на главную страницу

15 Декабря 2005 года

Планета людей

Четверг

ЕВРОПА И НЕФТЬ

Валерий ЩЕГОРЦОВ,
доктор философских наук,
научный руководитель Института
геополитической информации «Энергия».



Интервью президента нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» Вагита Алекперова немецкому изданию «Хандельсблатт», в котором он поднял проблему повышения стоимости российской нефти для европейцев, заострило внимание общественности на состояние экономических отношений между Россией и Европой.

     

     «Мы не должны субсидировать чужие экономики, тем более после заявлений некоторых стран об уходе в евроатлантическую зону. Если они уходят в Евросоюз, то пусть Европейский союз их и дотирует».
     
Председатель Комитета Госдумы
по делам СНГ и связям с соотечественниками
Андрей Кокошин.

     


     В УСЛОВИЯХ глобализации экономики России и Евросоюза все более взаимно дополняют друг друга и могут успешно развиваться только совместно. На долю Европейского союза в последние годы приходилось 35 процентов объема внешней торговли России, а после расширения Евросоюза, состоявшегося в мае прошлого года, на долю ЕС приходится порядка 46 процентов российского внешнеторгового оборота. Однако сама Россия занимает весьма скромное место во внешней торговле Евросоюза (в ЕС на долю России приходится 7,6 % совокупного импорта и 4,4 % совокупного экспорта). Россия занимает 5-е место (после США, Швейцарии, Китая и Японии) в списке стран-экспортеров и 6-е место – среди покупателей европейской продукции. Однако незначительный обобщенный удельный вес России во внешней торговле Евросоюза не означает, что европейцы безболезненно перенесли бы потерю России как экономического партнера, так как РФ является системообразующим поставщиком энергоресурсов в Европу (50 процентов российского экспорта в ЕС). Известно, что зависимость ЕС от импортной нефти в настоящее время составляет 75 процентов и вырастет к 2020 году до 90 процентов, а зависимость от внешних источников природного газа - с 40 до 70 процентов.
     Качество нефти, добываемой в Западной Сибири и в Поволжье, действительно невысокое и уступает нефтяной смеси Brent с Северного моря, но Европа пока не сможет обойтись без российской тяжелой нефти. Поэтому европейцев можно заставить платить за нее больше, тем более что добыча нефти марки Urals довольно высокозатратна. Глава российской компании «ЛУКОЙЛ» предложил в связи с этим вполне рыночный способ удорожания нефти для европейского рынка: перенацелить российскую, казахскую и азербайджанскую нефть с Европы на Китай. Если Россия не станет предлагать излишние объемы российской нефти на европейском рынке, цена Urals возрастет и разница между ней и нефтью марки Brent уже не будет составлять почти семь долларов США за баррель.
     После заявления Вагита Алекперова значение его идеи некоторые аналитики попытались приуменьшить: дескать, реализация этого замысла даст только краткосрочный эффект, да и российская Urals - это «капля в море» потребляемой европейцами нефти. Тем не менее руководитель российской нефтяной компании обозначил крайне важную тему – необходимо больше справедливости в экономическом взаимодействии РФ и Евросоюза. Экономическое благополучие стран ЕС, любящих говорить с нашей страной менторским тоном на европейских форумах по вопросу «прав человека», не должно обеспечиваться за счет и в ущерб России. Приходит время, когда европейцам придется платить справедливую цену за российские углеводороды, без которых их экономика не сможет обойтись в обозримом будущем.
     Это же касается некоторых бывших советских республик. Как обоснованно отметил на днях председатель Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками член-корреспондент РАН Андрей Кокошин, у России нет «никаких оснований» терпеть и дальше убытки в сфере энергоносителей от «сотрудничества» с некоторыми странами СНГ, в первую очередь с Украиной. «Я думаю, что у России есть все основания добиваться перехода на новые цены с рядом стран СНГ», - отметил депутат.
     ОЦЕНИВАЯ перспективы отношений России с Евросоюзом, надо также учитывать, что в настоящее время страны Европы стоят перед серьезными изменениями в своем традиционном ходе развития. Это связано с происходящей глобализацией мирового сообщества в условиях возрастания роли экологического фактора. В частности, в состоянии радикальных изменений находится европейский нефтеперерабатывающий и связанный с ним сбытовой сектор. Выбывают из пользования старые мощности, принципиально меняется конфигурация нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) с целью производства нефтепродуктов в соответствии с новым законодательством ЕС в области мер по защите окружающей среды.
     Европейские нефтяные компании не заинтересованы в распространении весьма нежелательной информации о своих связанных с этим проблемах - о болезненных в экономическом и социальном плане перестроечных процессах в сфере нефтепереработки, способной серьезно повлиять на стоимость их акций на бирже. В публичной реальной оценке ситуации в области модернизации европейской нефтепереработки не заинтересованы и самые «высокие» экономические и политические институты Запада, а также подконтрольные им средства массовой информации и аналитические центры, ибо стоимость акции нефтяных компаний в значительной мере лежит в основе всего видимого западного «биржевого благополучия».
     В период до 2007 года вся существующая структура европейского нефтяного, в том числе нефтеперерабатывающего, бизнеса будет подвергнута радикальной ревизии и системной реорганизации. Сформированный несколько десятилетий назад и сегодня ставший избыточным и малорентабельным европейский нефтеперерабатывающий комплекс, по всей видимости, будет подвергнут трансформации.
     В Европе нефть обеспечивает сегодня свыше 40 процентов всего энергетического баланса, и этот показатель в обозримом будущем заметно не изменится. С учетом значения нефти для экономики Западной и Восточной Европы одним из важнейших вопросов остается проблема эффективности нефтепереработки и реализации нефтепродуктов. Всего в Западной Европе насчитывается 112 НПЗ, расположенные в 21 стране, общая мощность нефтепереработки которых составляет более 747 млн. тонн в год. Нефтеперерабатывающие мощности шести стран - Италии (17 НПЗ), Германии (17), Великобритании (11), Франции (13), Испании (9) и Голландии (6) составляют более 70 процентов общего потенциала западноевропейской нефтепереработки.
     В стратегическом аспекте основной проблемой европейских нефтеперерабатывающего и сбытового секторов является то, что этот сектор малоприбылен, а сама нефтепереработка, как правило, низкорентабельна или даже убыточна, за исключением краткосрочных конъюнктурных периодов. Европейские НПЗ убыточны, но их ликвидация слишком дорога.
     ОСНОВНОЙ причиной падения рентабельности функционирования европейской нефтепереработки явилось общее превышение производства нефтепродуктов, прежде всего бензина и мазута, над реальным спросом на них практически во всех европейских странах. Это произошло потому, что исторически агрессивная конкуренция между крупными нефтяными компаниями за долю на западноевропейских рынках нефтепродуктов привела к созданию значительных избыточных нефтеперерабатывающих мощностей и неадекватного им количества автозаправочных станций.
     За последние 20-25 лет ситуация в области структуры спроса на отдельные виды нефтепродуктов на европейском рынке, а также в области качества основных объемов поставляемой нефти развивалась совсем не так, как это было заложено в технологических заданиях при строительстве основных нефтеперерабатывающих мощностей в Европе. Основной и значительный прирост потребления нефтепродуктов в Европе в конце ХХ столетия произошел и происходит в настоящее время за счет дизельного топлива. Западноевропейский автотранспорт переживает массовый переход на использование дизтоплива, что, в частности, стимулируется более низким, чем на автобензины, налогообложением. По имеющимся прогнозам на ближайшие 15-20 лет, потребление дизельного топлива в Западной Европе будет возрастать по монотонно затухающей кривой, а объемы потребления автобензинов будут снижаться.
     Для того чтобы привести соотношение спроса и производства нефтепродуктов в Европе в состояние равновесия, требуется закрытие избыточных мощностей по производству автобензинов, а также сокращение общего объема нефтепереработки, что, естественно, обостряет конкуренцию в этом секторе бизнеса.
     В настоящее время в пятерку основных европейских стран - производителей бензина входят Германия, Италия, Великобритания, Франция и Голландия, нетто-импортеры - Германия, Швейцария, Люксембург, Чехия и Польша. Ведущими производителями дизтоплива являются Германия, Италия, Великобритания, Франция и Испания, а нетто-импортерами – Франция, Испания, Германия, Швейцария, Греция. Если предположить, что существующие в 2000-2005 годах тенденции производства и потребления, экспорта и импорта сохранятся, то наиболее несбалансированными в области нефтепродуктов странами будут Греция, Дания, Финляндия, Франция, Бельгия. Именно в этих странах следует ждать наиболее радикальных мер по реформированию, главным образом по закрытию излишних производственных мощностей.
     Закрытие НПЗ - дело весьма хлопотное, связанное с очень крупными затратами по демонтажу оборудования, выплате компенсации персоналу, а главное – с приведением в порядок территории в соответствии с экологическими требованиями. Кроме того, заводы принадлежат разным фирмам и ориентированы на созданную нефтяными компаниями собственную дорогостоящую сеть дистрибуции, которая при закрытии НПЗ «отойдет» к конкурентам.
     ЭКОЛОГИЯ - это «удар ниже пояса» для европейских НПЗ. Дальнейшие крупномасштабные, структурные изменения в европейском нефтеперерабатывающем комплексе непременно произойдут под воздействием принятых Евросоюзом законов в области защиты окружающей среды. Борьба за защиту окружающей среды является сегодня одной из важнейших, первостепенных политических задач правительственных и межправительственных организаций Европы, а также массовых политических партий и общественных движений. Программа по защите окружающей среды начала реализовываться в Европе начиная c 1970 года и охватывает прежде всего уровень выброса вредных веществ в атмосферу. В 1994 году в ЕС принята долгосрочная программа по защите окружающей среды. Уже к середине 1990-х годов законодательные экологические меры позволили снизить выброс вредных веществ в атмосферу в результате работы двигателя обычного автомобиля на 90 процентов по сравнению с 1970 годом.
     Европейское законодательство в области усиления мер по защите окружающей среды оказывает большое влияние на общую инвестиционную политику компаний в сфере нефтепереработки. Европейская комиссия предусмотрела 15-летний период (заканчивается в 2015 году) для значительной модернизации нефтеперерабатывающих производств в соответствии с новыми требованиями экологического законодательства. В наибольшем объеме реконструкция понадобится для средиземноморских НПЗ и предприятий бывших соцстран. Если экологическое законодательство вступит в полную силу, то все НПЗ должны будут выстроить почти одинаковую технологическую линию производства, причем наибольшие инвестиции должны быть сделаны в оборудование по снижению содержания серы в ГСМ (автобензинах, дизтопливе, мазуте). Европейским компаниям придется осуществлять в первоочередном порядке инвестирование в установки по обессериванию мазута, однако эти затраты не оправдываются с финансовой точки зрения.
     Стремление обеспечить прибыльность инвестиций в нефтепереработку стимулирует укрепление «вертикальности» нефтяного бизнеса (добыча, нефтепереработка, транспортировка, сбыт) и создание новых нефтяных альянсов. В этих условиях, несмотря на все неудобства жесткого экологического законодательства ЕС, у российского бизнеса есть шанс продолжить мирное наступление на европейском направлении, устанавливая контроль над мощностями нефтепереработки в Восточной Европе и Средиземноморье и превращая их в рентабельные производства.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex