на главную страницу

21 Декабря 2005 года

Армия и общество

Среда

Сыновья становятся в строй

Анна БЕЛЕЦКАЯ, Александр ДЕРЯБИН, «Красная звезда».



«Видимо, не буду оригинален, рассуждая о том, как быстро летит время. Но не я первый и не я последний, кто находится в ситуации, о которой с присущей поэту экспрессией Владимир Высоцкий провозгласил: «Мы не успели, не успели, не успели оглянуться, а сыновья уходят в бой…»
Сегодня это в Чечне, на таджикско-афганской границе, в Беслане, Нальчике. Там, где возникают угроза жизни и спокойствию мирного населения, угроза подрыва государственных устоев России, там на пути вооруженных экстремистов и бандитов встают наши сыновья. Наши мальчики…»


     Эти строки из письма москвича подполковника запаса Евгения Богданова. Потомственный военный, он в декабре провожает сына Виктора в ряды Вооруженных Сил РФ. Ответственный, торжественный и в то же время тревожный момент для родителей. Вот только-только ждали появления дитя, которое толкалось в утробе матери; появился малыш на свет – кормить, купать, оберегать от болезней; детсад, школа, доверительные признания о любви, о конфликтах в подростковых коллективах. А мы, взрослые, карабкаемся всеми силами по служебной лестнице, стараемся запастись должностями и средствами, обеспечить благополучие своей семьи. И зачастую становление наших детей как личностей происходит на фоне усилий и рабочей деятельности родителей.
     Но вот – призывной пункт, эшелон, первое письмо из части. Только тогда отстраняемся от дел обыденных, задумываемся: все ли мы дали сыну, что могли дать для его благополучного пути по реке по имени Жизнь? И сжимает сердце тревога: как он там, каково ему в армейском строю?
     Читайте, солдатушки-бравы ребятушки и командиры-начальники, ответственные за армейскую поросль, письма, которые пишут родители, проводившие своих любимых мальчиков в армейский строй.
     «По призыву мой сын мечтал попасть служить в Морфлот,– сообщает по электронной почте Н.А. Казацкая. – Но судьба закинула его на Курилы, в поселок Горный на острове Итуруп. Первые месяцы службы были и для него, и для нас, родителей, большим испытанием: он писал и просил забрать его назад. Что мы могли сделать? Только успокаивать его: «Держись, крепись». Но вскоре тон его писем изменился. Командир части 71436 Сазонов Андрей Владимирович оказался замечательным педагогом, чутким, но и требовательным начальником. Сын нашел с ним общий язык, служба, что называется, пошла. Вернулся к нам здоровехонек, возмужавший. Сейчас собирает документы для поступления в школу прапорщиков».
     А мать бывшего солдата и (надеемся) будущего прапорщика от всего сердца желает Андрею Владимировичу Сазонову оптимизма, удач во всех начинаниях и успехов по службе.
     Иван Бурков, Олег Козлов, Олег Чулков из города Шарья Костромской области были призваны летом прошлого года и попали служить в в/ч 83302 «М» (Брянский гарнизон).
     «С первых дней службы и по настоящее время ребята с благодарностью отзываются о командовании части,– делится с редакцией мать одного из военнослужащих В.Л. Буркова.Они чувствуют отеческую заботу, внимание офицерского состава. Особое значение в части придается не только выполнению учебно-боевых задач, но и взаимоотношению военнослужащих друг с другом…»
     Аналогичный по своему содержанию звонок в редакцию из Самары от Евгении Михайловны Ненашевой. Она просит поблагодарить командира в/ч 3473 (ВВ МВД город Заречный Пензенской области) полковника Чередниченко Олега Лерьевича, начальника заставы майора Переверзева Владимира Николаевича за по-хорошему мужское отношение к своему сыну Сергею. «Служит Сергей второй год, и за это время я убедилась: армия – важный и нужный этап в жизни наших детей,– слышали мы в трубке радостный голос Евгении Михайловны. – Возмужал, серьезнее стал, повзрослел. И все потому, что школа армейского строя – четкий, неукоснительный распорядок дня, благоустроенная казарма, спортзал, уважительные отношения между ребятами (тьфу, тьфу эту «дедовщину»!). Рада я за него».
     Людмила Касперова из Москвы признается в своем письме, что, когда начинается осенний призыв, вспоминает себя отчаянной паникершей за судьбу сына, которого 10 лет тому назад увозил пазик от призывного пункта на военную службу.
     «Страх за судьбу родного и самого дорого в жизни человека буквально завладел мною,– пишет Людмила Петровна. – Не верила я, что все у него будет в армии хорошо. И зря не верила. Сын с честью отслужил, получил высшее образование, убежден, что армейское братство – это навсегда, и до сих пор переписывается с командиром и однополчанами. Со временем я напрямую столкнулась и узнала армейский уклад. К сожалению, есть негативные примеры. Но разве их нет на «гражданке»? Разве правы родители, кивающие на школу, не сумевшую, по их словам, воспитать отпрыска, а потом на армию, забывая, что он пришел туда взрослым, не ребенком? И делающие всеми правдами и неправдами, дабы уберечь (выражение-то какое!) чадо от армии. Ну, убереглись от армии, зато, частенько бывает и так, угодили в тюрьму».
     Затрагивает Людмила Петровна, безусловно, важную проблему, которой «болеет» общество, – уклонение от военной службы. И решать эту проблему – долг не только отцов и матерей, но и общественных организаций, властей на местах. Так, как это делается в управе района Проспект Вернадского, которую возглавляет Александр Николаевич Олейник. «Отвлечь подростков, в том числе и из группы риска, от бесцельного времяпрепровождения на улице, заинтересовать их военной техникой, формой, армейской романтикой, воспитать достойными гражданами общества, – продолжает далее автор письма, – вот цель, которую ставят в своей работе глава управы района, военком Объединенного военного комиссариата Раменского района ЗАО столицы полковник Николай Викторович Борисов. В ближайшем будущем молодежь района ждет открытия навигационной школы. Крепкие и грамотные призывники пополняют экипаж БДК «Новочеркасск» в составе Российского флота в Севастополе. На подшефный корабль гости из Москвы непременно привозят добрые пожелания, весточки от родных и близких, подарки».
     Недавно Людмила Касперова стала свидетелем реакции двух юношей – Андрея Пронина и Егора Свешникова, когда они впервые пришли на прием по личным вопросам в военкомат. Внимательное отношение и четкость работы персонала комиссариата, чистота и порядок поразили ребят: «Как здорово! И в части так будет?»
     «Если служить по совести, непременно будет», – завершает словами полковника Николая Борисова свое письмо москвичка Касперова.
     Да будет именно так!
     И пусть будет проклято и не забыто «так», о чем поведало письмо Л.М. Дудиновойиз станции Боярской Псковской области. «Месяц назад – 5 ноября – отмечался День военного разведчика. Вот только не суждено эту дату праздновать нашим сыновьям, служившим в спецназе ГРУ, которые погибли геройски на высоте 947 под Харсеноем в Чечне 21 февраля 2000 года.
     На высоте короткий бой до смерти,
     На высоте, где кровь впиталась в пыль…
     Там полегли отличные ребята,
     И это вам не сказка, это – быль…»

     Вот стихи, которые живут сегодня в сердцах родителей – тех, кто День военного разведчика встретил с поминальными свечами в храме А. Невского, где на памятные доски занесены имена павших на высоте 947 наших сыновей. Рядом с именами бойцов 6-й роты ВДВ.
     Да, для увековечения памяти спецназовцев усилиями руководства Пскова, командованием части сделано много: памятник в части, у подножия которого цветут цветы от ранней весны до поздней осени, изданы книги «Они не вернулись из боя» и «С любовью женская душа» (авторы Л. Самсонова и А. Блажко), на протяжении всех этих горьких лет представители части ведут с нами переписку, поддерживают морально. Но как же больно помнить…»
     
* * *

     …Идет по просторам России призыв молодежи в ряды Вооруженных Сил. Становятся мальчишки в армейский строй. Отцы провожают их с мужской сдержанностью, матери – со слезами горечи разлуки на годы службы. Но с непременной надеждой встретить с гордостью сына, который выполнил долг перед Отчизной.
     Как же хочется всем нам, россиянам, чтобы было как можно меньше работы у военной прокуратуры и у Комитета солдатских матерей по жалобам и претензиям родителей военнослужащих, как можно меньше работы штабам по отправке, а почте – доставке скорбных извещений: «Ваш сын ранен... погиб…» А у нас, работников газеты, прибавилось бы конкретной работенки с письмами, смысл которых сводится к емкому: «Мама, отец, у меня на службе все в порядке, все хорошо…»


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex