на главную страницу

17 Декабря 2005 года

Моя война: невыдуманные рассказы

Суббота

Павел АНДРЕЕВ: «Я - сержант 6-й роты»

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».



Нашу недолгую беседу екатеринбургский «афганец» Павел Андреев завершил образным сравнением: «Представьте ситуацию. Актовый зал. Торжественное мероприятие. Все места заняты. Играет Гимн. Присутствующие встают. Спустя минуты музыка стихает. Участники встречи усаживаются в кресла. Но места некоторых из них уже… заняты».
По Андрееву, оставшиеся стоять – это ветераны локальных войн. Смысл изложенной ситуации в том, что под Гимн, под Знамя патриоты Отечества как могли отстаивали его интересы, но, вернувшись домой, место в жизни нашел не каждый.

     

     Павел причисляет себя к числу тех немногих, кто знает истинный смысл слова «реабилитация». Не потому, что чем-то хочет выделиться. Он испытал, перенес, прошел через это.
     Служил в Кандагаре. Был сержантом 6-й роты 2-го батальона. Незадолго до дембеля в ходе рейда нарвался на мину. Лишился обеих ног. Кавалер ордена Красной Звезды.
     На условленную встречу Павел пришел сам. Именно пришел. Не спеша, опираясь на трость. О том, что порточины брюк скрывают протезы, Андреев рассказал сам - постороннему не догадаться.
     Интересуюсь: «Так что такое «реабилитация»?
     - В буквальном смысле – восстановление достоинства, - поясняет Павел. - У каждого своя дорога к нему. С перенесенным ранением, в сложные 1990-е годы для меня настоящей отдушиной стала встреча во Всемирной паутине с бывшим офицером-«афганцем» Владимиром Григорьевым.
     Сначала с Владимиром мы просто переписывались, укладывая в электронные строчки личные воспоминания об Афганистане, событиях, участниками которых являлись, о боевых выходах и даже об общих знакомых. Я поддался его влиянию, поэтому был откровенен даже в мелочах. Приводил все новые и новые эпизоды из армейской службы, а затем в один из дней получил от Григорьева предложение: свести отрывистые воспоминания в самостоятельные рассказы. Владимир гарантировал свое литературное содействие. (Именно тогда и началось становление ныне действующего сайта «ArtOfWar», что в буквальном переводе звучит как «искусство на войне». В память об авторе с января 2005 года электронный ресурс носит имя Григорьева.)
     Это были мои первые шаги на писательской ниве.

     - О ком и о чем ваши рассказы?

     - Главный герой повествований – обычный советский парень лет 19—20, оказавшийся там, где стреляют, под пулями познающий элементарные законы боя: чтобы выжить, надо не только стрелять в ответ, но и, вопреки всему, искать пути к победе в нестандартно развивающейся обстановке. И служит он не хуже других. Воюет под стать остальным. Получает ранение. Возвратившись на «гражданку» делает попытку найти себя в новой жизни. Но проблема в том, что там, откуда он призывался, его нынешние трудности уже мало кого волнуют. А бесконечные мытарства по кабинетам сопровождаются неизменной чиновничьей присказкой: «А я тебя туда не посылал».
     В первых повествованиях через описание боевых действий я проецировал будущее главных героев. Есть такая формула: если из прошлого вычесть настоящее, останется будущее. Иными словами, далеко не каждому бойцу, состоявшемуся на войне, светит путеводная звезда на «гражданке». А в потемках, как известно, день сродни ночи. Но и переносить армейскую мотивацию на мирную жизнь – дело бесперспективное. Все одно путного ничего не выйдет. Остается последнее: найти такой рубеж, прикоснуться к которому можно, а преодолевать не стоит. Вот только последнее, к сожалению, удается далеко не каждому.
     Важен тот факт, что за каждым моим героем стоит личность реального прототипа. Потому предлагаемые читателю сюжеты я не выдумываю. Все описанное было в настоящей жизни, происходило на моих глазах. Единственная «вольность», которую, как автор, я себе позволяю, - скрывать истинное имя человека его армейским «позывным».

     - Чтобы «механизм» вашего творчества стал понятнее, может быть, рассмотрим «прозу жизни» на примере конкретного рассказа…

     - Наверно, это будет правильно и понятнее. Есть у меня рассказ «Тень» - о штабном писаре Пашке, дембеле по сроку службы, разжалованном в рядовые и отправленном на «передовую» за утрату секретной телеграммы. На новом месте он даже осмотреться не успел - гранатомет в руки - и в общий строй: рота убывала на очередное боевое задание.
     «После того как прицельными залпами была сожжена в упор первая группа и рассеяны по полю остальные, за дело принялись снайперы-«кукушки» - они вели огонь из пышных крон высоких деревьев. Их пули обслуживали всех, кто залег на поле, по полной программе. Стандартная «газонокосилка» на трагически распахнутой местности… Снайпер бескомпромиссен. Для него – все гибнут по собственной глупости и неподготовленности». (Из рассказа «Тень»).
     Можно только представить, какой страх обуял необстрелянного солдата, впервые столкнувшегося с тем, что рядом гибнут товарищи.
     «Оглянувшись на крики, он увидел через плечо, как пуля навылет пробила Зулпукару шею. Как сложился, словно перочинный ножик, Ахмет. Как мгновенно грохнулся на землю Рахим со своим РПК, успев дать одну-единственную длинную очередь по кронам деревьев».
     Пашка просто не знал, что делать. Пули градом сыпались со всех сторон. Куда ни шагни, они везде: с противным свистом пролетают у самой головы, впиваются в землю, разят тех, кто рядом. От ужаса происходящего, уже не контролируя собственные действия, он упал на четвереньки и пополз…
     В среде английских военных бытует расхожее выражение «гонять свинью». Это когда снайпер ведет стрельбу не по цели, а рядом с ней, изматывая потенциальную жертву страхом, вгоняя «цель» в животное состояние.
     «Пуля тащил Крана за собой волоком, сколько мог. Когда Кран умер, Пуля взвалил его на себя и продолжал ползти. Преодолев половину дистанции, Пуля столкнулся с Пашей.
     Паша что-то тараторил, ползая на карачках. Гранатомет болтался на его шее, словно огромная подзорная труба. Измазанный в грязи, с маской безумного страха на лице, Паша был похож на свинью. А он и был свиньей - снайперы не убивали его, они гоняли его по кругу на виду всего батальона! Нашелся ли в тот миг на свете хотя бы еще один человек, который был готов пасть так низко, убегая от собственного страха?»

     Даже спустя двадцать лет Пашка до сих пор не может простить допущенную слабость. На «гражданке» он сделал все, чтобы смыть свой позор. Он состоялся в жизни. Стал бизнесменом. Он даже нашел дочь погибшего товарища, как мог, помог ей - финансово, морально, личными связями. Но что бы он ни делал, память о первом бое до сих пор не позволяет Пашке открыто взглянуть в глаза бывшим сослуживцам. Да он и не стремится к этим встречам. Он даже не знает, что на самом деле думаем о нем мы, участники того боя.
     «Мы сидели с Прицелом у Пули на кухне, когда, рассказывая нам про Сенжарай, хозяин вдруг грохнулся на пол. Ползая между наших ног, взрослый мужик рассказывал, показывая нам, как он полз по полю, как Кран умер на его руках, как Паша возник на его пути.
     - Вдруг смотрю - Паша на карачках чешет. Шустро так, как дети, когда ходить не могут. Ползет, весь в грязи, причитает. Я его пропустил - «помеха справа».
     Ползу дальше. Кран уже умер - сразу потяжелел, к земле меня прижимает, словно от пуль прячет. Вдруг опять Паша, уже «помеха слева», а он не пропускает. Прошелестел мимо, как трассер.
     Знаешь, в Пашу палили со всех стволов! Им не по приколу его гонять было - они в него просто попасть не могли!
     Мы все выползли потому, что они В НЕГО ПАЛИЛИ! Он за всех нас там отдувался».

     Именно Пашкин животный страх перед смертью отвлек от нас, выживших в том бою, огонь снайперов. Пока «духи» его по полю гоняли, мы успели перегруппироваться и занять оборону.
     «У каждого есть собственная тень будущего: у одних это светлое пятно веры, у других - темное пятно прошлого. Многие живут в этой тени».

     - И сколько судеб сослуживцев нашло отражение в ваших литературных произведениях?

     - Немногим более двадцати. Остался еще один сюжет, скорее всего, последний. Ведь я – не фантаст, и мои наблюдения не бесконечны. В рассказе я попытаюсь проследить судьбы выживших бойцов из состава засадной группы. Повествование не будет радостным. Под напором царящей в прессе и на телеэкране идеологии каждый из них давно сжился с мыслью о том, что пройденная ими война была ошибкой. Что они – «криминальные» ветераны. Что светлое будущее, о котором они мечтали, лежа на чужой земле в засаде, на самом деле не более чем милая мечта. И каждый из них понимает, что в конце концов с «дохлой лошади» их сегодняшней жизни надо бы пересесть на другую, выносливую. Но что-либо изменить они уже не в состоянии.

     - Отклики читателей сайта на ваши произведения сродни моральной атмосфере, превалирующей в рассказах. Вот один из наиболее типичных: «Павел контузит своими рассказами читателя... А когда дочитываю, то какие уж тут комментарии от свежеконтуженного. Так, наверное, со многими происходит».

     - А я не стремлюсь к приукрашиванию действительности. Ведь изначальная идея сайта - реабилитация ветеранов вооруженных конфликтов. Людям надо выговориться. И то, что литературный труд мне, в частности, помог обрести душевное равновесие, я не отрицаю.
     Знаете, есть поговорка: «Слова, которые тебе помогут, сам себе не скажешь». Поэтому надо идти туда, где тебя понимают. «ArtOfWar» – это то место, где тебя понимают. Ведь его участники – люди военные: бывшие солдаты, «запасники» и действующие офицеры, генералы. Это то место, где нам никто не скажет, что мы – люди категории, страдающей посттравматическим синдромом.
     Но, что особенно важно, в последнее время посетителями сайта все больше становятся парни призывного возраста. По их отзывам, публикуемые нами, ветеранами, воспоминания помогают им морально готовиться к предстоящей армейской службе. И то, что в наших рассказах не все так легко и красиво, как в «скармливаемых» обществу блокбастерах, идет им только на пользу.
     - Раз речь зашла о кино, то в этой связи последний вопрос: вы наверняка посмотрели новинку сезона – фильм «9 рота». Каково ваше мнение о картине?

     - Это достаточно хороший коммерческий проект. Но как «афганцу» мне к этому добавить больше нечего.

Дым

Павел АНДРЕЕВ. г. Екатеринбург.


     Прапор-морпех недавно прибыл на замену Пиночету - прапорщику Шульге, милейшему человеку, волею судеб брошенному «применять» свои два высших образования на горячем песке Регистана в засадном батальоне и недавно покинувшему эту страну с полным непониманием политико-рыночных отношений: «Столько добра в караванах сгорает, а рынки на ридной хохляччине пустуют!» И вот теперь «новенький», тоскующий без моря, пытался пошатнуть непоколебимую веру бойцов второго засадного батальона в то, что без Пиночета на караван лучше не ходить (трое суток без воды «тянуть пустышку» - себя не уважать). А еще он объявил войну наркоманам, подрывающим боевую мощь подразделения, только что проводившего Шульгу и неизвестно что приобретшего в лице целеустремленного морского пехотинца. Топор войны был тут же отрыт, лица бойцов раскрашены в боевые цвета.
     ...Раннее утро. Солнышко только встало, но уже жарко. Палатки пустуют: ветераны, дембеля - все в тени или на арыке. Молодые, ошалев от жары, небоевых задач и количества желающих ставить все новые задачи, разбежались по бригаде, делая вид, что работают. В общем, тоска - пустыня, выгоревшие палатки, солнце в макушку, тишина, от людей только короткие тени остались. И вот в этой Богом забытой дыре, широко расставив ноги, в черном пиратском берете стоит морпех в ожидании того, что сейчас на него вылетит дружная толпа наркоманов, изнуренных зельем, изнывающих и стонущих от желания принять наказание во избавление от вредного влияния дурманящей дряни. Тут - по закону подлости - на нашего героя и выползает Паша-Телеграмма.
     Нормальный малый. Проторчал полтора года в штабе бригады, от перенапряжения и стрессов при встречах с теми, кто ходит на караваны и не ходит в штаб, пристрастился к чарзу со всеми вытекающими отсюда последствиями. Короче, дослужил бы спокойно, если бы не проворонил важную телеграмму. За это он был удостоен двойной чести – был побит лично комбригом, а затем сослан искупать свой проступок кровью во второй засадный батальон. На весь оставшийся срок службы. В дружном коллективе шестой роты второго батальона Паша стал презренно именоваться «Телеграммой», ибо его «подвиг» не котировался даже среди сосланных в роту из стольного города Кабула, где вульгарный обмен простыней на местный товар сопровождался отправкой в Кандагар и грозной записью в учетной комсомольской карточке типа «продажа государственного имущества иностранным гражданам».
     Так получилось, что он начал службу за полгода до ее окончания. Но опыт выживания и удовлетворения потребностей, даже если он заработан в штабе, остается опытом. Паша успешно нашел свою нишу - он стал наркоманом самого низкого пошиба. Так быстро в батальоне не «опускали» еще никого. Паша побил все рекорды, придав роте статус беспредельной и заслужив покой и «уважение» для себя: чужие не трогали - боялись шестой роты, а свои не трогали потому, что просто «западло». Он был постоянно обдолбан до неприличия. В любое время суток.
     Когда морпех увидел Пашу-Телеграмму, он поначалу не поверил своим глазам. Это был чистой воды сюр, который не мог оценить его распаленный солнцем, покрытый черным беретом мозг советского прапора. У Паши в руках был целый пакет из-под осветительных ракет, заполненный незамальцованной пыльцой индийской конопли. Приговор морпеха был быстр и суров: дряни - костер, Паше - почетный караул у погребального костра.
     Молодые резво соорудили костерок. Паша, сердце которого грозило не выдержать напряжения от вида летящего в огонь пакета, в ответ на злобную речь прапора о поганых наркоманах предложил неуверенно: «А можно я друзей позову?»
     «Зови гадов!» - праведник-морпех в гневе был неукротим.
     Пришли почти все, двоих даже принесли. Успели к самому разгару событий в прямом смысле этого слова. Густой дым валил из костра, щедро наполняя легкие шальной братии, которая, «зацепившись», уже простила Пашу-Телеграмму за залет. О, что это был за пир! Укуренные падали в дыму один за другим, морпех смутно понимал, что проигрывает, но где и в чем - понять не мог. Непонятные ощущения заполнили сначала его тело, затем пытливый, ошарашенный мозг...
     Его зацепило. И зацепило крепко. Когда на дым прибежали те, кому положено на это реагировать, они застали финал театрального действа - живописно лежащие вповалку вокруг потухшего костра тела и прапорщика, сидящего на корточках и счастливо, с глупой улыбкой на лице взиравшего на людей, пытавшихся его поднять...
     ...Вскоре под Сенджараем в составе шестой роты Паша-Телеграмма попал в засаду. Чудом остался жив, получил сильный испуг и орден Красной Звезды.
     Морпех воевал храбро и со сноровкой. Однажды летом на пешем переходе при выдвижении в район засадных действий в составе группы мальчиков с автоматами, будучи «под дурью», он «нашел» свою противопехотку. Его не стало уже в вертолете при транспортировке в госпиталь. В Союзе осталась дочка трех лет, старушка мама и стерва жена, от которой он и сбежал в Кандагар, где заслужил два ордена Красной Звезды, погоняло «Дым» и общее уважение братвы второго засадного батальона. Шел 1983 год…


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex