на главную страницу

7 Декабря 2005 года

Планета людей

Среда

Без реформ не выжить

Алексей ЛЯЩЕНКО.



     В Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) – очередной скандал. На саммите в Любляне (Словения) на уровне глав МИД 55 стран—членов организации на момент подписания номера так и не удалось согласовать итоговую политическую декларацию форума. Это в свою очередь ставит под вопрос перспективы реформы ОБСЕ, основные направления которой и должны были быть подтверждены на саммите в Любляне.
     Неспособность ОБСЕ уже в третий раз подряд принять итоговые документы ежегодного форума на уровне глав МИД (до Любляны были заседания совета министров иностранных дел стран—членов ОБСЕ в Маастрихте (Нидерланды) и столице Болгарии Софии) фактически подводит некоторые внешнеполитические итоги уходящего года. И они, в общем-то, нерадостные. Например, несмотря на усилия в борьбе с общими вызовами и угрозами, как, в частности, терроризм или стихийные бедствия, Европа по-прежнему остается расколотой. А крупнейшая в Европе международная организация, каковой остается ОБСЕ, становится все менее востребованной на очень внушительной части того самого «пространства от Ванкувера до Владивостока», работать во имя сотрудничества, безопасности и единства которого, собственно, и призвана.
     На форуме в Любляне Россия снова столкнулась с типичной блоковой фрондой, наличие которой все более явно проступает в ОБСЕ, изначально позиционировавшей себя как структуру внеблоковую. Так, единым фронтом против России выступает активизировавшийся в последние месяцы альянс Грузии, Украины, Молдавии и Азербайджана – ГУАМ, требующий от Москвы вывода российских войск из Грузии и Приднестровья, политические обязательства по осуществлению которого Россия взяла на себя на саммите на высшем уровне в Стамбуле в 1999 году.
     Таким же по сути единым фронтом, но в данном случае фактически против выполнения уже своих обязательств по Стамбульским соглашениям, касающихся, например, «скорейшей ратификации» соглашения об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе, выступает другой блок – НАТО. Без такой ратификации документ, определяющий количественные и качественные параметры вооружений и боевой техники, размещаемых в Европе, вступить в силу не может. Он также не распространяется на некоторые страны—члены НАТО, например государства Балтии, что позволяет альянсу фактически в любое время «закачать» на их территорию сколько угодно сил и средств. Все страны—члены НАТО, одновременно входящие и в ОБСЕ (США и Канада имеют в ней статус наблюдателей), принципиальный для России документ не ратифицируют уже более пяти лет.
     - Многие коллеги привыкли именовать ДОВСЕ «краеугольным камнем европейской безопасности». Но в то же время не предпринимается ничего, чтобы на практике утвердить его именно в этом качестве. Если сдвигов в вопросе о ратификации в ближайшее время не произойдет, возникнет опасность утраты всего режима контроля над обычными вооружениями в Европе, - подчеркнул Сергей Лавров. При этом министр отметил «полный штиль на военно-политическом направлении деятельности ОБСЕ».
     Наконец, по «своим» вопросам, например гуманитарному измерению и, в частности, ситуации вокруг русскоязычного населения в странах Балтии, которые, помимо НАТО, вступили и в Европейский Союз, по сути также с единой позицией выступает ЕС. «Население этих стран, вопреки рекомендациям комиссаров ОБСЕ и Совета Европы, по-прежнему делится на людей первого и второго класса», - заявил глава МИД РФ. Периодически, в зависимости от собственных интересов и отношений с Россией на данном этапе, Евросоюз признает «наличие проблемы» и даже обещает наконец-то «активно заняться» ее разрешением. Но, по сути, дело только словами и ограничивается – никаких более-менее жестких решений, показывающих серьезность намерений, в отношении своих коллег из Балтии ЕС не предпринимает. Тем не менее официальная Москва по-прежнему и регулярно поднимает эту тему в контактах с ЕС на всех уровнях.
     Очередные вопросы и всплеск эмоций на СМИД ОБСЕ в Любляне вызвали и двойные стандарты организации в мониторинге за выборами. Так, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров напомнил, что представители ОБСЕ отказались присутствовать на выборах в Чечне. Мол, ситуация с безопасностью не позволяла, и едва ли ОБСЕ могла бы быть представлена где-либо, кроме столицы Чечни Грозного, без чего провести нормальный мониторинг выборов невозможно. В итоге выборы в Чечне у представителей ОБСЕ «вызвали много вопросов». И ровно через две недели та же самая ОБСЕ направила миссию наблюдателей на выборы в Афганистан, где они не смогли свободно перемещаться даже по столице - Кабулу. Известно, что наблюдатели подготовили заключительное заявление по выборам за несколько часов до того, как в единый штаб ОБСЕ поступили все отчеты из отдаленных регионов Афганистана. И оно, конечно, оказалось сплошь позитивным – «выборы в Афганистане были демократическими».
     - Нам хочется получить ясность в вопросе о том, как конкретно формируется миссия наблюдателей, как и кем принимаются решения о том, на какие выборы направлять наблюдателей, а на какие не направлять, - отметил в своем выступлении Сергей Лавров. Он также сказал, что Россию интересует и то, какими полномочиями обладают главы миссий наблюдателей, и где эти полномочия сформулированы, так как, по словам главы МИД РФ, «выясняется, что нигде», по крайней мере в том, что касается реальных действий глав миссий. «То, что они делают, не опирается на какие-либо решения межправительственных органов ОБСЕ о масштабах их полномочий», - заявил глава МИД РФ. Эти заявления были сделаны по сути на фоне очередного «перекоса» ОБСЕ, которая «не признала соответствующими демократическим нормам» прошедшие в выходные президентские выборы в Казахстане.
     - Для нас реформа - не самоцель, а средство избавления ОБСЕ от известных географических и тематических перекосов, выработки внятных и прозрачных правил функционирования. Необходимо наделить ОБСЕ международной правосубъектностью и правоспособностью, укрепить руководящую роль коллективных межправительственных органов, вести дело к преобразованию полевых присутствий, повышению роли генерального секретаря, - заключил Сергей Лавров. При этом Россия по-прежнему верит, что ОБСЕ еще не исчерпала свой потенциал: за ее спиной 30 лет деятельности и немало достижений. Но без реформы эта организация обречена.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex