на главную страницу

10 Декабря 2005 года

Из жизни звезд

Суббота

Чулпан Хаматова: Искусство должно влиять на людей

Валерия МОРОЗОВА.




     13 декабря 2005 года на DVD выйдет 12-серийный фильм Юрия Грымова по мотивам книги Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого», и примерно в это же время состоится телевизионная премьера картины. Многие говорят о том, что фильм может стать главным событием сезона. Говорят и о действии сюжета, которое разворачивается в ХХ веке и описывает практически все общественно важные события этого периода: уголовную ответственность за аборты, разгром генетики, «лысенковщину», аресты и лагеря, похороны Сталина, хрущевскую оттепель, жизнь столичной богемы и джаз. В фильме, как и в романе, несколько сюжетных линий. Кроме истории жизни Кукоцкого, есть и линия жизни его жены Елены, страдающей потерей памяти. Есть наследство из Буэнос-Айреса; серийный маньяк-убийца; богемные джазмены; опыт существования после смерти и главное - драматическая история взросления дочери Кукоцких Тани. Ее сыграла талантливая актриса Чулпан Хаматова.
     История ее жизни и карьеры на первый взгляд кажется банальной: обычная школа, распри с учителями, новые странные друзья – толкиенисты, театральное училище, Москва, ГИТИС, пробы, первый фильм, резкий карьерный взлет. Все как у всех актеров. Кроме одного. У этого человека во взгляде есть что-то, что одновременно притягивает и пугает людей. Образ «странной девушки» сыграл далеко не последнюю роль в жизни Хаматовой.
     В детстве актрисе, имя которой в переводе с татарского значит «утренняя звезда», не приходило в голову посвятить себя искусству. По семейной традиции Чулпан собиралась свое будущее связать с «точными науками». Этого же хотели и ее родители, но, как ни странно, сами того не подозревая, сделали все, для того чтобы их дочь стала актрисой. Мама первой подтолкнула Чулпан к этой профессии еще в раннем детстве, когда запоем читала ей рассказы перед сном. Книги покупались и приносились в дом в невообразимом количестве. А там, где книги - там и фантазия, и воображение, а где воображение, там и начало творчества… Были походы в музеи, в театры, абонементы в консерваторию - Чулпан была везде, где полагалось быть ребенку из интеллигентной семьи. В Казани был хороший ТЮЗ, оперный и драматический театры.
     С восьмого класса Чулпан училась в физико-математической школе при Казанском университете. Школу не любила, да и прилежной ученицей не была. Единственный предмет, по которому у Чулпан всегда были отличные оценки, был математика. В то время Чулпан увлеклась Beatles, в школу ходила в рваных джинсах, и это не могло не раздражать преподавателей. Однажды за какую-то мелкую провинность девочку вызвали к директору, и та принялась грубо кричать на ученицу. Как Хаматова могла защитить себя? Ответить тем же не могла, вставить слово - все равно не услышит. И Чулпан, сделав ей глубокий реверанс, тихо вышла. Этот в общем-то невинный поступок привел к тому, что девочку поспешили объявить психически ненормальной и вполне серьезно посоветовали маме проверить дочку в психдиспансере. К психиатру они, конечно, не пошли, но мама Чулпан сильно переживала.
     С одноклассниками Хаматовой было неинтересно. Как-то в больнице она познакомилась с девушкой — студенткой из университета, которая привела Чулпан в свою компанию, и она поняла: это то, что ей нужно. Вместе со студентами она ездила летом в лагеря - с палатками, котелками, кострами. Там же Чулпан стала участвовать в толкиеновских играх, плела кольчуги из маленьких колечек, на которые вешаются занавески.
     По окончании физико-математической школы девушка поступила в финансово-экономический институт, но душа ее все же тяготела к искусству. В конце концов она бросила институт и поступила в Казани в театральное училище. На первом курсе один из преподавателей посоветовал способной студентке ехать в Москву, потому что там больше возможностей. Окончив первый курс, Чулпан последовала совету. В Москву она отправилась вместе с мамой, которая очень переживала по поводу возможной разлуки с дочерью. Она так не хотела с ней расставаться, что даже молилась во время экзаменов, чтобы дочь не поступила. А Чулпан очень хотела поступить, причем именно в ГИТИС, и именно на курс Алексея Бородина, потому что у него был потрясающий спектакль «Наш городок» и потому что это был замечательный мастер. Бородин заметил талантливую девушку и уже на втором туре сказал: «Мы тебя точно берем».
     Учась в ГИТИСе, Чулпан очень хотела попробовать себя в кино. В то время актерское агентство «Скип-фильм», в которое пригласили весь курс, периодически отправляло студентов на кинопробы. Сначала было несколько неудачных попыток, на которые Чулпан отреагировала достаточно спокойно. Хотя один из режиссеров, отметив, что у нее невыразительные глаза, посоветовал вообще уйти из профессии, чем поверг девушку в полное смятение. Но в это время состоялись пробы на роль Кати в фильме Вадима Абдрашитова «Время танцора». Чулпан одевали всем общежитием, всем общежитием красили. Мама прислала из Казани свои сапоги на каблуке. Пока доплелась до «Мосфильма» на «взрослых» каблуках, шлепнулась не один раз. Вошла к Абдрашитову, корчась от смеха, боли и отчаяния. А он разглядел. Несмотря на то что на фотографии она была в восточном костюме и были видны одни глаза. Несмотря на то что, готовясь к очередной пробе, она решила приблизить себя к образу героини, так как действие происходило на Кавказе, и для смуглости намазалась автозагаром. Правда, перепонки между пальцами остались белыми, а нос чернел вызывающе... Пробы продолжались почти полгода, пока наконец в одно прекрасное утро ей не сообщили, что она утверждена на роль… После выхода фильма Чулпан Хаматову признали восходящей звездой отечественного кино.
     С Иваном Волковым, сыном знаменитой актрисы Ольги Волковой, Хаматова училась на одном курсе. Сначала молодые люди не замечали друг друга: у Чулпан были свои проблемы, у него — свои. А потом получилось так, что жизнь столкнула: они разглядели друг друга, подружились и решили пожениться. Чулпан тогда было восемнадцать лет, а ему девятнадцать.
     Театр Чулпан всегда любила больше, но всенародную известность ей принесло именно кино. После съемок в фильме Абдрашитова «Время танцора» Чулпан Хаматовой посыпались многочисленные приглашения от режиссеров. В 1998 году она снялась в роли Риты в драме Валерия Тодоровского «Страна глухих». Причем на эту роль она была утверждена практически сразу. Для работы ей пришлось выучить язык глухонемых, и она вполне сносно могла на нем общаться. Роль Риты стала для Чулпан поистине звездной - и зрители, и критики признали ее одной из самых талантливых молодых актрис отечественного кино. Затем последовали роли в немецких картинах «Тувалу» Хельмера и «Англия» Бориса.
     В 2002 году у Ивана Волкова и Чулпан Хаматовой родилась дочь Арина. Их семью считали идеальной. Этому способствовали и прекрасные отношения со свекровью - Ольгой Волковой, что сама Чулпан считала настоящим подарком судьбы. Живя вместе в трехкомнатной квартире, женщины по очереди занимались хозяйством. Тем неожиданней стал развод молодых актеров. Иван прокомментировал это событие так: «Видимо, мы не сошлись характерами...»
     В начале нового века Чулпан Хаматова вновь снялась в двух германских картинах: «Виктор Фогель – рекламщик» и в нашумевшем фильме «Гуд бай, Ленин». В течение нескольких лет актриса не радовала отечественное кино своим присутствием. «Все неинтересно, – говорила она. - С российским кино у меня катастрофа». Но в 2004 году Чулпан снялась в картине «72 метра», сериале «Дети Арбата». А в этом году в рамках внеконкурсной программы Московского кинофестиваля демонстрировался новый фильм Веры Сторожевой «Греческие каникулы». Чулпан Хаматова сыграла в нем роль девушки - дайвера Мелины. Как отмечает актриса, ей пришлось немало поработать над образом своей героини, чтобы сделать его более интересным.
     Вообще, профессия актера, считает Чулпан, возлагает на человека высокую моральную ответственность. «Моральная сторона в этой профессии, - подчеркивала она в одном из интервью, - для меня очень принципиальна. Порой это случается, как правило, в кино, мы, актеры, испытываем чувство стыда, поскольку, снимаясь, ты имел в виду одно, а в монтажных переработках вдруг меняется смысл, и ты становишься проповедником совершенно другого. Да, на актерах лежит огромная ответственность, ведь существует достаточное число людей, которые нас любят и верят нам. Думаю, что искусство может влиять на людей. Говорю сейчас про себя: меня изменил один из походов в театр, в казанский Молодежный. Я была так потрясена, что мне тоже захотелось творить то добро, которое шло со сцены».
     Героини Чулпан Хаматовой могут быть сильными, волевыми, иногда даже грозными женщинами, но она сама так и останется смешливой и трогательной девчонкой с легким намеком на странность.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex