на главную страницу

7 Декабря 2005 года

Планета людей

Среда

Наступление по всему фронту

Владимир ТЕРЕНТЬЕВ.




     В начале этой недели немецкая газета «Хандельсблатт» опубликовала интервью с президентом нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» Вагитом Алекперовым. Руководитель флагмана российской «нефтянки», поставляющего Вооруженным Силам РФ значительную часть горюче-смазочных материалов, откровенно изложил свое видение отношений между бизнесом и государством и перспектив развития отечественного топливно-энергетического комплекса, от которого во многом зависит наполняемость государственного бюджета и уровень финансирования обороны страны.
     Судя по интервью, крупнейшая российская нефтяная компания спокойно смотрит в будущее, добросовестно выполняя обязательства перед государством. «ЛУКОЙЛ», как отметил В. Алекперов, всегда полностью платил налоги. Но ряд других компаний, таких, скажем, как британско-российский концерн TNK-BP, который как раз сетует по поводу новых проверок уплаты налогов, не один год платили значительно меньше положенного. Причем речь идет не о нескольких процентах, а о совершенно иных величинах.
     Касаясь проблем увеличения объемов добычи, руководитель «ЛУКОЙЛа» указал, что многим нефтяным месторождениям в России по 20-30 лет, а в последние годы в стране разведкой новых залежей занимались мало. Одна из основных причин - несовершенство законов. Государство обязано позаботиться о том, чтобы тот, кто покупает лицензию на разведку и затем находит нефть, получал бы автоматически право добывать ее. Это необходимо закрепить законодательно.
     Ответил В. Алекперов и на весьма острый вопрос: не боится ли он, что российское государство проглотит еще один нефтяной концерн (немецкий корреспондент имел в виду покупку государством через свои компании «Газпром» и «Роснефть» важнейшего дочернего предприятия ЮКОСа и нефтяной компании «Сибнефть»). По словам руководителя «ЛУКОЙЛа», то, что сегодня в России на рынок вышли государственные концерны, нормально. Но тратить государству столько средств на приобретение новых активов, наверное, нецелесообразно. Правда, у государства столь велики доходы от бизнеса, связанного с нефтью и газом, что оно стремится куда-то вложить деньги, чтобы их не «съела» инфляция.
     Говоря о перспективах цен на нефть на мировом рынке, руководитель «ЛУКОЙЛа» высказал мнение, что российская нефть марки Urals должна продаваться значительно дороже, чем сегодня. Разница с ценой на нефтяную смесь Brent с Северного моря составляет сейчас почти семь долларов США за баррель, такого еще никогда не было. Раньше разница составляла от пятидесяти до 70 центов. Для того чтобы ликвидировать несправедливость, связанную с ценой Urals, российская «нефтянка» позаботится, чтобы Европа не получала слишком много российской нефти. Новые нефтепроводы в сторону Китая перенацелят российскую, казахскую и азербайджанскую нефть с Европы на Китай. Россия не станет предлагать излишние объемы российской нефти на европейском рынке.
     В.Алекперов рассказал и о планах развития «ЛУКОЙЛа». По его словам, у компании они очень амбициозные: выйти на ежегодную добычу 780 миллионов баррелей нефти и 50 миллиардов кубических метров газа и стать самым эффективным и самым прибыльным нефтяным концерном в мире. При этом у «ЛУКОЙЛа» нет интереса к дочерним добывающим компаниям ЮКОСа, поскольку известно, что ЮКОС и «Сибнефть» за очень короткий срок выкачали со своих месторождений всю нефть. Они неестественно сильно увеличили объемы добычи. В то же время «ЛУКОЙЛ» увеличивает ежегодную добычу только на два-четыре процента, но уже сегодня добывает нефти больше, чем Кувейт, и до 2007 года ежедневная добыча должна быть доведена до 2,5 миллиона баррелей.
     С этой целью «ЛУКОЙЛ» инвестирует средства в разведку нефти в северной части Каспийского моря и уже приобрел нефтедобывающую компанию Nelson Ressources в Казахстане. Помимо этого, идет модернизация нефтяных полей в Узбекистане, производится пробное бурение в Эквадоре, совместно с норвежской компанией Norsk Hydro эксплуатируется месторождение газа в Иране.
     Вместе со своим американским партнером, компанией Conoco-Phillips, «ЛУКОЙЛ» осваивает Тимано-Печорское месторождение нефти, строит экспортный терминал для экспортных поставок в США и имеет большие совместные планы в Ираке. Ожидается, что в Ираке обстановка после выборов стабилизируется и российские нефтяники вскоре снова смогут работать на месторождении Западная Курна-2. Уже сегодня компания оказывает Ираку большую гуманитарную помощь и готовит тысячи иракских инженеров-нефтяников в России.
     «ЛУКОЙЛ», обладающий сетью заправочных станций в США, намерен осваивать и европейский рынок. В Европе компания двигается с востока на запад. У нее уже есть 2.500 заправочных станций в Польше, Венгрии, Сербии, Украине, в Прибалтике и Румынии. Покупается не просто сеть заправочных станций. Выстраивается вся технологическая цепочка, начиная с добычи, переработки и кончая сбытом. Там, где у компании есть нефтеперерабатывающие заводы, она стремится иметь свои заправочные станции.
     Такой видится руководителю «ЛУКОЙЛа» стратегия мирного наступления российского бизнеса на мировом рынке. Она полностью вписывается в реалистическую концепцию постепенного восстановления влияния возрождающейся России на мировые экономические процессы. Нефтяной инструмент сегодня более эффективное оружие геополитики, чем военная сила. Впрочем, и о Вооруженных Силах крупному бизнесу забывать нельзя. Ведь именно армия и флот в конечном итоге защищают национальные экономические интересы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex