на главную страницу

8 Декабря 2005 года

Планета людей

Четверг

Генеральный секретарь Организации Североатлантического договора
Яап де Хооп Схеффер:
РОССИЯ И НАТО:КУРСОМ ПАРТНЕРСТВА



8 декабря в Брюсселе состоится заседание Совета Россия — НАТО на уровне министров иностранных дел, где предполагается обсудить достигнутый уровень и наращивание взаимодействия Россия — НАТО на основе общих интересов в сфере безопасности. В России считают, что механизм совета доказал свою востребованность и дееспособность, и подчеркивают, что наша страна готова к развитию отношений с НАТО, но при обязательном условии учета членами альянса законных интересов ее безопасности. НАТО также готова развивать партнерство с Россией, о чем идет речь в статье генерального секретаря Организации Североатлантического договора Яапа де Хоопа СХЕФФЕРА, подготовленной для «Красной звезды» Информационным бюро НАТО в Москве.

     

     
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

     Яап де Хооп Схеффер родился 3 апреля 1948 года в Амстердаме. Окончил факультет права Государственного университета Лейдена в 1973 году, затем проходил службу в Королевских ВВС Нидерландов. С 1976 по 1986 год — на дипломатической службе: работал в посольствах Нидерландов в Гане, Швейцарии и два года в Брюсселе в постоянном представительстве Нидерландов при НАТО. В 1986 году избран депутатом второй палаты парламента Нидерландов от партии Христианско-демократический призыв. С марта 1997 г. по октябрь 2001 года — лидер фракции этой партии в высшем законодательном органе страны. В этот же период занимал должность генерального секретаря МИДа Нидерландов, перед тем как возглавить его в июле 2002 года. До декабря 2003 года – министр иностранных дел Нидерландов. С января 2004 года – генеральный секретарь НАТО. Женат, воспитал двух дочерей.
     

     Я очень рад возможности выступить перед читателями «Красной звезды», так как это позволит мне непосредственно обратиться к той категории граждан России, которая играет важнейшую роль в обеспечении безопасности в Евроатлантическом регионе и за его пределами, – военнослужащим российских Вооруженных Сил. На сегодняшнее и будущее руководство Российской армии возложена трудная задача – противостоять некоторым из наиболее серьезных вызовов безопасности нашего времени. При этом все вызовы, с которыми приходится иметь дело современной России, - поиск эффективных способов борьбы с терроризмом, локализация местных конфликтов, с тем чтобы они не перекинулись на общество наших стран, строительство мира и укрепление стабильности в изуродованных войной странах, предупреждение транснациональной торговли оружием, наркотиками, людьми, - на деле выглядят еще серьезнее, так как руководство, призванное защищать российский народ, должно одновременно коренным образом менять инструменты, используемые им для выполнения своей задачи.
     Все это очень хорошо знакомо Североатлантическому союзу, поскольку с подобными вызовами мы имеем дело постоянно. К счастью, сегодня уже невозможно себе представить ни прямой конфронтации между армиями крупных промышленно развитых государств, ни тем более ядерного противостояния, характеризовавшего вторую половину прошлого века. На смену прошлым угрозам пришли гораздо более разнообразные и менее предсказуемые вызовы, а вооруженные силы и доктрины прошлого оказались плохо приспособленными к новой ситуации. Ведь танками нельзя остановить террористов, подводными лодками невозможно заново выстроить несостоявшееся государство, а ракетами не воспрепятствуешь торговле наркотиками. В современных условиях безопасности необходимы не только хорошо обученные, профессиональные войска, но и беспрецедентное по своей степени сотрудничество в международной сфере, политике, социальных и финансовых вопросах, а также в содействии развитию.
     Три с половиной года назад Президент РФ Владимир Путин совместно с главами государств НАТО признали, что, если мы хотим спокойно жить в беспрестанно усложняющемся и взаимозависимом мире, необходима беспрецедентная координация наших действий. Так появился созданный их усилиями Совет Россия - НАТО – единственный в своем роде орган, в котором Россия и страны - члены НАТО работают совместно как равные партнеры над поиском практических решений общих проблем, - чтобы «совместно противостоять общим угрозам и рискам нашей безопасности». Сегодня наша работа продвигается вперед, и, поскольку 2005 год подходит к концу, я хочу выделить три области, в которых нам удалось добиться значительных успехов в этом году.
     Во-первых, следует отметить, что наше военное сотрудничество становится все более тесным. В 2005 году мы продолжили принимать конкретные меры по повышению нашей способности проводить совместную подготовку, учения и вести совместные действия. Это существенно важно в том случае, если нам придется действовать единым фронтом в сегодняшней как никогда сложной боевой обстановке. Регулярное, ориентированное на выполнение конкретных целей сотрудничество между нашими вооруженными силами также необходимо, если мы надеемся создать климат доверия, необходимый для сохранения содержательного долгосрочного партнерства. Мы углубили сотрудничество в такой области, как поиск и спасание на море. Оно принесло плоды прошлым летом, когда с большим трудом удалось спасти от катастрофы экипаж батискафа, запутавшегося в тросах и сетях в море вблизи полуострова Камчатка. В рамках российско-натовского плана действий по борьбе с терроризмом мы расширили нашу совместную программу учений, включив в нее антитеррористические силы и реальные сценарии, приближенные к ситуациям, в которых нам, возможно, придется действовать совместно против террористической угрозы. Мы продолжаем масштабную программу сотрудничества с 15-й мотострелковой бригадой в Самаре с целью повысить нашу способность проводить в будущем совместные миротворческие операции и финансируемую НАТО программу переподготовки увольняемых в запас военнослужащих российских Вооруженных Сил, чтобы облегчить их трудоустройство в частном секторе. В апреле министр иностранных дел Сергей Лавров подписал Соглашение о статусе сил (войск) программы «Партнерство ради мира», которое повысит нашу способность проводить на взаимной основе на территории друг друга учения и сотрудничать в таких конкретных областях, как транзит и тыловое обеспечение, для удовлетворения оперативных потребностей.
     Во-вторых, мы не только неуклонно повышали способность, но и демонстрировали твердое намерение действовать совместно. На протяжении всего 2005 года военно-морские силы России и НАТО проводили совместную подготовку, готовясь к участию России в антитеррористической операции НАТО «Активные усилия», предусматривающей патрулирование вод Средиземного моря с помощью кораблей ВМС стран НАТО. Мы ожидаем, что в начале 2006 года выделенные для этой операции корабли ВМФ России вольются в состав участвующих в ней сил альянса, тем самым ясно выражая нашу общую решимость совместно противостоять терроризму и другим общим угрозам. Мы также сделали конкретные шаги вперед в рамках масштабных долгосрочных проектов сотрудничества в таких областях, как противоракетная оборона театра военных действий и совместное управление воздушным движением.
     И, наконец, мы все более творчески подходили к восприятию новых угроз и вызовов и поиску новых путей сотрудничества в борьбе с ними. Например, такое явление, как незаконный оборот наркотических средств, не только угрожает стабильности нашего общества, но и несет прямую военную угрозу. В Афганистане и государствах Центральной Азии, по территории которых перевозятся наркотики, торговля опиумом позволяет финансировать деятельность полевых командиров и террористических группировок и препятствует международным усилиям, в частности, действиям руководимых НАТО Международных сил содействия безопасности, призванных помочь афганскому народу строить стабильное демократическое будущее. Около года назад Россия предложила Совету Россия - НАТО внести вклад в борьбу с этой общей угрозой, и страны - члены альянса приветствовали данную инициативу. Надеюсь, что после нынешней встречи Совета Россия - НАТО на уровне министров иностранных дел в Брюсселе мы сможем начать работу по конкретному проекту Россия - НАТО, предусматривающему обучение методам антинаркотической борьбы сотрудников ключевых структур Афганистана и стран Центральной Азии. Именно такие практические, ориентированные на будущее инициативы имели в виду руководители наших стран, создавая Совет Россия - НАТО.
     В итоге мы можем считать, что 2005 год был годом убедительных достижений в сотрудничестве между Россией и НАТО. И я не единственный, кто придерживается этого мнения. В первой половине этого года сам Президент РФ Владимир Путин отметил, что «за такое короткое время мы сделали гигантский шаг» вперед от конфронтации и стереотипов прошлого. Он заявил, что отношения Россия - НАТО «стали реальным фактором обеспечения международной стабильности», позволившим нам «нанести серьезный удар по международному терроризму». Я знаю, что такого же мнения придерживается ваш министр обороны Сергей Иванов.
     Думая о следующем, 2006 годе, я считаю, что мы должны поставить перед собой еще более масштабные цели. В частности, необходимо приложить еще больше усилий к тому, чтобы не только политическое руководство, но и народы наших стран узнали о наших общих успехах и поняли, почему надо и дальше расширять сотрудничество. И, чтобы преодолеть пережитки прошлого, сформировать более реалистичный взгляд на нашу сегодняшнюю роль и то, каким образом мы можем поддержать друг друга, нам, безусловно, необходима твердая приверженность общему делу военнослужащих Вооруженных Сил России.
     Партнерство Россия - НАТО не должно отставать от быстро меняющегося мира, если мы хотим в полной мере выполнить принятое нами в 2002 году историческое решение – придать нашим отношениям «новое качество». Нам надо повысить консенсус в диалоге Россия - НАТО о характере долгосрочной стабильности и необходимости позитивных изменений. А этот консенсус должен, в свою очередь, основываться на взаимной уверенности в том, что выносимые нами на рассмотрение перспективы призваны обогатить наше сотрудничество и что мы не стремимся выделять возможные расхождения.
     Североатлантический союз привержен партнерству с Россией, и это партнерство может продвинуться довольно далеко. Насколько далеко – решать российскому Правительству, и в конечном счете российскому народу. Существуют ли у нас общие позиции? Улучшит ли деятельность альянса ситуацию с безопасностью для России? Вспомните о том, что Россия активно поддерживает все текущие операции НАТО: обеспечение мира и стабильности в Косово и Афганистане, помощь в обучении иракских силовых структур, содействие военной реформе в Боснии и Герцеговине, помощь в сдерживании и защите от терроризма с помощью действий ВМС в Средиземном море, содействие Африканскому союзу в проведении миротворческой операции в Дарфуре и оказание гуманитарной помощи жертвам землетрясения в Пакистане, - будь то через голосование в Совете Безопасности ООН или путем предоставления войск или тыловой поддержки. Интересы наши как никогда совпадают.
     Короче, для того чтобы НАТО удалось обеспечить безопасность и стабильность на основе общих демократических ценностей во всем Евроатлантическом регионе и за его пределами, нам, безусловно, необходимы активная поддержка и участие России в этом процессе. Таким же образом нахождению эффективных ответов на реальные угрозы национальной безопасности России должно способствовать сотрудничество с государствами - членами НАТО с помощью таких механизмов, как Совет Россия - НАТО. В момент распада Советского Союза многие из тех, кто сейчас читает мою статью, были еще детьми. Некоторые из вас через десять-двадцать лет сами займут высшие руководящие должности в Вооруженных Силах и будут принимать решения, непосредственно влияющие на безопасность российского народа. И тогда тот вклад, который сегодня вы и ваши командиры вносите в долгосрочное устойчивое партнерство между Россией и государствами - членами НАТО, облегчит выполнение ваших задач и сделает будущее России более безопасным.
     На снимке: российские и американские военнослужащие на совместном учении «Торгау-2005».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex