на главную страницу

10 Декабря 2005 года

Моя война: невыдуманные рассказы

Суббота

Наперекор судьбе

Валерий УСОЛЬЦЕВ. Хабаровск.




     - Товарищ командир, а почему вы не подписали мой рапорт на командировку в Чечню? – подполковнику милиции Игорю Гуревичу показалось, что еще секунда-другая и возмущенный взгляд прапорщика милиции Виктора Корнева превратит его в пепел.
     - Понимаешь, Виктор… - начал было оправдываться командир ОМОН.
     Но обычно вежливый и выдержанный подчиненный на этот раз прервал его:
     - Вы считаете меня инвалидом? Жалеете меня?
     И, не дожидаясь ответа, продолжил:
     - Разве я хуже других ребят несу службу или участвую в специальных операциях? После ранения я стал хуже владеть оружием? Или когда-нибудь просил послабления на тренировках?
     - Нет, - твердо ответил Игорь Юрьевич.
     Действительно, не было такого, чтобы получивший тяжелое ранение в Чечне прапорщик милиции Корнев просил хотя бы подменить его на дежурстве. Не говоря уже о том, чтобы предпринять попытку не поехать на полигон. А если набиралась группа для задержания особо опасного вооруженного преступника, тут Виктор всегда первым делал шаг из строя, вызываясь добровольцем на опасное задание.
     - Тогда прошу подписать мой рапорт. Я не желаю ощущать себя инвалидом и хочу опять поехать с ребятами в Чечню, - с этими словами прапорщик решительно подвинул командиру лист бумаги.
     - Ну что с тобой делать?! – невольно вырвалось у Гуревича.
     - Я же подсказал, товарищ подполковник: подписать рапорт…
     - А жена знает о твоем решении? – Игорь Юрьевич все еще пытался разрешить вопрос в свою пользу. Конечно, он мог бы рявкнуть по-командирски и выставить надоедливого прапорщика из кабинета. Но, во-первых, не в санаторий на берег теплого моря просился его подчиненный, а на войну. Во-вторых, разве можно поступить так с человеком, которому готов доверить свою жизнь? И, главное, Корнев за свое мужество заслуживает особого уважения… Так как же поступить?
     - Как среагировала жена на такое твое решение, Виктор Владимирович?
     - Причем тут жена? Она же знала, за кого замуж выходила. Сначала, конечно, всплакнула, а потому махнула рукой…
     - На тебя?
     - А на кого же еще. Так что вы подпишите рапорт, товарищ командир.
     Раздраженно пробурчав себе под нос отнюдь не литературное выражение, Гуревич все же подписал рапорт. Хотя на сердце у него было далеко не спокойно: одно дело человек, потерявший в бою глаз и получивший контузию справляется со своими обязанностями в мирной обстановке, другое – в боевой. Хотя какая к черту мирная обстановка, если его ребятам то вооруженных пистолетами бандитов, уже запачкавших свои руки в крови, приходится задерживать, то одуревших от наркотиков ребят, готовых ради очередной «дозы» с ножом на милиционера броситься, из «ямы» вытаскивать. И ведь Корнев ни разу сослуживцев не подвел.
     В ОМОН Виктор пришел сержантом после службы в одной из воинских частей ДВО в 1999 году. А в 2001 году вместе с сослуживцами выехал на Северный Кавказ. Будучи в Чечне, он участвовал в «зачистках» от боевиков населенных пунктов Аллерой, Белоречье, Майортуп, где показал себя надежным, хорошо подготовленным бойцом.
     22 марта 2001 года при выдвижении колонны военной комендатуры Курчалойского гарнизона и ОМОН на блокпосту № 703, расположенном на окраине Курчалоя, автомобиль с хабаровскими омоновцами подорвался на радиоуправляемом оболочном фугасе. После этого колонна была обстреляна боевиками из стрелкового оружия.
     Вот строки из представления старшины милиции Виктора Владимировича Корнева к медали «За отвагу»:
     «Получив контузию и тяжелое ранение, старшина милиции Корнев В.В. самостоятельно покинул поврежденную технику и, заняв выгодную позицию, открыл огонь на подавление и поражение огневых точек нападавших. Своими действиями старшина милиции Корнев способствовал отражению нападения на колонну и эффективной эвакуации раненных из зоны обстрела без дополнительных потерь».
     Самому Виктору, который получил еще и ранение в правое плечо, медики глаз сохранить не смогли. После лечения в госпитале Корнев добился, чтобы его оставили служить. Причем именно в ОМОН. Справедливости ради надо заметить, его в этом устремлении поддержало командование отряда.
     В тот мартовский день были ранены еще семь милиционеров-хабаровчан. Так, осколочное ранение правого плеча получил командир отделения старшина Сергей Галкин. Лейтенант милиции Виктор Ржеусский был ранен в правое плечо и правое бедро. Заместителю командира 1-го взвода второй оперативной роты старшему сержанту милиции Михаилу Цареву осколки посекли спину. Старший сержант милиции Евгений Орешков был ранен в левое бедро и в гортань. Старший сержант милиции Константин Курепин получил открытый перелом шейного позвонка. Получил ранение и ехавший вместе с бойцами ОМОН старший инженер связи штаба УВД старший лейтенант внутренней службы Виктор Федулкин. И все раненые, кто не потерял сознание, наскоро получив первую медицинскую помощь и терпя страшную боль, приняли участие в бою с боевиками.
     Особо хочется рассказать о получившем при том подрыве «Урала» с бойцами хабаровского ОМОН тяжелое ранение и контузию прапорщике милиции Вячеславе Дозморове. Он по праву считался одним из наиболее опытных бойцов отряда. В ОМОН Вячеслав пришел двадцатилетним пареньком сразу после службы в армии в октябре 1994 года. Но уже вскоре по профессиональному мастерству сравнялся с теми, кто перевелся в отряд из роты милиции специального назначения при УВД Хабаровского края. Этому способствовали напряженные тренировки, которым он посвящал каждую свободную минуту, и то желание, с каким новичок перенимал опыт более старших сослуживцев. Не удивительно, что Вячеслав Дозморов оказался в числе тех хабаровских омоновцев, кто первым, образно говоря, понюхал пороха в реальных боевых условиях в Чечне.
     Для сына военнослужащего, родившегося в Южно-Сахалинске, а среднюю школу окончившего в Вюнсдорфе, где дислоцировался штаб Группы советских войск в Германии, это была шестая командировка на Северный Кавказ. И в ходе каждой из них он неоднократно отличался как умелый и смелый боец. Так, 23 июня 2000 года при зачистке от боевиков населенного пункта Сержень-Юрт группой милицейских спецназовцев, в состав которой входил Вячеслав, были задержаны два боевика, у которых помимо стрелкового оружия был изъят головной взрыватель ракет к установке «Град». А несколько раньше, 4 июля, при проведении хабаровскими омоновцами совместно с бойцами спецподразделения ФСБ «Альфа» операции по уничтожению незаконного воинского формирования в населенном пункте Автуры федералы попали под сильный обстрел боевиков. Проявив инициативу, Дозморов вышел во фланг стрелявшим и метким огнем из ручного пулемета уничтожил двух боевиков, а одного ранил и захватил в плен. Благодаря этому наши бойцы потерь не имели.
     За ту командировку прапорщик милиции Вячеслав Дозморов был награжден медалью «За отличие в охране общественного порядка». Кроме того, высокий профессионализм милицейского спецназовца, его храбрость и боевая инициатива, проявленные при выполнении правительственных заданий на Северном Кавказе, были отмечены медалью «За отвагу».
     В тот день, когда рядом с милицейским «Уралом» взорвался мощный фугас, установленный чеченскими боевиками, волей случая Вячеслав оказался ближе всех к разрыву.
     В представлении к ордену Мужества сказано: «Получив контузию и тяжелое ранение, прапорщик милиции Дозморов В.В. самостоятельно покинул поврежденную технику, занял выгодную позицию и открыл огонь по противнику».
     А теперь следует объяснить, что тяжелое ранение – это попадание нескольких кусков арматуры, которым был начинен бандитский фугас, в лицо и голову милиционера. При этом он потерял глаз, у него были переломаны кости черепа и лица, задет мозг. Но истекающий кровью и пронизанный до последней нервной клетки болью боец хабаровского ОМОН нашел в себе силы, чтобы вступить в бой с врагом.
     Разве это не подвиг?
     Получивший специальное звание старший прапорщик милиции — на ступень выше занимаемой должности, кавалер ордена Мужества Вячеслав Дозморов перенес много операций, но при поддержке командования ОМОН при УВД Хабаровского края и конечно же самого командования краевого УВД остался служить в спецназе.
     Оказывается, старший прапорщик Дозморов тоже писал рапорта с просьбой отправить его в командировку в Чечню.
     Но тут командир ОМОН проявил решимость:
     - Какие могут быть для него командировки, если он до сих пор ежегодно подвергается операциям, которые восстанавливают его поврежденные взрывом лицо и череп?
     Правда, в специальных операциях, которые осуществляют бойцы ОМОН на Дальнем Востоке, Вячеслав участвует наравне с другими сослуживцами.
     Нелегко было восстанавливаться после полученных в Чечне ранений бойцам отряда, которые остались в милицейском строю, в числе которых В. Ржеусский, Е. Шадрин, А. Нагайчук, К. Курепин и многие другие. Особенно если учитывать, что эти ранения получены даже не пулями и осколками типового военного вооружения, а кусками арматуры, огромными гвоздями, гайками и болтами, которыми «борцы за свободу и независимость Ичкерии», как называют боевиков представители многих гуманитарных организаций мира, начиняют свои фугасы. Эта бандитская «начинка» наносит человеку куда более тяжкие увечья, чем запрещенные Международной декларацией, принятой на 1-й Мирной конференции в Гааге, которая состоялась в 1899 году, английские разрывные пули «дум-дум». Естественно, и хуже лечатся. Но они, в полном смысле слова, пересилили себя, восстановились морально и физически и продолжили службу в милицейском спецназе.
     К сожалению, не все получившие тяжелые ранения в Чечне бойцы отряда смогли продолжить службу. В том числе награжденный орденом Мужества и двумя медалями «За отвагу» Александр Алексеев, награжденный медалями «За отвагу» и «За отличие в охране общественного порядка» Александр Ушаков, некоторые другие. Но, главное, и в гражданской жизни они остались порядочными людьми, достойными своего славного спецназовского прошлого. Они не прерывают связи с боевыми товарищами, с родным подразделением, являясь непременными участниками всех мероприятий, которые проводятся в отряде.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex