на главную страницу

15 Декабря 2005 года

Планета людей

Четверг

ПО ЗАКОНАМ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ…

Беседу вели Виталий СТРУГОВЕЦ,
Наиль ГАФУТУЛИН, «Красная звезда».



О том, как Госдума намерена совершенствовать нормы военно-уголовного законодательства, «Красной звезде» рассказал член Комитета по обороне генерал-майор Николай БЕЗБОРОДОВ.


     - Николай Максимович, вы – один из соавторов законопроекта, который предлагает внести изменения в российский УК. Что вы собираетесь в нем совершенствовать?

     - Разработанный депутатами Алексеем Сигуткиным, Валентином Чайкой и мной законопроект называется «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации». А направлен он на совершенствование норм военно-уголовного законодательства, применяемых в мирное время, а также на установление ответственности за преступления против военной службы, совершаемые в военное время или в боевой обстановке. В первую очередь это касается норм Общей части УК РФ, применяемых только в отношении военнослужащих.
     Причиной разработки законопроекта стали пробелы в действующем законодательстве. Так, во время разработки нового Уголовного кодекса России в 1996 году из него были исключены некоторые «традиционные» преступления против военной службы: воинские должностные преступления, разглашение военной тайны, преступления, совершаемые в военное время или в боевой обстановке. Это, по мнению специалистов, в частности Военной коллегии Верховного суда РФ, необоснованно ограничило сферу действия военно-уголовного законодательства. Плюс к этому отдельные бланкетные уголовно-правовые нормы оказались недостаточно проработанными с точки зрения их взаимосвязи с военным законодательством, что, естественно, затрудняет правоприменительную деятельность в Вооруженных Силах.

     - В какие части Уголовного кодекса предлагается внести изменения?

     - В первую очередь изменения коснутся норм Общей части УК РФ, применяемых только в отношении военнослужащих.

     - О чем конкретно идет речь?

     - Например, мы считаем, что специфика военной службы не позволяет совмещать ее прохождение с исполнением отдельных видов наказаний. В частности, с исправительными и обязательными работами. Мы предлагаем не назначать эти виды наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом, всем военнослужащим, в том числе проходящим службу по контракту.
     Кроме того, предлагается не назначать содержание в дисциплинарной воинской части военнослужащим, имеющим основания для увольнения с военной службы. А условно-досрочно освобожденные от содержания в дисциплинарной воинской части могут быть уволены с военной службы. Ранее устанавливалось, что они обязаны дослужить до «окончания срока» в обычной воинской части.

     - Насколько известно, ряд изменений предлагается внести и в Особенную часть Уголовного кодекса РФ…

     - Да. Речь идет об установлении ответственности за уклонение от призыва на военную службу по мобилизации. Мы считаем, что данное деяние должно наказываться лишением свободы на срок от трех до семи лет.
     Но больше всего изменений ждет 33-ю главу УК РФ, предусматривающую ответственность за преступления против военной службы, совершаемые в мирное время. Так, мы считаем необходимым включить в эту главу преступления воинских должностных лиц, совершаемые с использованием своего служебного положения.
     В разработанном нами проекте реализован принципиально новый подход к конструированию системы воинских должностных преступлений. В частности, предпринята попытка сформулировать не общие должностные преступления, как, например, злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, халатность, как это сделано в действующем законодательстве, а их специальные виды.

     - Что это за виды?

     - Отдача незаконного приказа, применение неуставных мер воздействия в отношении подчиненных, превышение дисциплинарной власти, бездействие по службе, неисполнение обязанностей по реализации прав военнослужащего на социальные гарантии и компенсации и др. Все они отражают специфику управленческой деятельности в сфере военно-служебных отношений и являются разновидностями общих должностных преступлений.
     Авторы законопроекта убеждены, что выделение названных видов из всего массива должностной преступности является криминологически обусловленным. Анализ статистической информации и судебной практики свидетельствует, что значительная часть преступлений, совершаемых командирами (начальниками) с использованием служебных полномочий, связана в целом с грубым нарушением прав и законных интересов военнослужащих. Вышеназванные преступные деяния в основном затрагивают сферу отношений «начальник – подчиненный».
     Выделение специальных преступлений против военной службы, совершаемых командирами, позволяет в ряде случаев установить и специальные воинские наказания. Так, во всех предлагаемых статьях предусматриваются ограничение по военной службе и содержание в дисциплинарной части. Во многих случаях в качестве альтернативного основного наказания предусматривается лишение права занимать определенные должности, например, связанные с руководством личным составом, или лишение права заниматься определенной деятельностью.

     - Каковы же реальные сроки наказаний?

     - За отдачу незаконного приказа, не имеющего отношения к военной службе или направленного на нарушение российского законодательства, предлагаем наказывать лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет, содержанием в дисциплинарной воинской части – до двух лет, лишением свободы – до трех лет… За то же деяние, повлекшее тяжкие последствия, предлагаем наказывать лишением свободы на срок от двух до пяти лет. За эти же действия, совершенные в военное время или в боевой обстановке, – лишением свободы от пяти до двенадцати лет.
     Применение неуставных мер воздействия в отношении подчиненных, выразившееся в издевательствах либо ином грубом нарушении его прав и законных интересов, в зависимости от различных ситуаций предлагаем наказывать как лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет, содержанием в дисциплинарной воинской части – до двух лет, так и лишением свободы, в зависимости от ситуации – до пятнадцати лет. А за эти же действия, совершенные в военное время или в боевой обстановке, – лишением свободы от пяти до двадцати лет.
     Одновременно замечу, что неисполнение приказа наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года и содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок. За то же деяние, совершенное группой лиц либо повлекшее тяжкие последствия, предлагаем наказывать лишением свободы на срок до пяти лет. А за эти же действия, совершенные в военное время или в боевой обстановке, – лишением свободы от двух до двенадцати лет. Наказания предусмотрены и за сопротивление начальнику. Группой лиц, например, - лишением свободы на срок до шести лет, а в военное время - на срок от пяти до двадцати лет.

     - Николай Максимович, вы упомянули об ответственности командиров за неисполнение обязанностей по реализации прав военнослужащего на социальные гарантии и компенсации…

     - Если данное деяние совершалось систематически или повлекло существенное нарушение прав и законных интересов военнослужащих и членов их семей, то предлагается следующий уровень ответственности: лишение права занимать определенные должности на срок до трех лет, арест – до шести месяцев, лишение свободы – до одного года.

     - Понятно, что рассказать подробно о 25-страничном законопроекте невозможно, и все же еще несколько основных положений, которые будут интересны нашим читателям…

     - Если тезисно, то… Самовольное оставление части или места службы, в зависимости от сроков и ситуации, наказывается различными сроками содержания в дисциплинарной части либо лишением свободы на различные сроки, вплоть до пяти лет. Дезертирство – в мирное время – лишение свободы до семи лет, дезертирство с оружием - до десяти лет, дезертирство в военное время или в боевой обстановке – до пятнадцати лет.
     За нарушение правил несения боевого дежурства грозит ограничение по военной службе, направление в дисциплинарную часть (до двух лет), лишение свободы, в зависимости от последствий и ситуации, - до десяти лет. За оставление погибающего военного корабля - ограничение по военной службе, направление в дисциплинарную часть (до двух лет), лишение свободы, в зависимости от последствий и ситуации, - до пяти лет. То же самое в военное время - до десяти лет.
     За умышленное уничтожение или повреждение военного имущества, в зависимости от ситуации и последствий, штраф до 80 тысяч рублей, содержание в дисциплинарной части либо лишение свободы на различные сроки, вплоть до десяти лет (в военное время).
     За разглашение военной тайны, утрату документов, содержащих военную тайну, - ограничение по военной службе, направление в дисциплинарную часть (до двух лет), лишение свободы, в зависимости от последствий и ситуации, - до четырех лет в мирное время и до семи лет - в военное время.
     Мародерство предлагается карать лишением свободы от трех до десяти лет.

     - Как отнеслись к законопроекту специалисты, правительство?

     - В официальном отзыве Военной коллегии Верховного суда РФ отмечается, что «законопроект является актуальным». В целом концепцию законопроекта поддержало и Правительство России.

     - Когда документ будет рассматриваться Госдумой?

     - Комитет по обороне подготовит данный проект закона к рассмотрению на заседании Госдумы в декабре нынешнего года.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex