на главную страницу

14 Декабря 2005 года

Национальные интересы

Среда

ВТО и будущее России

Лев МИРОНОВ, председатель Нефтегазстройпрофсоюза РФ



Интеграционные процессы в современном мире протекают довольно интенсивно. Начало XXI века ознаменовалось развитием Всемирной торговой организации, где по нормам единой правовой системы 146 стран мира строят международный товарообмен. Сейчас все больше государств стремятся не опоздать на поезд ВТО, однако народы этих стран хотели бы знать, куда этот поезд направляется, с какой скоростью и каких результатов ожидать после прибытия. Это касается и Российской Федерации.

     ПЕРЕД Россией стоит задача определить в ближайшие годы содержание своей промышленной политики. Это тем более необходимо в связи с перспективой скорого вхождения нашей страны в ВТО и возникающими отсюда проблемами. Одна из них - низкая конкурентоспособность российских товаров как по рентабельности, так и по качеству. Необходимы серьезнейшая реструктуризация всей отечественной промышленности, обновление основных фондов на основе передового оборудования и технологий.
     Известно, что ВТО является одним из экономических механизмов перекачивания средств из ослабленных кризисами стран в высокоразвитые государства и транснациональные корпорации. По существу, в их рамках проводится все та же колониальная политика, но более мягкими средствами. При этом социальный аспект данной политики заключается во всемерном сокращении численности населения «колонизируемых» стран до уровня, необходимого для обслуживания транснациональных корпораций и «грязных» производств, размещаемых в «новых колониях».
     Чтобы не стать жертвой такой политики в условиях интернационализации экономик и ужесточения конкурентной борьбы, Россия должна быть подготовлена к вступлению в ВТО. Судя по выступлениям некоторых представителей исполнительной власти, Россия может вступить в ВТО совсем скоро. Подготовка идет полным ходом. Свидетельство тому - монетизация льгот, реформа жилищно-коммунального хозяйства, предстоящие реформы образования и здравоохранения, открывающие путь для приватизации в этих отраслях, что соответствует требованиям ВТО. Однако, как отмечено в докладе Всемирной комиссии по социальным аспектам глобализации, «преобладающее отношение к глобализации должно измениться от узкой заботы о рынках в пользу более широкой заботы о людях. Глобализацию нужно снять с высокого пьедестала совещаний корпоративных советов и советов министров и поставить на уровень потребностей людей в местах их проживания».
     НАСКОЛЬКО экономика нашей страны готова к вступлению в ВТО и отдаем ли мы себе отчет о последствиях данного шага? Посмотрим на это с позиций нефтегазового комплекса, самого благополучного из всех отраслей промышленности. Нефтегазовый комплекс был основой экономики и при Советском Союзе, он остается основой и в наше время. Именно этот сектор экономики позволил провести многие реформы, сгладить социальную напряженность и получить тот эффект, который мы наблюдаем по росту промышленного производства.
     Однако даже состояние нефтегазового комплекса оставляет желать лучшего. Добыча нефти ведется на созданной ранее инфраструктуре. Вызывает обеспокоенность состояние воспроизводства минерально-сырьевой базы России вследствие отставания прироста разведанных запасов. Увеличение трудноизвлекаемых запасов и ухудшение качества месторождений, физический и моральный износ оборудования, значительное количество неработающих скважин - такова сегодня ситуация…
     В глобальном мире Россия находится в условиях жесточайшей международной конкуренции, и проблема сочетания интересов нефтедобывающих стран и мировой экономики одновременно с необходимостью решения своих внутренних энергетических проблем стоит чрезвычайно остро, к тому же в условиях, когда нефтяная экспортная составляющая входит в противоречие с национальной безопасностью.
     В настоящее время приток нефтедолларов и высокая доля экспорта создают иллюзию избытка денег. Их даже пытаются связать различными способами, чтобы сдержать инфляцию, - этой цели служат постоянно растущий золотовалютный запас Центрального банка и правительственный Стабилизационный фонд, средства которого размещены в иностранных банках под мизерные проценты. Рост экспортной выручки практически не используется для внутренней экономической политики. Не открою Америки, если скажу: нужны инвестиции. Нельзя сказать, что их не было в последние годы, тем более при благоприятной конъюнктуре цен. Однако, по оценкам специалистов, нужно в 5 - 8 раз больше, для того чтобы ввести новые месторождения, осуществить крупные проекты, построить новые объекты. Естественно, все это предполагает более высокие затраты на добычу углеводородного сырья. Для повышения конкурентоспособности российской нефти необходимо будет вкладывать средства в инновационные технологии, в частности, предусматривающие организацию очистки высокосернистой нефти, добываемой в ряде российских регионов, после смешения которой в экспортной трубе вся отечественная нефть превращается в известную марку Urals и продается на мировом рынке по ценам ниже марки Brent.
     Конечно, крупные инвестиции в объеме 10 - 15 миллиардов долларов США можно привлечь лишь из-за рубежа. Но не будем наивными. Ведь главная цель иностранных инвестиций - извлечение из России максимальной прибыли всеми доступными способами. У нас есть и свои источники капитальных вложений - амортизационные отчисления, но об этом в нашей стране сегодня забывают.
     ВОТ уже много лет центр мирового экономического развития сместился в Юго-Восточную Азию. Она предъявляет массовый спрос на все инвестиционные ресурсы и готова за них хорошо платить. И поэтому все инвестиции идут в быстрорастущие страны этого региона, в том числе и в Китай. Нефть, газ, железо, уголь, цемент, алюминий – все пригодится на великих китайских стройках. Россия по объему инвестиций занимает одно из последних мест в мире - в 10 раз меньше, чем Китай.
     Есть основания, подтверждающиеся экспертами, что особого роста инвестиций в перспективе ожидать не приходится. Судите сами, затраты на строительство и эксплуатацию предприятий и жизнеобеспечение рабочей силы в России в сравнении со странами, будем называть их «южными», значительно выше, так как наши месторождения расположены на Севере. Требуется почти полугодовое отопление помещений, построенных капитально. Работающие не могут обойтись без теплой одежды, калорийного питания и т.д. Кроме того, почти все страны - экспортеры нефти расположены недалеко от морей и океанов, наши же главные месторождения - за тысячи километров, да еще в суровом климате. В силу этого и прибыль от экспорта нефти не может быть столь значительной, как у этих стран, и ее недостаточно для того чтобы обеспечить интенсивное развитие экономики и повышение жизненного уровня населения. И уж, конечно, Россия не может на равных войти в глобальный нефтяной рынок.
     И еще один не менее, а, может, даже более важный аспект проблемы. В СССР была совершенно незначительная по сравнению с мировой плата за электроэнергию и энергоносители. Она и сегодня гораздо ниже, чем на мировом рынке. При действительной интеграции России в мировую экономику этот дисбаланс должен быть ликвидирован, что неизбежно приведет к крайне негативным последствиям и для предприятий, и для населения, значительная часть которого и сейчас не имеет возможности оплачивать в полной мере потребляемые тепло и электричество. Наши члены профсоюза – северяне – уже в этом году почувствовали существенное снижение покупательной способности заработной платы, в составе которой оплата услуг ЖКХ, отопления, электроэнергии - одна из основных статей.
     Возникают и такие вопросы: провели ли мы в преддверии вступления в ВТО соответствующую адаптацию законодательной базы, останутся ли отечественные предприятия конкурентоспособными в условиях, когда иностранные транснациональные компании получат больше возможностей для деятельности на территории России?
     Очевидно, что совершенствование законодательной базы необходимо также для того чтобы повысить заинтересованность российских компаний в развитии производства и воспроизводстве минерально-сырьевой базы за счет собственных средств. В этих целях целесообразно было бы снизить налоговые ставки на доходы, направляемые на обновление основных производственных фондов, в том числе на закупку отечественного нефтегазового оборудования, геологоразведочные работы. Немаловажное значение для повышения конкурентоспособности отечественного ТЭК будет иметь совершенствование ставки налога на добычу полезных ископаемых, а именно его дифференциация, что позволит стимулировать предпринимателей к наиболее рациональному недропользованию и применению новых технологий извлечения углеводородного сырья. Это благоприятным образом скажется на повышении конкурентоспособности отечественных производителей нефтегазового оборудования, включая оборонно-промышленный комплекс. И, соответственно, окажет свое позитивное влияние на сохранение и создание новых рабочих мест и обеспечение занятости.
     ТЕПЕРЬ о Киотском протоколе и его связи с вступлением России в ВТО. Напомню, что Киотский протокол предусматривает ограничения на выброс парниковых газов за пределами превышенной квоты. Россия, как известно, ратифицировала этот протокол, хотя советник главы государства по экономическим вопросам Андрей Илларионов безуспешно предупреждал о последствиях этого шага и даже называл его «экономическим Освенцимом». Идя на поводу у Евросоюза, поставившего условием вступления России в ВТО ратификацию Киотского протокола с его кабальными для России ограничениями по выбросам вредных промышленных газов в атмосферу на уровне 1990 года, Россия фактически поставила «крест» на увеличении темпов экономического роста.
     Выгоды, которые сулит продажа Россией квот на выбросы в атмосферу, несопоставимы с негативными последствиями для российской промышленности, в том числе для нефтегазового комплекса, поскольку именно он поставляет основные источники энергии - нефть и газ, обеспечивающие экономический рост страны и повышение качества жизни ее населения. Неизвестно к тому же, кто будет покупать эти квоты. Для работников нефтегазового комплекса Киотский протокол представляет прямую опасность. Снижение объемов добычи нефти и газа приведет к сокращению рабочих мест, снижению уровня оплаты труда, ухудшению условий труда и сокращению объема средств, направляемых на охрану труда и экологические мероприятия.
     ГЛОБАЛИЗАЦИЯ экономики требует от нас согласованных действий с международными объединениями профсоюзов. Положительный опыт такого сотрудничества имеется. В прошлом году было заключено глобальное соглашение между нефтяной компанией «ЛУКОЙЛ», Международной федерацией профсоюзов работников химической промышленности, энергетиков, горняков и разнорабочих и профсоюзом работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства Российской Федерации. Компания «ЛУКОЙЛ» приняла на себя обязательство подходить социально ответственно к реструктурированию своих подразделений, а также установить справедливую заработную плату как минимум на уровне отраслевых норм для соответствующей страны. Конечно, «ЛУКОЙЛ» - российская транснациональная компания. Сложнее обстоят дела с внешними транснациональными компаниями.
     Большое значение приобретают коллективные переговоры с работодателями по включению в соглашения и коллективные договоры положений, предусматривающих компенсацию потерь работникам и членам их семей от проводимого реформирования социальной сферы и негативных последствий вступления России в ВТО. Поскольку в нефтегазовом комплексе - одном из первых в России действуют зарубежные транснациональные компании, особое место в профсоюзной деятельности должна занимать работа с этими компаниями в целях присоединения их к национальным отраслевым соглашениям и заключения ими коллективных договоров в соответствии с этими соглашениями.
     Одной из первостепенных задач профсоюза должно стать требование принятия и реализации программ содействия занятости работников, в том числе в связи с реструктуризацией градообразующих предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Профсоюзные объединения, используя возможности соглашений с депутатскими фракциями в Государственной Думе, должны инициировать подготовку предложений по усилению социальной защищенности наемных работников. Думаю, что свое слово профсоюзы могут сказать и федеральной исполнительной власти, потребовав от нее обеспечения широкого информирования населения о ходе подготовки к вступлению России в ВТО, условиях вступления и социальных последствиях этого решения.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex