на главную страницу

17 Декабря 2005 года

Офицеры России

Суббота

Максималистом быть обязан…

Виктор ХУДОЛЕЕВ, «Красная звезда». Фото из архива Сергея ГРИГОРЯНА.



Место службы не выбирают… Для начальника отдела морально-психологического обеспечения, воспитания и культуры управления воспитательной работы Сухопутных войск полковника Сергея Григоряна это не пустые слова. Почти 20 лет прослужив в суровых условиях Забайкалья в артиллерии, он ничуть не жалеет о прожитом.


     Сергей Григорян - офицер потомственный. Его дед за охрану императрицы при ее следовании на отдых в Германию получил золотые часы с гравировкой. Затем воевал в Первую мировую войну, будучи солдатом Гвардейского железнодорожного полка. Отец Сергея Азатовича в составе 12-й штурмовой инженерно-саперной бригады был дважды ранен на полях сражений Великой Отечественной. Продолжил воинские традиции своих предков и Сергей Григорян, решив еще в школе стать офицером. С отличием закончив в 1971 г. Свердловское высшее военно-политическое танко-артиллерийское училище, он больше никогда не менял род войск. На заманчивые предложения перевестись в легендарные ВДВ и морскую пехоту Сергей Григорян всегда отвечал кратко и достойно: « Я – артиллерист».
     По распределению Сергей Григорян попал в Николаев в учебную батарею комплексов ПТУРС «Малютка», которые тогда только начали поступать в войска. Там он досрочно получил звание старшего лейтенанта. По тем временам, особенно в должности замполита, этим могли похвастать немногие. Однако далее в карьере офицера случился неожиданный поворот…
     Унгены. Молдавия. Артиллерийский дивизион. Инспекция из Москвы выставляет подразделению, в котором служит Григорян, оценку «хорошо». В благодарность за проделанную работу командующий войсками Одесского военного округа задает командиру дивизиона вопрос, смысл которого: «Чего изволите»? Ответ: «Квартиру».
     Отвечая на тот же вопрос, заместитель командира дивизиона по политической части старший лейтенант Сергей Григорян удивил всех. Не квартиру, не медаль он хотел, а в академию – учиться! Старлей – и уже в академию собрался, не рановато ли?
     Еще в училище молодым ребятам их преподаватели – участники Великой Отечественной войны - прививали мысль, что они должны стать и будут великими полководцами. «Училище сделало из меня максималиста», - вспоминает сейчас Сергей Азатович. Потому-то он и поехал в Москву.
     Сдача экзаменов в столице легла в основу одного из рассказов Сергея Азатовича, которые он сейчас пишет на досуге. Поучительные для молодого поколения, с живым юмором истории автор в ближайшем времени планирует публиковать… А пока занимательным, порой очень смешным случаям из жизни и армейской службы Григоряна внимают только его товарищи и сослуживцы. Довелось и мне…
     Старшему лейтенанту Григоряну достаточно было сдать первое испытание на пятерку, чтобы стать слушателем Военно-политической академии имени В.И. Ленина. Генералы и преподаватели из приемной комиссии сильно удивились, увидев всего по три звездочки на погонах офицера. Сергей, не тушуясь, взял билет и… рассмеялся. Слишком уж легкими для него показались вопросы. Отвечавшие перед Григоряном показали достаточно слабые знания, у Сергея же, наоборот, ответ отскакивал от зубов. «Молодец, товарищ старший лейтенант, - похлопав по плечу офицера, сказал начальник академии. – Хорошо отвечал. Порадовал ты меня, старика».
     Окрыленный радостью, Сергей выскочил из аудитории: «Все, поступил!»
     Каково же было его удивление, когда ему зачитали оценку «хорошо», а многим другим поставили «пятерки». «Как же так? – высказал он свое возмущение председателю приемной комиссии. – Ведь сам начальник академии меня похвалил!» Ему пояснили: «Тебе что генерал сказал? Хорошо? Вот мы и поставили тебе «хорошо»! Понял?»
     В тот момент Сергей Григорян, по его же словам, помудрел лет на десять вперед и осознал, что решили его пустить «по большому кругу», проверив все знания. И что легкого пути у него не будет. С тяжелейшим трудом молодой офицер все же благодаря своим отличным знаниям поступил в академию. Еще одна цель в его жизни была достигнута…
     «Парень, тебе земли до Урала нет», - говорили, улыбаясь, Сергею в кадрах, распределяя его по окончанию академии. «За что?» - поинтересовался офицер. «У нас социальная справедливость. В Одесском округе служил? Вот теперь в другом месте послужишь!» - отвечали кадровики. Так Сергей Григорян в 1983 г. попал в Забайкальский военный округ, в монгольский город Чойбалсан замполитом Минского самоходно-артиллерийского полка, участвовавшего во время Великой Отечественной войны в освобождении столицы Белоруссии. Вскоре полк превратился в один из лучших в дивизии, а дивизион полка занял первое место на всеармейских соревнованиях Советского Союза.
     Сергей Азатович до сих пор помнит фамилии всех сержантов, с которыми ему приходилось работать за время столь продолжительной службы! Да и те наверняка никогда не забывали требовательного к себе и к своим подчиненным замполита…
     - Когда в армии люди действительно заняты серьезным общим делом, у них формируется чувство собственного достоинства и на всякие глупости вроде неуставных взаимоотношений и прочего «пьяного дебоша с мордобоем» ни времени, ни желания уже нет.
     Приведу один интересный случай из своей службы в Забайкалье. Когда я пришел в Минский самоходно-артиллерийский полк, была реорганизация штатов. Ко мне попали люди чуть ли не всех национальностей: 70 чеченцев, 40 ингушей, азербайджанцы, армяне, узбеки, таджики, грузины - и ни одного русского лица! Сами понимаете, ситуация создалась взрывоопасная. Но пришлось работать.
     Например, армян я приструнил таким образом. Они посчитали, что командир – земляк, значит разнузданное и наглое поведение им с рук сойдет. Но за определенные поступки я сразу отправлял в места не столь отдаленные (челюсть сломал сослуживцу – в прокуратуру, украл – в прокуратуру). Собравшись вместе, они пришли угрожать. На следующий день я строю весь полк. Всех помощников банщиков, хлеборезов, каптеров разом взял да и назначил в конкретные, причем интернациональные боевые расчеты. Права есть? Механик-водитель! И далее в таком же духе. Когда все почувствовали, что такое стрельбы, «дикий» физический труд, «повкалывали» вместе на 40-градусном морозе, многие проблемные вопросы отпали сами собой. А один мой солдатик Ракелян вообще стал лучшим механиком-водителем в полку. Когда увольнялся, ходил гордый, всем грудь показывал! А мог так и остаться всего лишь никому не известным хлеборезом…
     Начальником политотдела в ракетную бригаду оперативно-тактических ракет, дислоцирующуюся в городе Улан-Удэ, Сергей Григорян уходил с чувством удовлетворения от проделанной работы…
     В начале 1990-х началась «резня» замполитских должностей. Только благодаря поддержке и защите сослуживцев, вступившихся перед кадровиками за Григоряна, его не уволили из Вооруженных Сил. Это говорит о том, что офицер действительно был нужен бригаде.
     В конце 1995 г. Сергей Азатович переводится в Читу на должность заместителя начальника отдела социально-психологической работы и профилактики правонарушений управления воспитательной работы Забайкальского военного округа. Офицеры отдела стояли у истоков зарождения и становления психологической службы ЗабВО. Следующими пунктами в карьере Григоряна стали отдел оперативно-стратегического планирования Оперативной группы Генерального штаба Вооруженных Сил РФ на Дальнем Востоке в Улан–Удэ и должность старшего офицера сопровождения (иностранных инспекционных групп) отдела содействия инспекциям там же…
     В 2002 г. служба Сергея Азатовича в дальних краях нашей Родины заканчивается. Он попадает в Москву на должность начальника отдела морально-психологического обеспечения, воспитания и культуры управления воспитательной работы Сухопутных войск, которую занимает и поныне. Сейчас полковник Григорян занимается разработкой методических материалов по организации культурно-досуговой работы и основам воспитания военнослужащих-контрактников в частях постоянной боевой готовности. Часто посещает отдаленные гарнизоны, изучает положение дел в частях и соединениях Сухопутных войск.
     Сергей Азатович стал одним из авторов очень актуального на данный момент для Российской армии учебно-методического пособия «Методические рекомендации по работе с военнослужащими-мусульманами»:
     - Религиозный фактор играет сейчас немаловажную роль в воспитании военнослужащих. Здесь важно дать понять солдату, что, какого бы вероисповедания он ни был, находясь в Вооруженных Силах, он является частичкой единого организма. И вместе со всеми остальными выполняет общую задачу – защищает свою страну.
     ...Герои бывают разные. Мы привыкли считать героями тех, кто в ответственный и сложный момент (порой это час, минута, а иногда и считанные мгновения) проявил характер, волю и мужество, доблесть и храбрость, кто рисковал своей жизнью либо даже отдал ее ради жизни других. Такие люди, несомненно, заслуживают чести и славы, памяти в наших сердцах. Но есть и другие герои. Это те, кто себя без остатка и всю свою жизнь, несмотря на трудности, посвящает любимому делу, полезному и так необходимому другим. Они - «фанатики» своей деятельности - становятся истинными профессионалами, подавая пример и передавая бесценный опыт следующим поколениям. Одним из таких людей является полковник Сергей Григорян - человек и офицер с большой буквы. Он не воевал в Афганистане, не был в Чечне. Но для русского человека с армянскими корнями, проведшего всю молодость на юге и в центральной части России, два десятилетия честно выполнять воинский долг в Забайкалье – свой подвиг.
     Прощаясь со мной, полковник Григорян, как истинный русский офицер, браво произносит: «Честь имею!» Побольше бы России таких людей, имеющих право на эту фразу не ради красного словца.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex