на главную страницу

10 Декабря 2005 года

Армия и общество

Суббота

На Карельском рубеже

Роман СТРЕШНЕВ. Выборг — Москва.



Недавно мне удалось побывать в городе Выборг, славном своей богатой историей. Его основали шведы в 1293 году, причем из-за постоянных разногласий приграничных государств Выборг формировался как город-крепость. Он расположен в северо-западной части Карельского перешейка в 130 км от Санкт-Петербурга и имеет важное стратегическое значение, обеспечивая России выход в Балтийское море. Всего в нескольких десятках километров от города проходит Государственная граница РФ. Именно поэтому в Выборге находится один из пограничных отрядов, на который возложена задача по охране северо-западных рубежей нашей необъятной Родины, — Краснознаменный Выборгский пограничный отряд им. С.М. Кирова. Ту же задачу выполняют и моряки-пограничники. Недалеко от Выборга в городе Высоцк дислоцируется бригада пограничных сторожевых кораблей, несущих охрану морских рубежей России.

     
В гостях у коменданта


     Первым делом после прибытия в Выборгский погранотряд мы с коллегами-журналистами отправились в одну из комендатур, которая находится в приграничном городе Светогорск. Здесь нас встретил комендант подполковник Геннадий Потемкин, который вкратце рассказал об организации отряда.
     Она конечно же отличается от общепринятой армейской структуры. Выборгский отряд состоит из комендатур и пограничных застав, а также подразделений обеспечения. Правда, по словам Потемкина, в ближайшее время количество погранзастав планируется сократить. Это связано прежде всего с появившейся возможностью контролировать многочисленные участки границы с помощью технических средств охраны, что дает ощутимую экономию в финансовом отношении. Да и людей требуется меньше. Сокращение происходит также в связи с переходом пограничных подразделений на контрактный принцип комплектования.
     Говоря о взаимоотношениях с финскими пограничниками, Геннадий Потемкин отметил, что «у нас в этом плане налажено тесное взаимодействие, подкрепляемое практическими тренировками. Нередки и взаимные визиты с целью обмена опытом». Ежемесячные встречи проходят и на уровне погранкомиссаров, на которых рассматриваются произошедшие за месяц на границе инциденты, здесь же осуществляется обмен необходимой служебной информацией. В том числе стороны обсуждают недоработки в деятельности друг друга и пути их устранения.
     И все же главное, что поддерживает взаимодействие пограничников двух стран на должном уровне, – это совместные учения по задержанию нарушителей, которые проводятся регулярно. Выглядит это примерно так: в известный только командованию час «Х» группы лженарушителей начинают отвлекать на себя основные силы погранзастав. Тем временем реальные «нарушители», коими обычно являются российский и финский пограничники, с разных сторон предпринимают попытку перехода государственных границ России и Финляндии. Вот здесь-то и выявляется, кто в действительности готов к несению пограничной службы.
     - После подобных мероприятий стороны обязательно проводят разбор учения и вырабатывают практические меры по устранению выявленных недостатков, - отмечает комендант.
     По словам Геннадия Потемкина, общаются представители двух ведомств и на спортивном поприще: проводятся совместные состязания по стрельбе, футболу, баскетболу и теннису.
     Разумеется, в своей службе наши пограничники тесно взаимодействуют с российскими правоохранительными и таможенными органами, а также частями Министерства обороны РФ. Например, расположенная неподалеку часть ПВО предоставляет пограничникам данные воздушной разведки.
     
Здесь начинается граница
     Отправляемся на одну из подчиненных комендатуре застав – четвертую. Чтобы, так сказать, на «передовой» ознакомиться с жизнью российских «зеленых фуражек». Она носит имя майора Алексея Гарькавого. Именно в этих местах, где расположена застава, в июне 1941-го агрессоры встретили ожесточенное сопротивление советских пограничников под командованием коменданта Алексея Гарькавого. Даже в окружении пограничники продолжали отчаянно сопротивляться, но силы были неравны. Тем не менее комендант сумел вывести подчиненных к своим. За эти бои он был награжден орденом Ленина и возглавил сводный пограничный полк. Однако осенью майор Гарькавый погиб на Невской Дубровке. Герой-пограничник был навечно зачислен в списки личного состава четвертой заставы, названной его именем.
     В спальном расположении на выровненных по ниточке койках спят пограничники, и даже периодический вой сигнальной сирены не вносит смуты в их молодые умиротворенные лица. Они знают, что это не настоящая тревога, а ежедневная проверка сигнальных средств, скрытых на границе. Мелькает мысль, что, наверное, к такому трудно привыкнуть. А в углу расположения на небольшом постаменте стоит аккуратно заправленная кровать майора Гарькавого с лежащей на ней зеленой фуражкой. Кстати, на заставе есть и комната боевой славы, где воины-пограничники могут подробнее узнать о судьбе героя, а также ознакомиться с историей отряда и заставы.
     Здесь неукоснительно исполняется святой ритуал – каждый пограничник перед заступлением на пост отдает дань памяти героям, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Ритуал заключается в том, что заступающие подходят к расположенному на заставе памятнику майору Гарькавому, чтят память погибших минутой молчания и отдают воинское приветствие. Только после этого пограничники выдвигаются в дозор, секрет, на пост наблюдения или же на участок границы. Единственные, кто обходит данный ритуал, – это пограничники, входящие в состав «тревожной группы», которая должна при необходимости в считанные минуты оказаться на месте возможного пограничного инцидента.
     Пока мы осматривали заставу, с границы вернулся дозор, который возглавлял ефрейтор Антон Базурин. Он москвич, но, несмотря на все прелести столичной жизни, после срочной службы решил остаться в пограничном строю и подписал контракт на три года. На мой вопрос: «почему?» Антон совершенно искренне ответил: «Потому что я очень сильно полюбил эти места, границу, ведь именно с нее и начинается наша Родина».
     Тем не менее, по словам Антона, оптимизма и веры в почетность воинской службы в глазах пограничников-срочников видишь все меньше. «Да и меня конечно же волнуют вопросы социально-бытового обустройства. Пока не женат, с этим проще мириться, а вот потом, как показывает практика, возникают определенные сложности, например с жильем», - заметил Антон.
     На заставе есть и те, кого служба по-человечески совсем не заботит. В распложенном неподалеку питомнике содержатся четвероногие «пограничники». Они служат не по призыву, не по контракту, а от природы или, точнее, от своей служебной породы. Как признают пограничники, никакой технический прогресс пока не может заменить хорошо обученного пса. Правда, подготовка одного такого зверя обходится недешево – от 15 до 35 тысяч рублей. Их закупают в школах собаководства, где четвероногие уже получают основные профессиональные навыки, а на заставах псы проходят лишь, так сказать, доподготовку.
     Пока мы находились на четвертой заставе, на соседней пятой был задержан нарушитель пограничного режима. Как оказалось, гражданин Турции при пособничестве гражданина Азербайджана предпринял попытку проникнуть на территорию Финляндии. Тем самым мы смогли на деле убедиться в том, что граница на крепком замке.
     По словам пограничников, именно пятая считается самой неспокойной заставой. В первую очередь это связано со сложным рельефом местности и большим количеством естественных укрытий и препятствий в зоне ее ответственности.
     
«Зеленые ворота» страны
     Следующим этапом нашего путешествия стал автомобильный пункт пропуска (ПП), расположенный близ Светогорска. Такие пункты пограничники называют еще «зелеными воротами» страны. Именно здесь осуществляется контроль за официальным пересечением госграницы гражданами и грузами. Как признают сами пограничники, служить на ПП считается престижным, чему способствуют неплохие условия и удобный график работы. В связи с этим в основном здесь трудятся женщины, заключившие контракт.
     Впрочем, служба на пункте пропуска легка и приятна лишь на первый взгляд. Для работы здесь необходимо иметь особые навыки, хорошую память и зоркий глаз. К примеру, только образцов загранпаспортов контролер должен помнить великое множество. Не мешает быть еще и чутким психологом, ведь инциденты здесь происходят регулярно.
     Вот к пункту пропуска с российской стороны подъезжает серебристый «фольксваген» с финскими номерами. «Выйдите, пожалуйста, из машины», - говорит женщина-пограничник водителю-даме, после чего начинает досмотр автомобиля.
     От опытного взгляда сложно что-либо скрыть. Через минуту женщина-водитель, как оказалось, бывшая россиянка, эмигрировавшая в Финляндию, начинает возмущаться якобы слишком долгим досмотром ее авто. И тут без психологии не обойтись. «Ничего страшного, подождите еще минутку», - с покоряющим добродушием и улыбкой говорит пограничница и продолжает осмотр салона машины. «Спасибо. Все в порядке, можете ехать», - через минуту заключает она.
     Куда сложнее дело обстоит на железнодорожном пункте пропуска с досмотром товарных составов в стужу и снег, когда приходится втыкать на полметра щуп в заледеневшие песок и гальку. Как говорят пограничники, у их финских коллег техническая оснащенность ПП значительно лучше, что существенно сокращает время на досмотр грузов. У нас технику пока заменяют высококлассные специалисты, которые, например, лучше и быстрее компьютера отличат настоящий загранпаспорт от поддельного.
     Кстати, я для себя отметил тот факт, что в Финляндию из России в основном везут ценнейший карельский лес, из которого финны делают высококачественную элитную мебель, которая потом следует в страны ЕС. А из отходов той самой карельской древесины производят низкокачественную, но весьма симпатичную мебель, которая затем следует в Россию. Что же касается контрабанды, то, по словам пограничников, из нашей страны в Финляндию стремятся провезти сигареты и наркотики, которые в Евросоюзе значительно дороже.
     
Контракт – дело непростое
     По возвращении в Выборг нам удалось побеседовать с командиром отряда полковником Игорем Ювженко. По его словам, переход отряда на комплектование по контрактному принципу должен быть завершен к концу 2006 года. Однако на этом пути возникает ряд проблем. В целом они такие же, как и у Министерства обороны РФ. Главная - недостаток достойных кандидатов, желающих подписать контракт.
     - Самое сложное – укомплектовать пограничные заставы, служба на которых по праву считается самой трудной и напряженной, - отмечает Ювженко. В этой связи командованием ведется активная работа с военкоматами и местными СМИ по привлечению граждан на контрактную службу. Многие контрактники пришли на границу после службы в рядах Вооруженных Сил и не имеют необходимых навыков в охране госграницы, их приходится переучивать.
     Серьезные сложности существуют и в плане обеспечения нормального социально-бытового обустройства пограничников-контрактников. Например, столь необходимого жилья пока так и не построено. В отряде в очереди на получение квартиры на данный момент стоят 122 человека, причем очевидно, что с полным переходом на контракт эта цифра значительно увеличится. Вот и приходится военнослужащим и членам их семей годами ютиться в казармах и общежитиях. А снимать жилье в городе может позволить себе далеко не каждый. Многие молодые офицеры увольняются из-за того, что не видят дальнейших перспектив в решении жилищной проблемы. Есть и еще одна проблема - невысокое по сравнению с доходами на «гражданке» денежное содержание. И это притом что у пограничников-контрактников оно как минимум на треть выше, чем у военнослужащих по контракту в Минобороны.
     Лучшего оставляют желать средства связи, которыми оснащены пограничники.
     А вот с вещевым и продовольственным обеспечением, по словам командира отряда, проблем нет. Техника, хотя и не в полной мере, но тоже начинает постепенно обновляться.
     - Недавно отряду выделили два новых УАЗа, ждем и снегоходы, - отметил Игорь Ювженко.
     
Морской кордон
     Следующим пунктом нашего путешествия стал город Высоцк, где располагается отдельная бригада пограничных сторожевых кораблей. Этот небольшой городок когда-то носил шведские названия – Тронгзунд или Уурас. Удобная, защищенная от штормов каменистой косой-волноломом естественная бухта издавна использовалась как гавань, куда через Сайменский канал доставлялся лесотовар и перегружался на крупные суда, стоявшие на рейде в открытом море. Свое русское название Высоцк получил в 1948 году в честь Героя Советского Союза Кузьмы Высоцкого – пулеметчика, погибшего у острова Пукинсаари 4 марта 1940 года в бою с финнами. А 11 мая того же года приказом НКВД СССР для охраны водного участка Выборгского и Финского заливов, а также их побережья в составе Пограничных войск НКВД Ленинградского округа сформирован Выборгский отряд пограничных судов, на основе которого впоследствии и была создана бригада.
     Главной задачей бригады является обеспечение охраны Государственной границы РФ, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и их природных ресурсов в восточной части Финского залива. Ее выполняют корабли, катера, береговые системы радиолокационного наблюдения в сочетании со специальной технической, воздушной и морской разведкой на наиболее важных направлениях. Основной груз ответственности возложен не только на сторожевые корабли и катера, но и на радиотехнические посты наблюдения, которые круглый год с помощью специального оборудования способны засечь нарушителя на удалении в десятки морских миль (хотя, по мнению моряков, не мешало бы заменить некоторое оборудование постов на более современное). Корабли в основном патрулируют так называемые мертвые – плохо просматриваемые постами – зоны. В 2007 г. планируется установить новую гидрометеорологическую систему, объекты которой будут размещаться на нескольких островах. Это существенно повысит надежность охраны морских рубежей и позволит сэкономить значительные средства.
     В целом силы соединения комплексно действуют на трех рубежах в пяти районах ответственности. Протяженность участка по линии госграницы, который охраняет бригада, составляет 148 морских миль. Сейчас в боевой состав соединения входят более 40 кораблей и катеров. Численность личного состава в бригаде составляет более тысячи человек. Правда, в ходе перехода на контрактный способ комплектования, который планируется завершить к 2008 году, ведется уплотнение штатов.
     Перед стражами морской границы поставлены иные задачи, нежели перед, например, Военно-морским флотом, поэтому у пограничников-моряков своя специфика, что конечно же вносит определенные коррективы в повседневную и боевую деятельность бригады. В целом же здесь действуют морские законы, а основной офицерский и мичманский состав – питомцы военно-морских вузов.
     Ежегодно пограничники-моряки проводят совместные учения со своими финскими и эстонскими коллегами. Приглашаются к участию и другие страны Балтийского региона, а также Европы. В первую очередь на учениях отрабатывается взаимодействие в ходе спасательных операций.
     Подобные тренинги помогают в реальной обстановке. Так, в начале осени наши пограничники спасли финского яхтсмена, чуть было не расставшегося с жизнью из-за собственной беспечности. Ранее россияне сняли с камней выброшенный на них финский катер. А недавно прошла встреча командования бригады с норвежской стороной, в ходе которой состоялся обмен опытом. Это особенно важно в свете случившегося недавно инцидента с российским траулером «Электрон». Тем более что у иностранных пограничников есть чему поучиться. «Экипажи у них небольшие, но при этом хорошо оснащенные и имеющие высокий уровень подготовки. Социально-бытовые условия, например, финских моряков-пограничников разительно отличаются от наших. Конечно, в лучшую сторону. На высоте и техническая оснащенность финских коллег», - говорят наши стражи морских рубежей.
     Правда, и у нас есть чем гордиться. Так, например, недавно в бригаду поступили два новых быстроходных сторожевых катера. «Мустанг» водоизмещением 35 тонн способен развить скорость в 40 узлов, может выходить в море и в пятибалльный шторм, обладает отличной маневренностью. Водометный движитель позволяет эксплуатировать катер на засоренных акваториях и на мелководье.
     А его собрат «Мангуст» водоизмещением в почти 30 тонн еще быстрее и способен развивать скорость до 50 узлов. Катер может действовать на максимальном удалении от берега до 350 миль, в автономном режиме нести службу до 10 суток. «Мустанг» и «Мангуст» имеют современный дизайн, перспективные автоматизированные системы управления, вооружены скорострельными крупнокалиберными пулеметами. На катерах также можно устанавливать зенитно-ракетный комплекс и корабельные гранатометные установки. Браконьерам и судам-нарушителям от таких быстроходных катеров просто невозможно уйти.
     Мне удалось побывать на обоих катерах, обустройство которых в целом схоже. Внутри хотя и тесновато, но достаточно уютно. Кают-кампания совмещает в себе и кухню, и столовую, и место для просмотра телевизора. Особого внимания заслуживают новейшие средства связи и навигации, которые значительно облегчают охрану границы и экономят моторесурсы катеров. Например, в рубке расположен огромный жидкокристаллический дисплей, на который компьютер выводит всю необходимую информацию, в том числе и по классификации того или иного судна. Несмотря на то что море было достаточно спокойным, качка давала о себе знать и с непривычки было немножко не по себе. Лишь почувствовав под ногами земную твердь, пришло успокоение.
     Еще одна гордость бригады – госпиталь. Хотя само здание требует ремонта, медицинское обслуживание здесь на высоте, ввиду чего военные медики даже оказывают экстренную медпомощь жителям Высоцка, ведь в самом городе, по словам пограничников, нет ни одной машины «скорой помощи». Планируется, что в ближайшее время деньги на ремонт и переоборудование госпиталя будут выделены.
     В части недавно была построена отличная школа, с сооружением которой, кстати, помогли руководство близлежащего порта и представители нефтяной компании «Лукойл», у которой неподалеку расположен нефтеперекачивающий терминал.
     В Доме офицеров есть отличная библиотека. «Хотя новых поступлений маловато, читательский спрос на книги стабильный. В последнее время повысился интерес к классическим произведениям», - поведала заведующая библиотекой Вера Пешкичева. Кстати, ее муж когда-то тоже служил в бригаде, а ныне уволен в запас. Сын, старший лейтенант, продолжил дело отца и ныне служит в родной бригаде на пограничном сторожевом корабле «Мираж».
     Что же касается проблем, то они у моряков-пограничников те же, что и у их сухопутных коллег. Из-за отсутствия жилья семьям многих военнослужащих приходится жить на кораблях. В 1990 году закончились деньги на строительство общежития, которое так и смотрит пустыми глазницами, будто хочет спросить: «Так когда же вы меня достроите?» Кстати, недавно Президент РФ Владимир Путин поручил директору ФСБ Николаю Патрушеву контролировать решение проблем Погранслужбы, о которых шла речь на встрече главы государства с личным составом Магаданского погранотряда и руководством регионального управления. И в первую очередь касательно обеспечения пограничников жильем. Хочется верить, что жилищную проблему людям в погонах все-таки удастся решить.
     Определенные сложности возникают с трудоустройством жен. Есть серьезные проблемы с запчастями, а основная часть пограничных катеров требует глубокой модернизации.
     Как известно, необходимым требованием для приема на службу по контракту является полное среднее образование. А ведь в нынешней ситуации многие из матросов-срочников его не имеют. Для устранения этой проблемы на базе существующей в бригаде школы для детей военнослужащих были организованы специальные курсы для моряков, которые планируют после демобилизации подписать контракт и продолжить службу в соединении. Тем самым они имеют возможность получить полное среднее образование. А в борьбе за дисциплину командование бригады делает упор на работу с родителями матросов.
     Кстати, из бесед с пограничниками (как сухопутчиками, так и моряками) выяснилось, что финскую сторону очень беспокоит сокращение численности российских застав и пунктов технического контроля. Связано это прежде всего с увеличивающимся количеством нелегальных мигрантов (в основном граждан СНГ), пытающихся проникнуть в Финляндию с территории России. Однако, как я смог убедиться, у подобных опасений нет серьезных оснований. Несмотря на существующие проблемы, российская граница находится под надежной охраной.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex