас предприятий, имеющих такую лицензию, - 16. Их количество в дальнейшем будет увеличиваться. Бесспорным лидером в этой сфере на данном этапе является ОАО «Компания «Сухой», которое в 2004 году выполнило контракты на общую сумму 135 млн. долл., а в этом году планирует самостоятельно поставить на экспорт запчастей и предоставить услуги по сервисному обслуживанию эксплуатирующихся за рубежом истребителей марки «Су» на сумму около 180 млн. долл. Хорошие перспективы есть и у ряда других российских предприятий.

     - Столь серьезные результаты были достигнуты в условиях усиления конкуренции на мировом рынке оружия. Кто они, наши конкуренты в этой области?

     - Помимо наших традиционных конкурентов - США, Франции, Великобритании, - появились и новые «игроки» - Украина, Израиль, и в самое последнее время - Китай. Закономерно, что в связи с усилением конкуренции резко повысились требования к качеству поставляемой продукции, обеспечению постоянного и качественного послепродажного обслуживания, быстрой поставке запчастей.
     В связи с этим хочется сказать вот о чем. 10 сентября с.г. Президент РФ подписал Указ «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами», в котором, в частности, предусмотрен ряд мер по повышению эффективности ВТС. Устранены, например, факторы, сдерживающие оперативность и гибкость в этой работе, меньше стало ступеней согласования при принятии решений по поставкам продукции военного назначения. При этом усилены координирующая и контрольная функции государства в деятельности субъектов ВТС. В итоге новые шаги в области ВТС призваны повысить авторитет отечественных спецэкспортеров, а также привлекательность для зарубежных партнеров российского рынка вооружений.

     - Как вы расцениваете перспективы России на мировом рынке вооружений?

     - Российский прорыв на мировые рынки вооружений в последние пять лет можно назвать знаковым, поскольку он совершен на фоне нестабильности мирового рынка оружия, превышения на нем предложения над спросом и недостаточного государственного заказа на военную продукцию в нашей стране. Это один из главных показателей жизнеспособности и действенности выбранной модели российской системы военно-технического сотрудничества с зарубежными странами.
     Несмотря на эти факторы, представляется, что Россия имеет значительный потенциал для укрепления своих позиций. Важность освоения новых ниш на рынке оружия для нас трудно переоценить - это дало бы возможность больше средств направить на модернизацию находящихся в строю вооружений, на проведение НИОКР по созданию новых высокотехнологичных образцов ВВТ и т.д.
     Российское руководство уделяет большое внимание вопросам развития ВТС со странами СНГ и участниками Договора о коллективной безопасности. Проблем здесь немало. Некоторые наши соседи составляют нам конкуренцию на международных рынках оружия. Со своей стороны мы стремимся принимать взаимоприемлемые решения, развивать взаимовыгодную кооперацию, совместно выходить на рынки третьих стран.
     Определенные перспективы наметились и в отношениях с нашими бывшими союзниками по Варшавскому договору - государствами Центральной и Восточной Европы. Причем фактором, обеспечивающим наличие возможностей для сегодняшнего сотрудничества с ними, выступает, как это ни парадоксально, ориентация этих стран на НАТО. Ведь это предполагает переход их вооруженных сил на натовские стандарты, а в условиях ограниченности средств на перевооружение выходом, как правило, становится модернизация существующего вооружения российского (советского) производства.
     Немаловажен вопрос и о взаимодействии в сфере ВТС с НАТО - как с его центральными структурами, так и с ведущими странами этого блока - США, Великобританией, Францией, Германией и Италией, которые сами являются крупнейшими экспортерами ПВН (с тремя последними у нас активно действуют межправительственные комиссии по ВТС).
     Для нас это уникальная возможность ознакомиться с чужим опытом в сфере кооперационного сотрудничества в военно-технической области, ведь, несмотря на то обстоятельство, что каждая из упомянутых стран является сильным конкурентом в поставках ВВТ на мировом рынке оружия, российские предприятия ОПК все же могут взаимодействовать с их фирмами по отдельным проектам и проводить совместные НИОКР по тем или иным направлениям. Единственное условие - осуществлять подобное сотрудничество на согласованной нормативно-правовой базе при неуклонном соблюдении и защите военных и экономических интересов России.
     Важно отметить и то, что Россия никогда не нарушала принятые на себя международные обязательства. Мы всегда соблюдали и соблюдаем правила международных контрольных режимов.
     В целом система ВТС, которая в этом виде успешно функционирует вот уже пять лет, дала положительные результаты. Представляется, что в дальнейшем залог успеха - это сочетание способности учитывать новые тенденции сегодняшнего быстро меняющегося мира с четким проведением собственной политики, отвечающей национальным интересам.
     


     
Руководству и коллективу Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству

     
От имени Коллегии Министерства обороны и от себя лично поздравляю руководство и всех сотрудников ФС ВТС России с пятилетием со дня образования Комитета Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами – Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству!
     Создание в стране федерального органа исполнительной власти, играющего ключевую роль в реализации государственной политики, осуществлении контроля и надзора в области военно-технического сотрудничества, без всякого сомнения, было логичным и своевременным. Оно позволило укрепить монополию государства на экспорт продукции военного назначения, усилить координацию деятельности всех структур, задействованных в разработке, производстве и сбыте вооружений, обеспечить в сложных современных условиях планомерный рост доходов страны и сохранение ее лидирующих позиций на мировом рынке.
     Сложившаяся за эти годы система военно-технического сотрудничества доказала свою жизнеспособность и воспринимается сегодня как надежная и стабильно функционирующая схема с достаточно отлаженным механизмом взаимодействия всех заинтересованных органов государственной власти, организаций и предприятий отечественной промышленности.
     Своим повседневным трудом специалисты ФС ВТС России вносят весомый вклад во всестороннюю и целенаправленную поддержку российских оружейников, активно содействуют сохранению и развитию научно-технического потенциала страны, созданию необходимых условий для строительства и оснащения ее Вооруженных Сил, укрепления оборонной мощи Отечества в целом.
     От всей души желаю руководству, всему коллективу Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству доброго здоровья, счастья, дальнейших успехов в труде на благо России!

     
Заместитель председателя Правительства
Российской Федерации – министр обороны
Российской Федерации С. ИВАНОВ.

     


     Директору Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России с иностранными государствами Михаилу Дмитриеву.
     Уважаемый Михаил Аркадьевич!
     От имени ФГУП «Рособоронэкспорт» сердечно поздравляю вас и весь коллектив Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству с пятилетним юбилеем!
     Новая система управления в области военно-технического сотрудничества с зарубежными государствами, созданная указом Президента Российской Федерации, доказала свою жизнеспособность и эффективность. В этом мы видим в первую очередь заслугу Президента РФ и, несомненно, руководства и всех сотрудников ФС ВТС.
     За прошедшие пять лет Россия полностью восстановила и продолжает укреплять позиции на мировом рынке вооружений. Объем экспорта уже не первый год уверенно превышает планку в пять миллиардов долларов. С учетом изменения конъюнктуры рынка ФС ВТС проводит вдумчивую, гибкую политику, нацеленную на увеличение объемов продаж продукции российского оборонно-промышленного комплекса за рубеж.
     Сложно переоценить важность взаимодействия ФС ВТС и ФГУП «Рособоронэкспорт». Благодаря тесному сотрудничеству и взаимной помощи многие сложнейшие вопросы в области военно-технического сотрудничества разрешаются нами с высокой эффективностью.
     Желаю всем сотрудникам Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству здоровья, счастья, новых достижений и успехов на благо нашего Отечества!



     
Генеральный директор ФГУП «Рособоронэкспорт»
Сергей ЧЕМЕЗОВ.



     Уважаемый Михаил Аркадьевич!
     Позвольте в Вашем лице тепло и сердечно поздравить весь коллектив Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации с пятилетием со дня образования!
     Это знаменательная веха в истории Федеральной службы по ВТС РФ. За пять лет существования удалось отладить механизм взаимодействия государственных органов власти и организаций, что позволило увеличить объем российского экспорта вооружения и военной техники. Федеральная служба по ВТС РФ эффективно использует богатый опыт своих предшественников, обеспечивая развитие военно-технических связей с другими государствами на взаимовыгодной и долговременной основе.
     Сегодня Федеральная служба по ВТС РФ – это ключевое звено в сфере военно-технического сотрудничества. Огромная заслуга в этом принадлежит высокопрофессиональному, дружному и очень трудолюбивому коллективу, который может по праву гордиться тем, что его деятельность направлена не только на завоевание авторитета России на международном рынке вооружений как великой державы, способной производить конкурентоспособную высокотехнологичную продукцию, отвечающую лучшим мировым стандартам, но и на возрождение отечественного оборонно-промышленного комплекса.
     От имени своих коллег и от себя лично хочу поздравить Вас, уважаемый Михаил Аркадьевич, и всех сотрудников Федеральной службы по ВТС РФ с пятилетием со дня образования и пожелать крепкого здоровья, новых достижений во благо России, благополучия и процветания.

     
С искренним уважением
Генеральный директор Национальной инновационной
компании «Новые энергетические проекты»
Борис КУЗЫК.



     «Русский Страховой Центр» поздравляет Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству с пятилетием со дня образования, выхода Указа Президента РФ № 1953 от 1 декабря 2000 года. Желаем руководству Службы и всему коллективу дальнейших успехов в деятельности на благо нашей страны.
     ФС ВТС вносит весомый вклад в повышение эффективности в укреплении международного престижа России, финансово-экономического положения предприятий ОПК. Федеральная служба играет важнейшую роль в выстроенной под руководством Президента РФ системе экспорта отечественной продукции военного назначения. За небольшой с исторической точки зрения период ФС ВТС удалось найти пути эффективного решения сложных и ответственных задач в этой сфере. Профессионализм, чувство ответственности и трудолюбие сотрудников Федеральной службы лежат в основе высокого авторитета вашего ведомства.
     Результаты пятилетней деятельности ФС ВТС, которой принадлежит ключевая роль в обеспечении взаимодействия органов государственной власти и субъектов ВТС, трудно переоценить. За это время выстроена взвешенная система управления и координации работы в сфере военно-технического сотрудничества, которая исключает недобросовестную конкуренцию и возможность утечки военных технологий за рубеж. Эта система сочетает в себе лидерство единого госпосредника по продаже готовой продукции военного назначения ФГУП «Рособоронэкспорт» и налаженную работу спецэкспортеров по экспорту запчастей и предприятий, оказывающих услуги инозаказчикам по ремонту и обслуживанию техники.
     В связи с пятилетием со дня образования Федеральной службы хотелось бы пожелать всему коллективу ФС ВТС дальнейшей активной и плодотворной работы в деле укрепления международного авторитета России и ее великих мастеров-оружейников.

     
Председатель правления СОАО «РСЦ» Дмитрий ИЗВЕКОВ.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex