на главную страницу

1 Декабря 2005 года

Наша жизнь

Четверг

НЕДОСТРОЙ

3.000 ПИСЕМ НА ОДНУ ТЕМУ

Подготовил Наиль ГАФУТУЛИН.
Фото Павла ГЕРАСИМОВА.



По официальным данным, в Минобороны, МЧС (включая Федеральную пожарную службу), ФСБ, Внутренних войсках МВД России насчитывается около двухсот тридцати тысяч семей, которые либо нуждаются в улучшении жилищных условий, либо вообще не имеют квартир. В Российской армии нет жилья у каждой третьей семьи офицера или прапорщика. Свыше 30 процентов жилищного фонда не отвечает санитарным и техническим требованиям. В течение 2004–2005 годов в Кремль было адресовано более трех тысяч писем по этой проблематике. На их основе Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан подготовило отчет «О проблемах обеспечения жильем военнослужащих».

     
Проблемы влияют на жизнь


     Во-первых, большинство из них несет серьезные материальные издержки. Судя по письмам, оплата за поднаем двухкомнатной квартиры в крупных административных центрах составляет от трети до половины жалованья офицеров, а в Москве превышает их среднее денежное довольствие. Поэтому увеличенные в текущем году компенсации за поднаем жилья не покрывают расходов.
     Во-вторых, бытовая неустроенность влечет за собой серьезные социальные последствия. В частности, по сведениям Общероссийского профессионального союза военнослужащих, половина семей молодых военных не имеет детей, распадается до 40 процентов браков, число офицеров-холостяков за последние пять лет увеличилось в 2,5 раза.
     В-третьих, дополнительные нагрузки ложатся на бюджеты силовых ведомств. Поскольку отслуживший положенное время офицер не может быть уволен без предоставления жилья, он остается в распоряжении командира воинской части. Многие военнослужащие ждут решения проблемы годами. Например, капитан В. Галечик находится в распоряжении командира воинской части 6717 Внутренних войск МВД России уже восьмой год, майор ВВС С. Чечеткин – около трех лет. Только в Федеральной пограничной службе на содержание почти семисот военнослужащих, которые должны быть уволены по организационно-штатным мероприятиям и по выслуге лет, ежегодно расходуется 117 млн. рублей, что сопоставимо со стоимостью строительства 100-квартирного жилого дома.
     В-четвертых, «ненадежный тыл» отрицательно сказывается на выполнении боевых задач. Показательно заявление преподавателя Тихоокеанского военно-морского института С. Елизарьева: «Трудно ждать высокой отдачи от офицера, который вынужден думать не о том, как лучше выполнить поручение, а о том, как обеспечить семью хотя бы временным жильем».
     Таким образом, жилищная проблема затрагивает интересы не только каждого офицера или прапорщика, всех силовых структур, но и общества в целом. Она является одной из базовых проблем военного строительства.

     
О практике ГЖС


     Эта тема обсуждается в большинстве писем (две трети почты). Корреспонденты одобряют идею адресных субсидий на покупку, строительство жилья, однако механизмы их реализации признаются несовершенными. В первую очередь потому, что финансовое наполнение ценной бумаги не соответствует рыночной стоимости квартир. Так, сейчас средняя стоимость квадратного метра жилой площади по сертификату в целом по стране определена в 11.170 рублей. Для ряда регионов установлен увеличивающий коэффициент – в Москве и Московской области он составляет 20 процентов. Но рыночная цена квадратного метра даже самой заурядной столичной квартиры как минимум в два раза выше. Подобные ценовые «ножницы» характерны почти для трети территорий. На заседании «круглого стола», прошедшего недавно в Совете Федерации, отмечалось: около 40 процентов лиц, воспользовавшихся сертификатами, приобрели квартиры, площадь которых ниже социальной нормы. Поэтому в почте превалирует мнение, высказанное капитаном 3 ранга П. Легошиным из Санкт-Петербурга: «Квартира не роскошь. Хочешь больше и комфортней – плати по рыночной стоимости. Но покупку военнослужащему социальной нормы жилья государство обязано обеспечить».
     Корреспонденты настаивают на большем выделении сертификатов увольняемым в запас военнослужащим, проживающим в закрытых военных городках. Это объясняется тем, что силовые структуры разработали программы формирования фонда служебного жилья. Только Минобороны России необходимо изыскать в ближайшем будущем более 230 тысяч таких квартир. Однако решение проблемы затруднено. В закрытых военных городках, в которых предполагается сформировать значительную часть такого фонда, проживают 50 тысяч семей, утративших связь с армией. Но количество сертификатов, выделяемых в текущем году ведомству, неадекватно сложившейся ситуации. К тому же ценные бумаги выдаются «в первую очередь увольняемым офицерам, а уже уволенные остаются ни с чем», констатирует прапорщик И. Соловей из Комсомольска-на-Амуре.
     В конце 2003 года Правительство России утвердило подпрограмму «Государственные жилищные сертификаты» на 2004–2010 годы, входящую в состав федеральной целевой программы «Жилище». Однако правила выпуска и погашения ценных бумаг были утверждены лишь год спустя. Это «вызвало большие задержки с их реализацией» – из ответа на контрольные обращения заместителя командующего войсками Ленинградского военного округа М. Бунина.
     Как пишет подполковник В. Кусакин, проходящий службу на космодроме Байконур, на конец августа 2005 года на учете в группе по контролю распределения жилой площади воинской части 11284 состояли более пятисот пятидесяти семей увольняемых и уволенных с военной службы граждан. В то же время за последние пять лет очередникам было выделено в России всего 56 квартир.
     Острую критику вызывает порядок выдачи сертификатов. Участились сообщения об утере документов, поданных на оформление, об их несвоевременном рассмотрении, а также о том, что ценные бумаги нередко получают лица, которым они не положены. Эта информация небеспочвенна. По сведениям Главной военной прокуратуры, в результате комплексной проверки, проведенной в 2004–2005 годах, вскрыто более 10 тысяч нарушений правовых актов при выдаче и реализации сертификатов. Возбуждено свыше 130 уголовных дел. Мерами реагирования освобождено более шести тысяч незаконно удерживаемых квартир. О размерах злоупотреблений свидетельствует и такой факт: два офицера Северо-Западного округа Внутренних войск МВД России путем махинаций смогли похитить у государства свыше 33 миллионов «квартирных» рублей.
     Довольно распространенным явлением стало и увольнение граждан, отслуживших положенное время в силовых ведомствах, либо без предоставления жилья, либо под обещание выделить его в неопределенный срок. По сообщению директора Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава Российской Федерации Н. Винниченко, в текущем году возбуждено более ста исполнительных производств по реализации прав военнослужащих, восстановленных судами. Лица, виновные в злостном неисполнении судебных решений, привлекаются к строгой ответственности. Например, возбуждено уголовное дело в отношении начальника Военного университета радиационной, химической и биологической защиты генерал-лейтенанта В. Манченко. Масштабность нарушений, по мнению авторов, такова, что требует от руководителей силовых ведомств, персонально отвечающих за реализацию жилищной политики, вести постоянный контроль за деятельностью соответствующих служб. Необходимо сделать прозрачной систему реализации жилищных сертификатов, изжить случаи распоряжения ими по своему усмотрению командирами воинских частей и работниками квартирно-эксплуатационных органов, требовать от жилищных комиссий неформального отношения к порученному делу.
     Почта свидетельствует о том, что и местные власти порой не учитывают нужды военных. Показательно коллективное (М. Бутримов и другие) письмо военнослужащих в/ч 69793, обеспечивающих правительственную связь. Более десяти лет их семьи на основании договоров социального найма занимали комнаты в общежитии, принадлежавшем одной из строительных фирм города Сочи. Недавно общежитие переведено в муниципальную собственность, и городские власти немедленно потребовали от связистов освободить помещения.

     
За счет бюджетных источников


     Основной мотив обращений на эту тему сводится к тому, что недостаточное и неритмичное финансирование, распыление средств по многочисленным объектам существенно замедляют строительство и тормозят сокращение очередей на получение жилья. В частности, по сообщению прапорщика В. Филимонова, пятиэтажный панельный дом для военнослужащих Внутренних войск возводился в Краснодаре девять лет, другой – на сорок квартир – за четыре года «дорос до крыши и замер в ожидании финансирования». Нередки факты некачественного строительства. По этой причине, например, два жилых дома, возведенных для военнослужащих Минобороны России в Пензе всего 20 лет назад, уже находятся в аварийном состоянии. Почти двести семей оказались в весьма затруднительной ситуации.
     Ставится вопрос о более активном вовлечении в оборот неиспользуемого силовыми ведомствами имущества: земли и объектов недвижимости, в которые инвесторы готовы вложить деньги в обмен на предоставление квартир. Многочисленные примеры свидетельствуют: пока эти ведомства неохотно расстаются со своей собственностью. Так, жилищно-строительный кооператив при Мичуринском гарнизоне (Тамбовская область) неоднократно просил передать ему для реконструкции под жилье пустующее здание, принадлежащее Минобороны России. Однако должной реакции на просьбу не последовало. Отмечается также, что затянулись сроки инвентаризации недвижимого военного имущества. Это создает условия для бесконтрольного распоряжения им.

     
Ипотека для военных

     Подчеркивается, что новый механизм потенциально способен стать мощным стимулом притока в Вооруженные Силы молодых офицеров, которые смогут получить квартиры не к концу службы, а уже в самом ее начале. Одновременно отмечается: закон о накопительной системе был принят еще в прошлом году, но о сути новшества многим потенциальным участникам системы практически ничего не известно. Есть и такое мнение: «В ходе «прямой линии» глава государства счел необходимым подробно рассказать об ипотеке, а командование воинской части, похоже, считает разъяснительную работу не своим делом», – пишет семья офицера Балтийского флота.

     
Предложения


     Анализ почты позволяет выделить следующие основные предложения:
     – разработать федеральную целевую программу формирования фонда служебного жилья для военнослужащих, проходящих службу по контракту;
     – на основе возможностей государства и негосударственных структур создать внебюджетную самофинансируемую систему массового строительства недорогих квартир, что позволит «оживить» и рынок социально доступного жилья;
     – формировать условия, способствующие привлечению инвесторов для строительства квартир вне военных городков и размещения в них военнослужащих на условиях аренды и найма;
     – за счет усиления социальной защиты офицеров, прапорщиков и других мер по подъему престижа военной службы добиться сокращения числа увольняющихся из силовых структур по истечении минимального срока службы и тем самым снизить потребность во внеслужебном жилье.
     
Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex