Перейти на главную страницу

3 Декабря 2005 года

Азимут

Суббота




Артиллерийская столица

    Гость клуба

    Санкт-Петербург традиционно считают морской столицей России. Но с не меньшим основанием этот город можно назвать и столицей артиллерийской. Помимо научно-исследовательских учреждений, Ржевского полигона, Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, здесь всегда находились военно-учебные заведения, готовящие кадры для артиллерии. Ведущий военный вуз – Михайловская военная артиллерийская академия - в начале декабря отмечает 185-летие. С ее начальником генерал-лейтенантом Владимиром КОНСТАНТИНОВЫМ беседует наш корреспондент.


    - Владимир Александрович, в самом названии академии присутствует слово «Михайловская», символизирующее преемственность традиций. Насколько большое значение вы им придаете в обучении и воспитании слушателей и курсантов?

    - Мы гордимся своим прошлым – немногие учебные заведения в системе высшего и военного образования России имеют такие глубокие исторические корни. Учреждение в Санкт-Петербурге 25 ноября (7 декабря) 1820 года Артиллерийского училища, получившего 19 сентября 1849 года почетное наименование Михайловское - это ответ на объективные требования общественного прогресса и вызов в военной области, брошенный в те годы России европейскими державами. Ученые и педагоги подняли на принципиально новый уровень развитие артиллерийской науки и образования, но они были не в состоянии устранить негативное влияние на развитие отечественной артиллерии отставания от капиталистических европейских стандартов. Кроме того, на протяжении 30 лет (с 1820 по 1850 год) расходы на артиллерию в военной смете Российского государства составили всего лишь 3,4 проц. Поэтому промышленность удовлетворяла потребности полевой и осадной артиллерии на 40 - 50 проц., а крепостной – на 15 - 20 проц.
    Почти закономерные неудачи и поражение России в Крымской войне 1853 - 1856 годов болью отозвались в сознании михайловцев, как и всех патриотов нашего Отечества. Передовые силы российского общества искали пути возрождения военного могущества России. По горячим следам войны, когда еще не стихли бои, на базе офицерских классов училища 30 августа 1855 года была создана Михайловская артиллерийская академия. В наступавшей эпохе «машинных пушек» в планах военной реформы 1860 - 1870-х годов на академию были возложены задачи создания научных заделов в области вооружения. Одновременно она закрепила за собой функцию головного центра артиллерийского образования преимущественно с инженерно-техническим уклоном, курируя и деятельность артиллерийских училищ, готовивших кадры для строевых частей артиллерии. Совместно с Центральными артиллерийскими офицерскими курсами академия сыграла важную роль в формировании самобытной русской школы артиллерии, которая развивалась на равных с передовыми (на начало ХХ века) артиллерийскими школами французской и германской армий.
    Последующие политические кризисы сдержали, но не остановили развитие нашего учебного заведения, потому что его важный вклад в укрепление боеспособности отечественной артиллерии был очевиден. Академию переименовали – она стала военным университетом, выполняя, по сути, прежние задачи. Важным событием в жизни вуза стало возвращение ему статуса академии и закрепление почетного наименования Михайловская.
    Результатом развития в течение 185 лет явилось формирование в Санкт-Петербурге крупнейшего артиллерийского научно-учебного центра. Сегодня академия осуществляет подготовку специалистов для ракетных войск и артиллерии Вооруженных Сил РФ по 5 специальностям программ высшего профессионального образования, по 9 – послевузовского профессионального образования в адъюнктуре и 7 – дополнительного образования.
    - В музее академии, где работает полный кавалер ордена Славы Георгий Кравцов, я видел портреты и фотографии известных выпускников…

    - Нынешним михайловцам есть с кого брать пример. Из стен академии за годы ее существования вышли 80 Георгиевских кавалеров, 52 Героя Советского Союза, 3 Героя России – генерал-лейтенант В. Боковиков, полковник А. Корольков, капитан И. Флеров. Среди выпускников немало маршалов и генералов, крупных военных ученых, в том числе Маршал Советского Союза К. Москаленко, главный маршал артиллерии М. Неделин, маршалы артиллерии Е. Бойчук, В. Михалкин и другие. Академию окончили командующие ракетными войсками и артиллерией Вооруженных Сил РФ генерал-полковники Н. Демидюк, М. Каратуев, В. Зарицкий.

    - Известно, что в стенах академии получили высшее военное образование представители иностранных государств. Как они котируются у себя дома?

    - За годы существования академии значительно укрепился ее международный авторитет. Окончившие учебное заведение слушатели из числа иностранных военнослужащих занимают руководящие посты в армиях 39 дружественных и союзных России стран. В числе выпускников академии вице-президент Болгарии Ангел Марин, заместитель министра национальной обороны Республики Конго генерал-майор Бунгу-Бунгу Пьер, министр гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Республики Монголия генерал-майор Уржин Одхуугийн и другие.

    - Насколько высок уровень подготовки нынешних выпускников?

    - В нынешнем году академия прошла процедуру государственной аттестации, аккредитации и лицензирования. Строгой государственной комиссии мы представили ряд перспективных наработок в области инновационных технологий в образовательном процессе. Как правило, они связаны с заметно модернизированной учебно-материальной базой. Это 100 зданий и сооружений, более 320 помещений, в том числе 18 аудиторий, два клуба, три спортивных зала, более 80 специализированных классов, 17 из которых оборудованы электронно-вычислительной техникой, включая 285 персональных компьютеров. За последние годы материальная база вуза заметно укрепилась, что позволяет активно внедрять в образовательный процесс современные технологии, создавать задел на будущее. Техническую основу этих ноу-хау составляют автоматизированные обучающие курсы, современные имитационные и тренажерные комплексы, компьютеризированные центр боевого управления объединения и учебные командные пункты соединений, частей и подразделений, ракетные и артиллерийские комплексы с командно-штабными машинами управления и средствами артиллерийской разведки. Все они объединены в единую учебную локальную вычислительную сеть.
    Современный научно-педагогический потенциал академии позволяет решать самые сложные и ответственные задачи, которые ставит военная практика. У нас трудятся 16 действительных членов различных академий, 25 докторов и 175 кандидатов наук, 40 профессоров, 105 доцентов и старших научных сотрудников. Из 147 педагогов-военнослужащих 64,6 процента имеют ученые степени и звания.

    - От выпускников военных вузов, прибывающих в войска, требуется как можно быстрее адаптироваться в должности. Какова доля практических занятий в учебных программах?

    - Сегодня она у слушателей и курсантов составляет от 60 проц. времени обучения на основных специальностях и до 90 проц. – на специальностях по программам дополнительного образования. Подготовка слушателей и курсантов осуществляется в ходе деловых игр, командно-штабных учений, групповых упражнений.
    Ежегодно 8 - 10 процентов слушателей и курсантов оканчивают академию с золотой медалью, а почти каждый пятый – с дипломом с отличием. По отзывам из войск, выпускники академии – это высокоподготовленные, верные традициям артиллерии офицеры.
    

На снимке: начальник Михайловской военной артиллерийской академии генерал-лейтенант Владимир КОНСТАНТИНОВ.
 ||  Беседу вел Олег ПОЧИНЮК.



Под парусами «Крузенштерна»


    Продолжается кругосветное плавание учебного парусного судна «Крузенштерн». Длительный четырнадцатимесячный поход совершается в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне и 200-летия первой русской кругосветки под командованием капитан-лейтенантов И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. В нем наряду с курсантами Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота РФ приняли участие пять лучших курсантов военно-морских училищ Калининграда и Санкт-Петербурга. О том, как прошла первая практика на настоящем парусном судне, каковы их впечатления и пожелания – тема нашей с ними беседы.

    Разговор с Антоном Папшевым, Артемом Никоновым, Денисом Дновым, Максимом Букиным и Антоном Юриным начался с обсуждения общих впечатлений о легендарном российском паруснике и его экипаже. И это неудивительно. Ведь само нахождение на нем, да еще в таком ответственном рейсе, – редчайшее везение и огромная удача. Свой шанс ребята благодаря своему ответственному подходу к учебе не только не упустили, но и постарались использовать по максимуму.

    Антон ПАПШЕВ. Калининградский военно-морской институт имени Ф. Ушакова. Факультет радиосвязи особого назначения. Участник юбилейного парада на Красной площади в честь 60-летия Великой Победы.
    - Впечатления потрясающие. Три с половиной месяца, которые я провел на «Крузенштерне», - во многом поменяли прежние взгляды на жизнь. Даже характер, чувствую, изменился. Конечно же в лучшую сторону. Появилась еще большая тяга к службе на флоте, хотя конечно же разница между практикой – я имею в виду не сугубо профессиональную, а общесудовую морскую - на боевом корабле и на парусном судне есть.
    В первую очередь – временная. На флоте она в основном рассчитана на две недели и редко длится более месяца. За такой короткий промежуток попросту не успеваешь привыкнуть к морю. А это, на мой взгляд, для будущего моряка немаловажно.
    Полноценные вахты и постоянные круглосуточные авралы заставляют чувствовать себя в самом центре судовой жизни, ответственным и за товарищей, и за себя. В немалой степени этому содействует уважительное отношение к курсантам командного состава парусника. Командиры умеют дать практиканту возможность ощутить себя нужным, полезным для всего экипажа, членом единой судовой семьи. Отсюда и соответствующая отдача.
    Еще один аспект. Все работы с парусным вооружением на «Крузенштерне» выполняются вручную. А физическая закалка и выносливость для военного моряка – дело далеко не последнее.
    Что касается непосредственно учебной практики. Судно оснащено самым современным оборудованием. Как навигационным, так и радиоэлектронным. Специалисты – высочайшего класса, всегда находят время и для ответа на любой интересующий курсанта вопрос. Находятся в курсе дел по самым современным научным и техническим разработкам. Иными словами, на «Крузенштерне» есть чему и у кого научиться.

    Артем НИКОНОВ. Калининградский военно-морской институт имени Ф. Ушакова. Факультет ракетного вооружения военных кораблей. Участник юбилейного парада на Красной площади в честь 60-летия Великой Победы.
    - Гордость за нашу страну – такое чувство не покидает меня с первого захода в иностранный порт, когда я увидел, как достойно представляет «Крузенштерн» Россию за рубежом. Появилось и с тех пор крепнет желание так же достойно пронести флаг нашего государства, только уже на корабле ВМФ.
    Прохождением практики на легендарном барке я очень доволен. Получил отличные навыки морской практики. Сумел закалить в себе волевые качества, главное из которых – умение преодолевать страх. Ведь я работал на бом-браме - самой верхней рее второй грот-мачты – и в шторм, и в дождь, и в град. Поначалу было страшновато. А теперь поднимаюсь на пятидесятиметровую высоту совершенно спокойно. Чувства страха – как не бывало.
    Надеюсь, все то, что я приобрел во время практики на «Крузенштерне», пригодится мне в дальнейшей службе на военных кораблях в полном объеме.

    Денис ДНОВ. Военно-морской институт радиоэлектроники имени А. Попова (Санкт-Петербург). Факультет математического обеспечения автоматизированных систем управления.
    - Хочу добавить, что на парусном судне романтику моря, которая и привела меня к выбору профессии военного моряка, чувствуешь в гораздо большем объеме. Любовь и стремление к морю увеличиваются многократно.
    Немалую роль в этом играет продолжительность практики. Мне кажется, что 3 - 4 месяца в море для курсанта – это хорошая школа выдержки, физической и волевой закалки.
    И еще я хотел бы отметить важность заходов в иностранные порты. Для военных моряков это тоже немаловажно. Ведь достойно представлять свою страну за рубежом – это тоже надо уметь.

    Максим БУКИН. Военно-морской инженерный институт. Факультет паросиловых и газотурбинных установок.
    - Опыт, который я приобрел на «Крузенштерне», уникален. Такой практики на других кораблях просто нет.
    Что же касается моих впечатлений, непосредственно связанных с прохождением практики, несомненно, это посещение военно-морских заведений Германии и Португалии, куда нас водили на экскурсии представители военного атташата.
    Поразили условия для учебы – четырехместные кубрики с санузлом вместо казарменного, как у нас, проживания. Компьютер, Интернет – учись не хочу. Компьютерные имитаторы для отработки практических навыков – самых последних образцов и моделей. Честно говоря, завидно. Но при всем при этом там не чувствуется настоящей военно-морской дисциплины. Хотя плавательская практика у них гораздо продолжительней, чем у нас.

    Антон ЮРИН. Калининградский военно-морской институт имени Ф. Ушакова. Факультет зенитно-ракетного вооружения надводных кораблей. Участник юбилейного парада на Красной площади в честь 60-летия Великой Победы.

    - По моей будущей специальности конечно же на «Крузенштерне» ничего нет. И тем не менее практика здесь дала мне очень многое. Ребята уже говорили про заходы в иностранные порты. Да, посмотрели, сделали выводы. У них там все по-другому. Оборудование – на высшем уровне. Забота о курсантах – тоже. И все же чувствуется какая-то «тепличность». У нас более сурово и неприхотливо.
    Нахождение же на самом «Крузенштерне», знакомство с такелажем, парусным вооружением еще больше привило мне любовь к морю. Укрепилось стремление стать настоящим военно-морским офицером.
    Искренность и вдохновение, азарт и убежденность, с которыми будущие военные моряки говорили о практике на «Крузенштерне», а также то, что немалая часть зарубежных парусников – от американского «Игл» и германского «Гор Фок» до португальского «Сагриш» - находятся в ведении ВМС соответствующих стран, логически подвели к обсуждению следующего вопроса: нужна ли курсантам наших военно-морских учебных заведений подобная практика? И необходимы ли учебные парусные суда российскому ВМФ?
    Принимая во внимание естественность юношеского романтизма, шквал навалившихся и еще до конца не осознанных впечатлений, все же есть смысл прислушаться к мнению будущих офицеров Военно-морского флота России.

    Антон ПАПШЕВ. Большинство мальчишек в училища ВМФ приводит романтика. А прекрасная, в чем я убедился сам, практика на паруснике – что лучше может эту романтику закрепить? Сначала – романтика, и уж потом профессиональное обучение. Тогда курсант и как моряк, и как специалист будет подготовлен гораздо серьезнее. Это - во-первых.
    Во-вторых, лучше осознаются и сохраняются в памяти и душе славные героические традиции русских моряков. Ведь наш флот начинался с парусных судов, с ним связаны имена многих великих первооткрывателей и флотоводцев, которыми гордились, гордятся, и будут гордиться десятки и даже сотни поколений россиян. Это ли не лучшее патриотическое воспитание - нести по морям и океанам планеты Андреевский флаг?
    Поэтому я считаю, что в идеале хорошо бы иметь небольшое двухмачтовое парусное судно в каждом военно-морском училище страны. Или небольшую флотилию учебных парусников ВМФ.
    Понимаю, что это в лучшем случае неблизкая перспектива. А пока, думаю, необходимо в каждый рейс «Крузенштерна» или «Мира» включать группы курсантов военно-морских училищ. Уверен, такой подход себя оправдает.

    Артем НИКОНОВ. Я согласен, что вначале, на 2-м – 3-м курсе, курсант должен получить общие знания о морской практике. Их-то как раз в наших училищах и не хватает. Но лучшей практики такого плана, чем на парусных судах, нет. А вот в той же Германии, например, курсант не может стать офицером до тех пор, пока не пройдет практику на паруснике.
    Поэтому на оба поставленных вопроса у меня положительный ответ. И практика, и парусные суда для более качественной подготовки курсантов военно-морских училищ нужны.

    Денис ДНОВ. Парусники для ВМФ нужны. Конечно же побывать, а тем более пройти практику на таком легендарном барке - и честь, и престиж. Но при всем этом «Крузенштерн» - судно сугубо гражданское. Здесь не введешь ни военный распорядок, ни четкое воинское воспитание. А они в нашей будущей службе необходимы.
    И еще один момент. Парусные суда – непременные участники разного рода регат и фестивалей, где можно пообщаться с курсантами других стран. Это и интересно, и полезно. Хотя бы в том плане, что быстро научишься представлять свою Родину за рубежом.

    Максим БУКИН. Участие курсантов военно-морских училищ в парусных праздниках и регатах, кроме всего прочего, подтолкнуло бы их к более тщательному подходу к изучению иностранных языков, которые у нас, особенно на младших курсах, преподаются недостаточно глубоко. Ведь настоящему профессионалу, особенно военному, нужен не только разговорный язык, но и совершенное владение специальной терминологией, включая идиоматический словарный жаргон… Необходимо глубже изучать соответствующую зарубежную литературу, научные методы и изыскания, касающиеся нашей морской профессии.
    Ну и конечно же нельзя забывать о коллективизме. Такой сплоченности, как на паруснике, наверное, нигде больше нет. А умение работать и жить в тесном дружном коллективе для военного моряка – дело первостепенное.
    В общем, если бы была возможность иметь в училищах пусть небольшие, но парусные суда, было бы здорово.

    Антон ЮРИН. Я полностью согласен с этим. Учебные парусники для Военно-морского флота однозначно нужны. И я уверен, что рано или поздно их построят. Лучше, конечно, если раньше.
    Ведь парусные суда – это не только история и славные традиции наших предков. Это еще и школа патриотизма, коллективизма и высочайшего профессионализма. Именно эти качества нам преподал среди прочего экипаж «Крузенштерна» - от капитана Олега Константиновича Седова до боцмана второго грота (мачты, на которой непосредственно работали мы) Михаила Александровича Привалова, а также штурманы, радиоэлектронщики, механики, матросы.
    Всем им от нас, курсантов военно-морских училищ – участников первого этапа кругосветного плавания, большая искренняя благодарность. Успехов вам и семь футов под килем!
    Вот такой разговор получился у нас с будущими военными моряками. Насколько спорны их суждения, судить не мне. Знаю только, что в своем мнении о необходимости строительства парусных судов для ВМФ России, для военно-патриотических клубов юных моряков, они не одиноки.
 ||  Владимир КИРЮХИН, руководитель пресс-службы кругосветного плавания.



Где находится пролив Лаперуза?

    На привале

    В каком океане находится пролив Лаперуза, какие моря соединяет и между какими островами он лежит? Об этом, наверное, даже младший школьник расскажет уверенно. Но порою приходится усомниться в том, что известно со школьной скамьи, и еще раз проверить, где же находится знаменитый Лаперузов пролив?

    Такой случай представился совсем недавно во время летней сессии в… одном известном учебном заведении. Для курсантов выпускного курса она последняя.
    У штурманов на экзаменах председательствует крупный флотский чин в звании капитана 1 ранга. Особливо не шумит, но достает вопросами конкретно. Заработать хорошую оценку можно, но нужно попотеть. А потеть штурманам пришлось в проливе Лаперуза…
    В первый день председательствующий «штурманила» озадачил ну если не краснодипломного отличника, то уж авторитетного навигатора-выпускника:
    - Скажи-ка, милый, где же находится пролив Лаперуза?
    Ожидая услышать бодрый ответ скороговоркой, но, увидев на лице курсанта замешательство и изумление, председатель экзаменационной комиссии продолжил:
    - Не торопись, дружок, давай так – чтобы уж точно была у тебя пятерка, скажи, какие моря соединяет пролив Лаперуза?
    - Мм… пролив… Лаперуза… - лепетал курсант, но ответить не решался. «Наверное, растерялся», - подумал каперанг и решил уточнить вопрос:
    - Не теряйся, дружок, ну не получается с морями, так скажи, между какими островами находится пролив Лаперуза?
    - Островами? – опять пытается уточнить пятикурсник, без пяти минут лейтенант.
    - Да, островами. Пролив Лаперуза находится между островами… - растягивая слова, пытается вывести курсанта на правильный ответ флотский председатель, но ответа и при этом не получает. Настроение у него сегодня отличное, и, чтобы добиться хоть какого-то положительного результата с проливом Лаперуза, председательствующий каперанг теперь уже с робкой надеждой спрашивает:
    - А в каком океане пролив Лаперуза находится?
    Курсант прямо и преданно смотрит в глаза каперангу, с его губ еле слышно даже не срывается, а просто сваливается шепот:
    - В… Индийском…
    - В Индийском?
    - В Индийском, - уже увереннее, но еще шепотом говорит курсант.
    - В Индийском!!! - И в воздухе повисает звенящая пауза. В аудитории становится как-то тихо-тихо. Председатель, он же каперанг, не отрываясь, глядя на выпускника-навигатора, будущее штурманское светило, надежду и гордость флота, медленно приподнимается:
    - Курсант! Курсант, вон!!! – отчетливо и отрывисто говорит каперанг. - Через пролив Лаперуза! В Индийский океан! Между Сахалином и Хоккайдо… Бегом, из Японского моря в Охотское… Проливом Лаперуза…
    Курсант вылетает за дверь. Все та же тишина в аудитории.
    Каперанг встает и подходит к карте Тихого океана, смотрит на Сахалин и Хоккайдо – пролив Лаперуза на месте.
    Не говоря ни слова, возвращается и садится на председательское место.
    - Следующий…
    На другой день, чтобы не ставить выпускников в тупик, флотский председатель задавал вопросы только из «Навигационного минимума». Причем отклонений от темы дипломной работы ни в коем случае не допускал.
    По выполненным расчетам перехода корабля из Владивостока в Петропавловск-Камчатский докладывал крепкий середнячок. По всему чувствовалось, что над дипломом работал, и, может быть, даже самостоятельно. На карте красной полосой выделялся проложенный маршрут: от Владивостока через Сангарский пролив, мимо Курильских островов и далее, загибаясь к Камчатке и уходя в Авачинский залив. Наметанный флотский взгляд, брошенный на карту, сразу не уловил, но, сориентировавшись, понял: на карте… нет пролива Лаперуза. Вернее, есть, но он заклеен сверху плановой таблицей перехода корабля по маршруту. Плановая таблица надежно закрыла пролив Лаперуза, южную часть острова Сахалин и северную половину японских островов.
    - Товарищ капитан 1 ранга! Курсант… доклад по выполненной дипломной работе окончил! – оторвал его от карты дипломник.
    - Скажи-ка, дружок, а есть ли еще маршрут, по которому корабль может дойти из Владивостока до Камчатки?
    - Из Владивостока до Камчатки можно пройти другим маршрутом, вот здесь…
    Курсант уверенно вел указкой, но найти другой маршрут не получилось. Указка уперлась в таблицу, под которой, должно быть, находился этот другой маршрут.
    - Ну и где же этот другой маршрут пройдет? – с сарказмом уточнил стоящий рядом с курсантом офицер.
    - Здесь. Между островами…
    Указка по-прежнему елозила по таблице, и, подразумевалось, что под ней находятся Сахалин, Хоккайдо и пролив Лаперуза между ними.
    - Между какими островами? – не очень требовательно уточнил каперанг.
    - Между островами… этим... и… тем… - тыкал курсант в карту, не называя при этом островов.
    - А какой же пролив между островами «этим» и «тем»?
    Выдавить из «трудненького» все равно что-то было нужно, и ему опять был задан уточняющий вопрос:
    - Этот японский остров называется Хоккайдо. Пролив между Хоккайдо и «тем» островом называется?.. – испытывающе испрашивал настырный каперанг…
    - Лаперуза?
    - Лаперуза!!! – обрадовался каперанг, - так, а тот остров, значит, каким будет?
    - …Японским? – не то спросил, не то ответил утвердительно курсант.
    - А что же ты, паршивец, Родину продаешь? – прошипел каперанг, - кто тебе право дал, Сахалин разбазаривать?!
    ...В последующие дни при сдаче экзаменов и защите дипломных работ председатель экзаменационной комиссии выпускников-штурманов о проливе Лаперуза не спрашивал. Но к карте подходил каждое утро перед началом экзамена.
 ||  Михаил МИХАЙЛОВ.



Клуб военачальников – будущим генералам


    Этой осенью клуб военачальников РФ помимо поездки в Молоковскую среднюю школу, что в Тверской области, провел два выездных урока мужества в военных училищах: в Нахимовском в Санкт-Петербурге и в Суворовском в Твери. Так был дан своеобразный старт работе, которую клуб намерен осуществлять в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010 годы».
    Мероприятия оказались интересными для ребят в первую очередь потому, что они увидели (некоторые впервые в жизни) много «звездных» гостей одновременно. Генералов из Москвы сопровождали представители местных городских и областных администраций. Гостям были устроены экскурсии по единственному в своем роде Нахимовскому училищу и Тверскому суворовскому, которое в системе средних военных общеобразовательных учреждений Минобороны третий год подряд удерживает звание лучшего в стране. Нахимовцы и суворовцы имели возможность напрямую пообщаться с высокопоставленными гостями, а те в свою очередь – убедиться воочию, что подрастающее поколение – вполне достойная смена.
    Помимо обычного «экскурсионного» маршрута – территорий, казарменных и учебных помещений, столовой, спортзала – представителям клуба были показаны училищные «фишки». В Нахимовском, например, фамилии всех выпускников (более 14 тысяч) начиная с 1948 года выгравированы на медных поручнях двух главных трапов в учебном корпусе. А визитной карточкой суворовского, как отметил начальник училища генерал-майор Юрий Федоров (в настоящее время он увольняется в запас и продолжит руководить СВУ в новом качестве) являются порядок и дисциплина. И не случайно более 60 генералов, среди которых добрая половина – действующие, окончили именно Тверское СВУ.
    Сами уроки мужества проходили в училищных клубах, где присутствовал весь личный состав. Гости из Москвы рассказали о задачах, которые решает Клуб военачальников, ответили на вопросы ребят, которых больше всего интересовало, как нужно служить, чтобы стать генералом или адмиралом, и насколько служба сегодняшняя отличается от той, когда нынешние генералы ее только начинали. Военачальники вспомнили некоторые эпизоды из своей службы и на целом ряде примеров доказали, что профессия защищать Родину была и остается одной из самых почетных.
    Виктор СИРЫК.
    Таджикская семья Абдукадировых сама по себе особенная. В ней четырнадцать детей. Пять сестер и девять братьев. Однако вопреки некоторым восточным традициям мать у них одна. И Рахат Мернчозовна с честью носит звание матери-героини.
    В Таджикистане у людей особое уважение к военной форме. И если младший сын Абдукадировых еще учится в пятом классе, то старший - уже полковник запаса. Отец семейства, Иссо Абдукадирович, в свое время проходил срочную службу в Группе советских войск в Германии. Был водителем, а потому часто возил по служебным делам высоких начальников. Как-то разговорился с одним генералом, и тот сказал ему: «Вернешься в Таджикистан, женишься, и пусть все дети твои станут военными». Абдукадиров, не задумываясь, дал клятву, что так и будет…
    Первый сын, Саид, поступил в Львовское высшее военно-политическое училище в 1986 году на факультет культпросветработы. Окончил его в 1990-м. Ином окончил этот же факультет в 1996-м уже в Москве на базе Военно-политической академии.
    Воспитательная работа в войсках так и стала семейным делом Абдукадировых. Третий сын, Ильхом, выпустился из Военного университета в 1998-м. Службу вместе с братом начинал в 201-й мотострелковой дивизии, но потом жизнь разбросала их по разным городам. И теперь один майор Абдукадиров – начальник клуба в Екатеринбурге, а другой (тоже майор) – начальник базы в Перми. Четвертый сын, Ихром, капитаном служит сейчас в Самаре на должности замполита батальона. Пятый, Бахром, выпустился только в прошлом году и поехал по распределению в Приморский край на должность начальника клуба. Младший брат Бахрома, Бахадур, в данный момент учится на четвертом курсе Военного университета. А вот седьмой Иссоевич – Абдукадир – поступил на первый курс только в этом году.
    Два самых младших ребенка в семье, Бахтыер и Ильес, еще учатся в школе. И, конечно, горят желанием продолжить семейную традицию.
    

На снимке: курсант Военного университета Абдукадир АБДУКАДИРОВ.
 ||  Александр ХРОЛЕНКО.



Брат за братом



    Таджикская семья Абдукадировых сама по себе особенная. В ней четырнадцать детей. Пять сестер и девять братьев. Однако вопреки некоторым восточным традициям мать у них одна. И Рахат Мернчозовна с честью носит звание матери-героини.
    В Таджикистане у людей особое уважение к военной форме. И если младший сын Абдукадировых еще учится в пятом классе, то старший - уже полковник запаса. Отец семейства, Иссо Абдукадирович, в свое время проходил срочную службу в Группе советских войск в Германии. Был водителем, а потому часто возил по служебным делам высоких начальников. Как-то разговорился с одним генералом, и тот сказал ему: «Вернешься в Таджикистан, женишься, и пусть все дети твои станут военными». Абдукадиров, не задумываясь, дал клятву, что так и будет…
    Первый сын, Саид, поступил в Львовское высшее военно-политическое училище в 1986 году на факультет культпросветработы. Окончил его в 1990-м. Ином окончил этот же факультет в 1996-м уже в Москве на базе Военно-политической академии.
    Воспитательная работа в войсках так и стала семейным делом Абдукадировых. Третий сын, Ильхом, выпустился из Военного университета в 1998-м. Службу вместе с братом начинал в 201-й мотострелковой дивизии, но потом жизнь разбросала их по разным городам. И теперь один майор Абдукадиров – начальник клуба в Екатеринбурге, а другой (тоже майор) – начальник базы в Перми. Четвертый сын, Ихром, капитаном служит сейчас в Самаре на должности замполита батальона. Пятый, Бахром, выпустился только в прошлом году и поехал по распределению в Приморский край на должность начальника клуба. Младший брат Бахрома, Бахадур, в данный момент учится на четвертом курсе Военного университета. А вот седьмой Иссоевич – Абдукадир – поступил на первый курс только в этом году.
    Два самых младших ребенка в семье, Бахтыер и Ильес, еще учатся в школе. И, конечно, горят желанием продолжить семейную традицию.
    На снимке: курсант Военного университета Абдукадир АБДУКАДИРОВ.

 ||  Александр ХРОЛЕНКО.


    

Рандеву




    30. Евгения. Дева. 17 лет.
    Я родилась и выросла в Республике Саха (Якутия). Там окончила среднюю школу. В этом году поступила в Астраханский музыкальный колледж. Пишу стихи и музыку. Мечтаю когда-нибудь выйти на сцену в составе профессионального вокально-инструментального коллектива.



 ||  Дежурный по клубу Андрей ГАВРИЛЕНКО.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex