на главную страницу

7 Декабря 2005 года

Армия и общество

Среда

Поствыборный синдром

Андрей ПИЛИПЧУК, «Красная звезда».
Фото автора.



С избранием парламента Чечни нанесен последний штрих на политическую картину Юга России. Теперь эта республика в принципе ничем не отличается от других южных субъектов Российской Федерации: здесь сформированы все ветви власти. Однако на прошлой неделе чеченские политики вновь заговорили о необходимости предоставления Чечне особых политических, экономических и финансовых льгот. Вероятно, по привычке.

     
Портрет чеченского парламента


     В минувшую субботу официально провозглашены окончательные итоги прошедших 27 ноября выборов в Законодательное собрание Чеченской Республики. На итоговой пресс-конференции в Грозном председатель республиканского избиркома Исмаил Байханов сообщил, что всего в голосовании приняли участие 415 тысяч 150 человек, что составляет 69,59 процента избирателей. Из восьми участвующих в выборах партий пятипроцентный барьер преодолели только три. Уверенную победу, как и прогнозировалось, одержала «Единая Россия». Ее представительство в парламенте стало самым многочисленным - 33 депутата из 58. Второе место за КПРФ - 6 мандатов. На третьем – СПС. От него будет четыре депутата. Еще 15 человек заняли депутатские кресла, баллотируясь по одномандатным округам: один прошел в парламент от партии «Евразийский союз» и 14 - в качестве самовыдвиженцев.
     Байханов отметил, что депутатами стали 26 госслужащих, 3 руководителя региональных отделений политических партий, 9 бизнесменов, 11 представителей силовых и правоохранительных структур, 3 пенсионера, 3 работника здравоохранения и образования, 2 временно неработающих и 1 юрист.
     Большинство парламентариев - это люди в возрасте от 40 лет. Таковых в Законодательном собрании Чечни 53. Самому старшему депутату - 67 лет, самому молодому - 24 года. Председатель республиканского избиркома также сообщил, что из 27 женщин, претендовавших на депутатские кресла, в парламент прошли 4.
     Известно, что Законодательное собрание Чечни временно разместится в здании Госсовета или Минсельхоза ЧР. А первое заседание состоится уже в начале следующей недели. Его откроет председатель избиркома Чечни, а заседание нижней палаты проведет старейший по возрасту депутат - пенсионер Магомед Ахмедов. С этого момента Госсовет республики, до избрания парламента исполнявший роль представительного органа власти, перестанет существовать.
     Планируется, что на этом же заседании будут избраны председатель нижней палаты и его заместители. В Чечне уже ни для кого не секрет, что им станет вице-премьер правительства республики и министр сельского хозяйства Дукваха Абдурахманов. Кандидатура же руководителя верхней палаты пока не определена, но известно, что этот пост тоже будет выборным.
     Как заявил на минувшей неделе президент ЧР Алу Алханов, чеченских парламентариев ждет много работы. Он отметил, что в связи с отсутствием парламента важнейшие для республики структуры не могли быть сформированы. Теперь же депутатам предстоит утвердить своего представителя в Совете Федерации РФ, в перспективе избрать председателя Конституционного суда Чечни, его заместителей и мировых судей, а также назначить на должность руководителя Счетной палаты, его заместителя и аудиторов.
     Но кадровая перегруппировка в Чечне, старт которой дали выборы, похоже, только начинается. Нижняя палата должна дать согласие президенту на назначение председателя правительства, его заместителей, а также министров, занимающихся вопросами финансов, промышленности и сельского хозяйства. Кстати, остается неопределенным и нахождение в должности самого президента республики. Как заявил Алу Алханов, он пока не собирается ставить перед Президентом РФ Владимиром Путиным вопрос о продлении своих полномочий при помощи вновь избранного парламента. Но, может быть, поднимет этот вопрос позже.
     
Зарисовки с натуры

     …Перелет из Москвы. Проезд по Ставрополью, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии. Едем на парламентские выборы с группой иностранных журналистов. Нас человек сорок вместе с сопровождающими – представителями МИД России и правительства Чечни. Два небольших автобуса, несколько бронированных уазиков с охраной, а впереди и в хвосте колонны завывают сиреной чеченские «дэпээски». Еще две такие же колонны выдвинулись в сторону Грозного одновременно с нами из Моздока и Назрани.
     В нашей группе - корреспонденты известных зарубежных СМИ. Таких, например, как «Франс-пресс», «Фигаро», «Штерн», «Би-би-си», «Индепендент», «Файнэншл таймс» и т.д. Впрочем, в других группах состав не менее представительный.
     Едем через Братское, Гвардейское, Горагорск и Побединское. Солнце, тепло. В каждом населенном пункте работаем минут по двадцать – наблюдаем за ходом голосования, общаемся с людьми. Кстати, некоторые ранее бывавшие в Чечне зарубежные коллеги отметили, что по сравнению с предыдущими выборами в этот раз на избирательных участках было меньше охраны. И вообще люди в камуфлированной форме находились на удалении от мест голосования.
     Сначала иностранцы с увлечением следили за избирательным процессом. Щелкали затворами фотокамер, чуть только к урнам приближался, к примеру, колоритный старик в папахе. Активно фотографировали чеченских танцоров перед избирательными участками. Потом, вероятно, интерес к выборам у них иссяк. Многие все чаще стали собираться вокруг тех чеченцев, кто выражал недовольство присутствием военных, взяточничеством местных гаишников или вообще сетовал на власть и трудности жизни.
     До Грозного добрались после полудня. Там посетили еще три участка. По дороге встретилось много огромных плакатов. Они были развешаны повсюду: и на полуразрушенных зданиях, и на щитах у обочин дорог. Практически везде изображен первый вице-премьер правительства Чечни Рамзан Кадыров. Вот он пожимает руку Президенту Путину, вот стоит рядом со своими соратниками. А еще было много огромных фотографий с изображением его отца – первого президента республики Ахмада Кадырова. Зарубежные журналисты тут же съязвили. Мол, подписи на них вполне соответствуют эпохе культа личности: «Мы тебя помним…», «Мы тебя любим…»
     Впрочем, в их замечаниях доля истины есть. Если раньше Рамзан Кадыров был «первым среди равных», то сейчас его власть в республике стала практически абсолютной. И это в республике, где каждый житель считает себя «президентом»! По крайней мере все без исключения чиновники республиканского уровня в разговорах с журналистами величали его исключительно Рамзаном Ахмадовичем и отзывались очень уважительно, если не сказать подобострастно. Чего, кстати, раньше не наблюдалось.
     Самое же интересное, что взгляды чеченских чиновников претерпели сильные изменения и в другом. Они почувствовали себя «хозяевами Чечни». Некоторые даже стали играть с… сепаратистской идеологией. О выводе войск после парламентских выборов уже говорят чуть ли не как о свершившемся факте. Причем известно, что в последнее время вовсю инициируется процесс дискредитации военнослужащих группировки. Буквально за несколько недель до дня голосования при содействии чеченских чиновников в Грозном прошел «антивоенный» митинг, который показывали по местному телевидению. А на прошлой неделе с подачи МВД ЧР в СМИ было передано сразу несколько информаций о ДТП с участием бронетранспортеров. Также была поднята шумиха вокруг убийства военнослужащим главы администрации населенного пункта Памятой Шатойского района. Сообщалось, что в момент убийства Султана Демильханова сопровождали трое сотрудников милиции, и подчеркивалось, что они находились при исполнении служебных обязанностей. Те, кто бывал в Чечне, знают, как выглядят сотрудники местной милиции, – бороды, натовский камуфляж. В таком виде отличить их от боевиков практически невозможно…
     Наряду с этим обращает на себя внимание однобокий подход к людям в погонах. В Чечне почему-то замалчивается информация о происшествиях, связанных с местными правоохранительными структурами. Видимо, в республиканской прессе сообщать о стычках и пьяных разборках между чеченскими милиционерами считается дурным тоном. Хотя такие случаи не редкость. А надеяться на новый парламент как орган, способный стать политическим противовесом для исполнительной власти, тоже дело малоперспективное. Один из новоиспеченных депутатов, в прошлом так называемый министр обороны Ичкерии Магомед Хамбиев прямо заявил в недавнем своем интервью: «Мои взгляды не изменились. Я по-прежнему верю в независимость республики. Я всегда был за свой народ и его свободу».
     Президент Чечни Алу Алханов считает такое положение дел вполне нормальным. На второй день после выборов он заявил журналистам, что «не бывает так, чтобы в один день все в республике сделать идеальным. К демократии нужно идти. А у нас это делать сложно и трудно. Но мы идем по этому тернистому пути».
     Тем не менее уезжали мы из Чечни с чувством некоторой тревоги. А тут еще водитель автобуса, возившийся с настройкой видавшего виды приемника, подлил масла в огонь. Из хриплых динамиков неожиданно громко вырвалась фраза из старой песни «Если завтра война, если завтра в поход…», но тут же смолкла, забитая другой волной радиоэфира.
     Впрочем, демонизировать нынешние чеченские власти тоже вряд ли стоит. Руководство Чечни по крайней мере продолжает борьбу с терроризмом и постепенно наводит правовой порядок у себя на территории. Так, например, с подачи Рамзана Кадырова на прошлой неделе был задержан бывший председатель комитета по компенсационным выплатам жителям республики Абубакир Байбатыров, подозреваемый в хищении более 15 млн. рублей. Также возбуждено уголовное дело по факту «особо крупного мошенничества при восстановлении аэропорта Северный в Грозном».
     Что же касается экономики, то в правительстве ЧР активно обсуждается концепция дальнейшего социально-экономического развития республики. Эта программа рассчитана на 2007—2010 годы. На ее реализацию потребуется порядка 160 миллиардов рублей.
     
Ситуация «стабильно-напряженная»

     Так в последнее время характеризуется обстановка в Северо-Кавказском регионе в милицейских информационных сводках. Минувшая неделя не стала исключением. В Ингушетии, например, бандитам удалось совершить нападения сразу на нескольких сотрудников милиции. А в Чечне похищен имам села Ачхой-Мартан.
     В ответ на вылазки террористов в той же Чечне сотрудники правоохранительных органов совместно с военнослужащими провели ряд удачных операций по обезвреживанию бандподполья. В селениях Ассиновская и Азамат-Юрт задержаны три боевика и один их пособник. А в Веденском, Ножай-Юртовском, Шалинском и Курчалойском районах ликвидированы тайники с оружием.
     Но самая крупная спецоперация проводилась близ села Эшил-Хотой. Там между бандитами и военными разведчиками разгорелся бой, в результате которого ликвидированы трое и ранены шестеро боевиков. Банда была обнаружена в ходе мероприятий по розыску преступников, причастных к убийству главы администрации селения Автуры Ибрагима Умпашаева и его сына.
     В Дагестане тоже удалось нейтрализовать сразу нескольких матерых бандитов. Операции по их задержанию проведены в Хасавюртовском, Казбекском и Новолакском районах. Один из арестованных там боевиков оказался учеником ранее уничтоженного бандглаваря Руслана Гелаева. Дагестанским милиционерам также удалось ликвидировать на минувшей неделе крупную базу террористов в окрестностях Буйнакска. А в Кабардино-Балкарии примерно в то же время был задержан еще один подозреваемый в нападении на Нальчик 13 октября нынешнего года.
     В целом же за этот год только в Чечне Внутренними войсками в составе Объединенной группировки проведено более 70 спецопераций, около 200 результативных разведывательных и более 1.200 оперативно-поисковых мероприятий. Об этом заявил на прошлой неделе на заседании военного совета Главкомата ВВ МВД РФ министр внутренних дел России Рашид Нургалиев. При этом он отметил, что вся ответственность за безопасность в этом регионе теперь, после передачи от Минобороны к МВД горных комендатур, ложится на возглавляемое им силовое ведомство.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex