на главную страницу

6 Декабря 2005 года

Тема номера

Вторник

В армии и профсоюз в строю

Беседовал Дмитрий ЮРОВ, «Красная звезда».



Завтра в Центральном доме отдыха Минобороны РФ «Подмосковье» состоится IV съезд Федерации профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных Сил РФ, на котором будут подведены итоги деятельности этой организации за последние годы. Накануне события наш корреспондент встретился с исполняющим обязанности председателя ФПРС Николаем КАЛМЫКОВЫМ и попросил его ответить на некоторые вопросы.

     - Николай Иванович, для профсоюзов 2005 год - особый. Недавно профсоюзы России отметили свое 100-летие, а профсоюзы Вооруженных Сил – еще и 15-летие со дня создания. С сентября по декабрь прошли съезды союзов видов и родов войск. Если коротко подводить итоги, что сделано за это время вашей Федерацией?
     - Прошедшие 15 лет были насыщены многими крупными по масштабу и неоднозначными по содержанию и последствиям событиями, начиная от распада Советского Союза, «ваучеризации», приватизации и проводимых других реформ.
     Первая половина 1990-х годов вошла в историю армейских профсоюзов как годы образования, становления, поиска таких форм в работе, которые наилучшим образом позволяли бы решать проблемы гражданского персонала.
     Сразу после первого съезда, прошедшего в октябре 1990 года, был подписан приказ министра обороны 1991 года № 10, который устанавливал порядок взаимоотношений между профсоюзами и командованием и обязательность заключения коллективных договоров и соглашений. Именно в процессе реализации первых соглашений между Федерацией профсоюзов и Министерством обороны было решено немало накопившихся социальных проблем.
     Так, были увеличены средства на премирование рабочих и служащих с 2 процентов до трехмесячных фондов оплаты труда, а впоследствии и до шестимесячных фондов. Установлена 35-процентная надбавка за работу в ночное время. Был решен вопрос о выделении для лечения рабочих и служащих 10 процентов койкомест в военных госпиталях, и снижена стоимость путевок для детей гражданского персонала в летние лагеря до стоимости, оплачиваемой военнослужащими.
     С 1 января 1995 года были увеличены тарифные ставки за работу в Вооруженных Силах на 25 процентов и установлено единовременное денежное вознаграждение по итогам года в размере двух должностных окладов или тарифных ставок и т. д. Одним словом, льготы, большинство из которых и сегодня имеет гражданский персонал, - плоды совместных усилий Федерации профсоюзов и Министерства обороны, и установлены они в основном в первые годы нашего существования.
     Перед началом нового века основной проблемой и головной болью профсоюзов стала проблема несвоевременной выплаты заработной платы гражданскому персоналу, задержка порой доходила до нескольких месяцев. Должен особо отметить, что профсоюзы Вооруженных Сил никогда не отделяли интересы гражданского персонала от общих интересов армии. В многочисленных акциях профсоюзов, проведенных во второй половине 1990-х годов, требования были едины: достойное финансирование Министерства обороны, своевременная выплата заработной платы гражданскому персоналу и денежного довольствия военнослужащим. Существенный сдвиг в финансировании Министерства обороны — погашение долгов по заработной плате — произошел лишь в 1999 году.
     Конечно же работа Федерации профсоюзов не исчерпывалась вышеобозначенными проблемами. Нелегко нам дались массовые сокращения гражданского персонала в середине 1990-х годов в результате проводимой военной реформы, объединения Космических войск с РВСН, ПВО с ВВС. Сократилось в результате этого и профсоюзное членство. Если при создании Федерации профсоюзов в 1990 году мы имели более 800 тысяч членов, то к 1998 году – около 600 тысяч, на сегодняшний день мы объединяем около 400 тысяч человек. К сожалению, за последние 5 лет, за которые отчитывается Совет федерации на съезде, о престижности труда в армии уже приходится говорить с натяжкой. Сегодня у нас трудятся люди весьма зрелого возраста, в основном члены семей военнослужащих, военнослужащие запаса.
     На III съезде Федерации (февраль 2001 года) была принята Программа действий профсоюзов на 2001 – 2005 годы. Эти документы были направлены на решение нескольких основных проблем.
     В области оплаты труда было решено совместно с Министерством обороны добиваться повышения заработной платы гражданского персонала, доведения ее до уровня не ниже средней по России, введения доплат, устанавливаемых субъектами Российской Федерации. В области трудового законодательства и охраны труда задача профсоюзов заключалась в том, чтобы повсеместно соблюдались трудовое законодательство, Закон о профсоюзах, приказы министра обороны по проблемам гражданского персонала, выполнялись обязательства по коллективным договорам и соглашениям, осуществлялось полное финансирование мероприятий по охране труда, обеспечение средствами индивидуальной защиты, снижение производственного травматизма. Программа была нацелена и на сохранение действующих гарантий и льгот в вопросах медицинского обеспечения гражданского персонала. В области социального партнерства ставились задачи постоянного укрепления и развития взаимодействия с руководством Министерства обороны. Важная роль при этом отводится заключаемым отраслевым соглашениям, приказам и директивам министра обороны.
     Можно сказать, что за прошедшие годы создана неплохая правовая база для конструктивного взаимодействия и социального партнерства между профсоюзами и соответствующими органами военного управления. Благодаря совместным усилиям Федерации профсоюзов, Министерства обороны, и прежде всего Управления труда и заработной платы, Главного военно-медицинского управления, Службы экономики и финансов, издано и реализуется более 200 приказов, директив и других нормативных документов, направленных на улучшение положения гражданского персонала.
     Сотрудничество профсоюзов и органов воспитательной работы также является важным инструментом укрепления социального партнерства, играет заметную роль в сплочении трудовых коллективов воинских частей, в решении социально-трудовых и чисто житейских проблем.
     Также по инициативе федерации при поддержке руководства военного ведомства было принято решение обратиться к министру обороны с предложением о создании совместной комиссии по рассмотрению проблем гражданского персонала. Такая комиссия уже создана (приказ министра обороны от 24 октября с.г. № 447). Мы считаем, что необходимо сделать так, чтобы она не только рассматривала проблемные вопросы, но и предварительно согласовывала все планируемые решения по гражданскому персоналу. Такой подход позволит впредь снимать напряжение в среде гражданского персонала и откроет путь к принятию более взвешенных решений.
     Также Федерации профсоюзов немало времени пришлось уделять производственной сфере. С точки зрения профсоюзов ремонтные предприятия Министерства обороны благодаря надежной управляемости, соблюдению государственной дисциплины цен даже в тех условиях, в которых они порой оказываются, успешно выполняют поставленные задачи. Нам в 2003 году вместе с Министерством обороны удалось предотвратить их вывод из состава Вооруженных Сил, что грозило разрушением создававшейся десятилетиями системы технического обеспечения боевой готовности Вооруженных Сил. Со своим видением решения данной проблемы Федерация профсоюзов обращалась в Правительство России, Совет Безопасности, Государственную Думу, к министру обороны. В этом вопросе мы нашли полную поддержку.
     - Это все позитивные примеры нормального социального партнерства, вашей деятельности. А были ли какие-то издержки?
     - К сожалению, без них не обошлось. Если бы мы с военным ведомством сообща и вовремя заострили внимание разработчиков проекта бюджета-2005 на том, что в него не заложены средства на повышение заработной платы гражданскому персоналу, то, возможно, не было бы пресловутого постановления Правительства РФ
     № 902 от 31 декабря 2004 года, которым было определено повышение на 20 процентов окладов всем бюджетникам, кроме наших, военных. И это несмотря на то что законодательством предусмотрены дополнительные меры государственной защиты работников силовых структур, в том числе право на повышенную заработную плату.
     Мы, конечно, рады за своих коллег бюджетников. Любой труд надобно уважать. Но чем, скажем, труд работников таможни или миграционной службы тяжелее труда работников Вооруженных Сил? Как сопоставить труд работника связи, работающего на поверхности, и связиста, несущего боевое дежурство в ВВС и ПВО под землей на глубине более 100 метров? Примеров такого рода можно привести немало.
     - Николай Иванович, а если конкретизировать: каков сегодня размер заработной платы гражданского персонала и какая работа проводится Федерацией профсоюзов в данном направлении?
     - В целом размер оплаты труда гражданского персонала очень низок. Например, вот данные из расчетно-платежной ведомости основных специалистов вертолетного полка СКВО за сентябрь 2005 года (с учетом повышения на 11,1 процента), которые говорят сами за себя: слесарь 4-го разряда получил на руки 2.291 руб., авиатехник (5-й разряд) - 2.391 руб., водитель (6-й разряд) - 2.299 руб., инженер (9-й разряд) – 3.617 руб. Комментарии, как говорится, излишни.
     Поэтому, чтобы о наших проблемах услышали, Федерация профсоюзов была вынуждена перейти к протестным действиям. Только в Москве нами было проведено 5 митингов и пикетов. В то же время проходили акции протеста гражданского персонала по всей России. Из войсковых частей и организаций от отдельных работников в адрес Президента РФ, председателя правительства, министра обороны, во все властные структуры поступили сотни писем с просьбой восстановить справедливость по отношению к гражданскому персоналу. Я насчитал около 40 тыс. только личных подписей, не считая подписанных обращений от имени коллектива. Позитивно то, что люди в этой борьбе проявили солидарность и решимость, приобрели опыт, не опустили руки и стремятся дальше твердо отстаивать право на достойную оплату своего труда.
     Наши обращения нашли поддержку в Комитете Государственной Думы по обороне, аппарате уполномоченного по правам человека в РФ, Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Нас поддержали российские профсоюзы, и прежде всего Федерация независимых профсоюзов России. Всем им огромное спасибо.
     - Но, думается, проблемы этим не исчерпываются?
     - На повестке дня по-прежнему стоит вопрос формирования фонда оплаты труда. В связи с тем что этот фонд исчисляется вопреки законодательству только по фактически укомплектованным в войсках должностям, а не по штатам и штатным расписаниям, воинские части лишены возможности производить доплаты за совмещение должностей и выполнение обязанностей временно отсутствующих работников. Кроме того, в конце года такое положение приводит к задержкам выплат заработной платы.
     Сегодня Правительство Российской Федерации в очередной раз решает задачу по реформированию всей системы заработной платы работников организаций бюджетной сферы. Главная задача Министерства обороны и Федерации профсоюзов не только сохранить ранее установленные льготы и преимущества в оплате труда гражданского персонала, но и добиваться более справедливой его оплаты.
     У народа к армии, тем людям, кто в ней служит или работает, всегда были самые теплые отношения. Желание трудиться в армейском коллективе подкреплялось и теми льготами, которые распространялись на гражданский персонал. Не буду их перечислять. Какие здесь трудности?
     В 2003 году гражданский персонал лишился 25-процентной надбавки к окладам за работу в Вооруженных Силах, и стоит заметить, что сделано это было одновременно с увеличением ставки первого и соответственно остальных разрядов Единой тарифной сетки. Считаем, что эту надбавку необходимо вернуть.
     С принятием Закона РФ № 122 тоже добавилось проблем. Субъектам РФ предоставлено как право устанавливать работникам бюджетных отраслей более высокий уровень оплаты труда, так и определять различные доплаты и льготы. В некоторых регионах заработная плата аналогичных категорий работников отличается в разы. Это явная дискриминация по отношению к армии. Словом, с этим тоже надо что-то делать.
     Далеко не лучшим образом налажено медицинское обеспечение гражданского персонала. С переходом на страховую медицину даже гражданские медработники, которые работают в военных медучреждениях, не включенных в систему обязательного медицинского страхования, не могут получить лечение в тех учреждениях, где трудятся. Медицинская помощь гражданскому персоналу предоставляется в основном только по программам медицинского страхования в военно-медицинских учреждениях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность с учетом их реальных возможностей.
     В настоящее время гражданский персонал практически лишился права на получение жилья. Есть редкие случаи выделения квартир, но, как правило, в виде исключения. Не могу не назвать положительный опыт по выделению жилья для гражданского персонала в Приволжско-Уральском военном округе. Это плоды крепкого социального партнерства между командованием и теркомом профсоюза округа. Считаем, что нам совместно с Минобороны необходимо найти общий подход к решению этой проблемы, т.к. никакая ипотека из-за низкой заработной платы гражданского персонала здесь не поможет.
     - А какие задачи в рамках, скажем так, социального блока приходится решать еще?
     - До сих пор жива идея реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий. По мнению Минэкономразвития, большая их часть должна быть ликвидирована либо реорганизована в акционерные общества с последующей приватизацией, и только лишь по небольшой группе будет принято специальное решение.
     Реформирование Вооруженных Сил – дело крайне важное. Но также важно при этом не ухудшить положение работника. Правительством Российской Федерации принято решение об изменении организационно-правовой формы научно-исследовательских организаций Министерства обороны. Они переходят из статуса федеральных государственных унитарных предприятий в статус федеральных государственных учреждений. За этим следуют значительное сокращение прав трудовых коллективов в области оплаты труда, предоставления работникам социальных льгот и гарантий и в конечном итоге - отток квалифицированных кадров из военного ведомства. Этот вопрос требует решения.
     Еще пример. В воинских формированиях, дислоцированных за пределами России, работает много российских граждан, в том числе члены семей военнослужащих (только в составе Оперативной группы в Приднестровье их около полутора тысяч). Как правило, после увольнения местом постоянного жительства они выбирают Россию. Но они не могут реализовать свои законные права на пенсионное обеспечение из-за неперечисления единого социального налога в Российскую Федерацию. Мы занимались этой проблемой. Федеральная налоговая служба предлагала функции по перечислению единого социального налога возложить на одну головную организацию, например, на ФЭУ Московского военного округа, а взаиморасчеты производить через систему полевых учреждений Банка России. Но и здесь ситуация пока остается сложной.
     В одном газетном выступлении невозможно не только раскрыть все проблемы, но и просто обозначить их. В целом же, считаю, пора ставить вопрос, так сказать, о предназначенности гражданского персонала для Вооруженных Сил. То есть дать ему определение как личному составу Вооруженных Сил, определить особенности трудовых отношений в нестандартных ситуациях. К слову, в свое время Федерация профсоюзов на определенном этапе принимала участие в работе над проектом закона РФ «О Вооруженных Силах». Сейчас он почему-то оказался невостребованным.
     Ну и в заключение остановлюсь вот на чем. Проблемы, поднятые делегатами прошедших в последние месяцы съездов профсоюзов видов и родов войск, нашли отражение в отчетном докладе Совета Федерации профсоюзов, доведены до руководства Министерства обороны. Предстоящий IV съезд федерации должен дать ответы на часть из них, другие будут включены в план нашей дальнейшей работы. Здесь мы рассчитываем на понимание со стороны военного ведомства и надеемся на продуктивную совместную работу. Только в единстве и в тесном сотрудничестве мы можем и должны решать стоящие перед нами задачи.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex