на главную страницу

23 Декабря 2005 года

Армия и общество

Пятница

Не забыть о главном

Социальная защита: алгоритм диктуют реалии

Александр ХРОЛЕНКО, «Красная звезда».



     В соответствии с указаниями из центра в 20-й гвардейской общевойсковой армии создана социальная комиссия, а в частях – ее структурные звенья – социальные группы. На бумаге «вертикаль» выглядит вполне внушительно. А на деле?
     Социальный «кадастр» проблем и лиц, нуждающихся в особой заботе (вдовы военнослужащих, участники боевых действий, многодетные семьи), в 20-й армии создан гораздо раньше. Ежеквартально обновляется. Дважды в год социологические данные передаются в управление воспитательной работы МВО. В объединении давно существуют главный социолог и низовые социологические структуры в виде женского актива (женсоветов) войсковых частей. Вышестоящему командованию виднее, и все же к чему дублировать функции в существующей системе социальной защиты? Ведь «дитя без глазу» именно «у семи нянек»…
     Главным социологом (по работе с семьями военнослужащих) отдела воспитательной работы 20-й гвардейской армии Евгения Попова работает не первый год. Она рассказывает:
     - Совместными усилиями отдела воспитательной работы, женского актива войсковых частей и местных администраций мы стремимся обеспечить семьям военнослужащих максимальную социальную защищенность. Особое внимание – вдовам военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга (всего в армии – семнадцать, в Воронежском гарнизоне – 12 таких семей). Вдовы трудоустроены, дети посещают детские учреждения и кружки. Окончившим школу помогаем с поступлением в вузы…
     Вот лишь несколько событий и фактов уходящего 2005 года. Накануне 8 Марта в Воронежском гарнизоне прошла встреча командования 20-й армии и облвоенкомата с 26 вдовами военнослужащих... Неделей позже мы участвовали в организации регионального совещания областного движения «Вдовы России» с участием главного федерального инспектора по Воронежской области… Затем стартовала горячая пора организации летнего оздоровительного отдыха. В частности, для детей военнослужащих, погибших на Северном Кавказе, было выделено пять путевок во всероссийскую здравницу «Океан». Совместно с районными центрами социальной защиты мы также обеспечивали бесплатными путевками многодетные семьи (только в штабе армии таковых семь). В сентябре–ноябре обеспечивали семьи погибших военнослужащих овощной продукцией на зиму. Кроме того, на базе гарнизонного офицерского клуба «Северный» уже второй год постоянно действует клуб «Надежда» (помощь в трудоустройстве и повышении квалификации жен военнослужащих, содействие в улучшении жилищных условий и медицинского обслуживания). Вся эта работа способствовала разрешению многих правовых и социально-бытовых проблем, оздоровлению морально-психологического климата в войсковых частях и в семьях военнослужащих.
     Что касается социальных групп, то ситуация с ними далеко не однозначна, хотя и всем понятны мотивы решения об их создании… Старшие офицеры отдела воспитательной работы объединения подполковники Владимир Степаньков и Алексей Спицын отметили: в принципе работа по социальной защите велась и раньше, но, безусловно, приказ выполнен и члены социальных групп со списком намеченных мероприятий предстанут перед начальством. Соответствующими приказами группы созданы в каждой части…
     Говоря о жизнеспособности таких групп, уместно вспомнить: входящие в состав социальных комиссий и групп (согласно 79-му приказу) военнослужащие штабов и управлений, лица из числа гражданского персонала органов воспитательной работы, а также представители общественности и средств массовой информации не наделены функциями непосредственного влияния на решения командиров. Целью социальной работы изначально определено лишь участие в проверках и ревизиях финансово-хозяйственной и иной деятельности, рассмотрение заявлений и жалоб, конкретизация социальных проблем и выработка предложений командованию.
     Новый «социальный инструмент» напоминал бы «народный контроль» советских времен, только ведь рычагов влияния и надежд еще меньше. Лишь в отдельном полку связи, к примеру, задолженность по санаторно-курортным выплатам за 3 года составляет 1 миллион рублей. Финансисты отправляют соответствующие заявки ежемесячно, но тщетно... Чем тут поможет социальная группа?
     Надо ли объяснять, что любую проверку нормальный командир-единоначальник организует и проводит силами специалистов того или иного профиля, без помощи «социальных костылей»? На практике, если система действует бесперебойно и каждый делает то, что положено, «народный контроль» в частях не требуется. А если из-за командирской некомпетентности появляется необходимость общественных компенсационных мер, то группа подчиненных этого самого единоначальника вряд-ли окажется эффективнее всех иных проявлений «камуфлированной» демократии. Основы жизнедеятельности войск в реальности несколько иные, чем может показаться из столицы. В 20-й гвардейской армии 1.727 семей военнослужащих (43 процента!) не имеют собственного жилья – вот широчайшее поле для социальной работы. Только возникает вопрос: а по силам ли социальным группам влиять на решение этих вопросов, если нет самого главного - соответствующего финансирования?


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex