на главную страницу

28 Декабря 2005 года

Планета людей

Среда

Верю в новую армию Молдовы

Беседу вел Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда».



Год назад Молдова вернулась к практике, когда военное ведомство возглавляет гражданский человек. Свое решение назначить министром обороны представителя неармейской среды президент Владимир Воронин мотивировал стремлением Республики Молдова соответствовать европейским стандартам и обеспечить демократический контроль над вооруженными силами. По мнению многих молдавских аналитиков, в своем выборе верховный главнокомандующий не ошибся. Бывший бизнесмен и депутат парламента двух созывов взялся за работу, как говорится, засучив рукава.
В успехе грядущих реформ гражданский министр, принявшийся за преобразования в армии с хозяйской хваткой, уверен. Одной из первых его инициатив стало повышение ежемесячного денежного довольствия солдат-срочников в три раза. Планирует Валерий Плешка изменить и процесс питания личного состава. По его мнению, более эффективной и оправданной будет система, когда этим делом будут заниматься гражданские экономические агенты. Министр считает, что в конечном итоге от этого выиграют все: солдаты получат более «домашний» рацион питания, гражданские компании - постоянного и серьезного заказчика, а армия будет заниматься выполнением своих профессиональных задач.
Об этом и многом другом рассказывает нашему корреспонденту министр обороны Республики Молдова Валерий ПЛЕШКА.

     

     
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА


     
Валерий Плешка родился 8 ноября 1958 г. в селе Думитрень Флорештского района Молдавской ССР. Окончил Государственный университет Молдовы, Экономическую академию. В 1983—1986 гг. работал сотрудником министерства социального обеспечения, а в 1986—1991 гг. - в органах прокуратуры. В период с 1991 по 1998 г. занимался предпринимательской деятельностью. Избирался депутатом парламента республики двух созывов. В декабре 2004 г. в соответствии с указом президента Республики Молдова назначен на должность министра обороны. На основании вотума доверия, выраженного парламентом, указом главы государства 19 апреля 2005 года вновь назначен на пост главы военного ведомства страны.




     

     - Господин министр, не трудно ли вам, человеку сугубо гражданскому, руководить военным ведомством?

     - Начнем с того, что гражданским себя не считаю, поскольку с назначением на должность министра обороны влился в коллектив военных и ежедневно разделяю с ними и радость успехов, и горечь неудач. Плюс ко всему считаю, что сроднился с этой средой одновременно с началом срочной службы - в далеком 1976 году. Более того, в свое время мечтал стать офицером, даже поехал сдавать вступительные экзамены в военное училище в Симферополе. Но в конечном итоге верх взяли слезы матери. И знаете, особенно в последнее время, когда ежедневно нахожусь среди людей в погонах, наступают минуты душевного сожаления, что когда-то отступил.
     На протяжении всей жизни, независимо от того, где работал и чем занимался, человек в военной форме всегда являлся для меня примером мужества, чести и достоинства. Возглавив военное ведомство страны, убедился в этом еще больше. Это люди, преданные своему делу, фанаты в хорошем смысле этого слова. Почему? Не секрет, что в армии есть проблемы, в том числе социального плана. Многие давно могли уйти на «гражданку» и устроиться намного лучше. Но они служат!
     И что поражает больше всего, так это огонь в глазах подчиненных, когда у них есть возможность заниматься своим делом. Не раз на полигонах во время учений видел этот огонь и навсегда укрепился во мнении: с этими людьми можно решать поставленные задачи, несмотря на все трудности и сложности.

     - Говорить сегодня о молдавской армии и не затронуть проблему военной реформы было бы неправильно. В 2005 году начался второй этап ее реформирования, рассчитанный до 2014 года. Какие серьезные преобразования ждут вооруженные силы республики в ближайшей перспективе? Говорят, что она опять будет сокращена...

     - Прежде чем ответить на этот вопрос, хочу отметить один принципиальный, на мой взгляд, момент: реформа в любой области – это не цель, а процесс. Процесс, в результате которого переходишь на новый, более совершенный уровень. Поэтому, отталкиваясь от результатов первого этапа военной реформы, главной задачей второго периода реформирования национальной армии является создание необходимых основ для формирования высокоэффективной армии будущего. Задача эта многогранна, так как включает огромный спектр разноплановых вопросов - от потенциала государства до построения надежной системы военной безопасности страны в новых геополитических условиях.
     Среди приоритетов, которым уделяем сегодня особое внимание, нужно отметить в первую очередь совершенствование военной науки и военного образования, системы социального обеспечения военнослужащих, воспитания и морально-психологической подготовки личного состава.
     Почему отметил среди приоритетных именно эти задачи? Развитие военного искусства и стратегии показывает, что успеха можно добиться, только имея высокопрофессиональные, всесторонне подготовленные кадры, способные принимать решения и нести ответственность за качество их выполнения. Другими словами, чтобы создать армию будущего, нам нужны новые кадры, которые обучаются в академиях, владеют иностранными языками, проявляют инициативу.
     Теперь о сокращениях. Знаете, сокращение сокращению рознь. Во-первых, разрабатывая программу оптимизации структуры частей и учреждений национальной армии, мы исходили из того, что вся система управления должна быть оперативной и эффективной.
     Во-вторых, этот процесс будет осуществляться постепенно и взвешенно, в строгой зависимости от процесса оптимизации структуры частей и учреждений армии. К 1 января 2009 года, когда будет завершен процесс реструктуризации, в центральных руководящих органах будут работать около трех с половиной процента от численного состава национальной армии. Самыми многочисленными по составу будут сухопутные войска (около 50 процентов) и части тылового обеспечения (около 19 процентов). Именно к этому времени планируется уменьшить численный состав на 1.000 человек.
     Хочу еще раз подчеркнуть, что процесс оптимизации структуры армии будет вестись с соблюдением всех норм социальной защиты военнослужащих. Более того, впредь будем делать все, чтобы, независимо от того, как ушел человек - по сокращению, возрасту или собственному желанию, у него не осталось негативных воспоминаний о службе в армии.

     - Господин министр, говоря о военной реформе, хочу спросить: по какому пути развиваются молдавские вооруженные силы? Есть ли какое-нибудь государство, чью военную организацию вы могли бы или уже взяли за модель?

     - Какого-то одного такого государства нет. Ведь мы не пытаемся копировать, мы берем лучшее, что наработано армиями других стран и что, кроме всего, подходило бы как к нашим экономическим реалиям, так и к нашим специфическим - национальным, территориальным и прочим - особенностям, в том числе, если хотите, к нашим традициям.
     Более того, ориентируясь на некоторые разработки в развитии военного строительства других стран, стараемся брать у них не то, что внедряют они сегодня, а те проекты и концепции развития, к которым они придут через несколько лет. Объясняется это просто: мы хотим, чтобы через несколько лет наша армия по уровню развития и оснащенности была идентичной передовым армиям мира, а не такой, каковой является сегодня.

     - Сейчас идет разработка индивидуального плана действий Молдова - НАТО, который будет подписан в следующем году. Имеет ли министерство обороны какое-то отношение к его разработке и вообще, что выиграет от его подписания ваша страна и армия в частности?

     - По моему мнению, параллельная реализация двух планов, Молдова - НАТО и Молдова - Европейский союз, ускорит достижение нашей главной цели - вступление в ЕС. А если учитывать, что большинство стран - членов Североатлантического альянса являются членами Европейского союза, то можно сделать вывод, что наличие такого документа практически открывает нам дорогу в эту континентальную структуру. Но не стоит думать, что, подписав план, мы уже одной ногой в ЕС. Для этого еще очень многое нужно будет сделать, в том числе в военной области.
     С началом разработки индивидуального плана действий Молдова - НАТО министерство обороны практически превратилось в одну из главных структур государства, от которой зависит успех дела. Исходя из этого в ходе прошедшей реформы центрального аппарата военного ведомства был создан специальный отдел евроатлантической интеграции, который занимается исключительно данной проблемой. Он координирует и разрабатывает все основные документы в военной области, которые предусмотрены этим планом.
     Почему мы уделяем особое внимание этому вопросу? Разработка и внедрение в жизнь этого плана будут иметь положительное влияние на развитие не только всего государства в целом, но и вооруженных сил в частности, поскольку один из пунктов документа предусматривает совместимость нашей армии с вооруженными силами стран-партнеров в области как вооружения, так и структурной компоненты. Достигнув всего этого, Молдова сможет более активно принимать участие совместно с НАТО и другими странами-партнерами в борьбе против международного терроризма, в предотвращении и ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф, других критических ситуаций. Тем самым наша страна станет более надежным партнером, способным содействовать созданию надежной системы европейской и региональной безопасности.
     Все, что происходит сегодня, является логическим продолжением нашего участия начиная с 1994 года в программе «Партнерство во имя мира». Участие Молдовы в этой программе принесло немало политических, экономических и военных дивидендов, стало определяющим фактором нашего сближения с альянсом. Более того, накопленный опыт и положительные результаты нашего участия в Партнерстве, расширение НАТО до границ республики, подписание плана действий Молдова - ЕС, рост политического влияния НАТО привели нас к выводу: нужно переходить к новому, более качественному этапу политического диалога и сотрудничества с альянсом. И подписание такого документа не пойдет ни в коем случае во вред нашему государству, поскольку в нем будут отражены только те положения, которые одобрены сторонами и соответствуют их стратегическим интересам.

     - Скажите, нарастающее участие ваших военных в различного рода миротворческих операциях вписывается в эту стратегию или это отдельная инициатива?


     - С одной стороны, это является частью этой стратегии, с другой - выполнением нашим государством ранее взятых обязательств в рамках различных международных организаций. Но все эти миротворческие, гуманитарные, другого рода операции в конечном итоге взаимосвязаны. Их конечные цели - создание прочной системы безопасности в мире, борьба с терроризмом и другими опасностями, которые мешают мирному существованию стран и народов. И мы, как составляющая мирового сообщества, будем способствовать налаживанию такой системы безопасности.
     Например, сегодня 12 наших офицеров выступают в роли военных наблюдателей в миротворческих операциях, проводимых Организацией Объединенных Наций в Либерии, Кот д’Ивуаре, Судане, других государствах. Участвуем мы и в программах, проводимых ОБСЕ. После обращения правительства Ирака к мировому сообществу об оказании помощи в реконструкции страны руководством республики было принято политическое решение об отправке новой группы саперов, которая будет заниматься разминированием гражданских объектов и территории от различного рода взрывоопасных предметов. Первые две группы, которые уже отработали в Ираке по полгода, уничтожили около 200 тысяч различных снарядов и мин.
     География нашего участия в различного рода миротворческих операциях, думаю, будет расширяться.

     - Господин министр, согласитесь, что для реализации планов в самых разных областях необходимы финансовые средства. Если говорить об армии, выделяемые из госбюджета ассигнования способны обеспечить реализацию всех этих планов?

     - Конечно, без должного финансирования нельзя выполнить и толики того, что задумано. Сегодня действительно армия финансируется не в том объеме, в котором мы бы хотели. Например, военный бюджет на 2005 год составил 115 миллионов лей (чуть более 9,5 миллиона долларов США. - Прим. авт.), то есть 0,4 процента от внутреннего валового продукта. При этом он носил больше социальный характер: значительная часть средств шла на выплату денежного довольствия, питание и обмундирование личного состава, оплату коммунальных услуг.
     В 2006 году на военные нужды государство выделило 126 миллионов лей, то есть на 8,8 процента больше, чем в этом году. Конечно, отталкиваясь от тех планов, которые нам предстоит решать на протяжении следующих 12 месяцев, по нашему мнению, этих средств также недостаточно. Но давайте рассуждать трезво и исходить из реальных финансово-экономических возможностей государства: оно выделяет столько, сколько может на данный момент. И если проводить нормальный менеджмент финансовых потоков, уверен, что многие проекты реально воплотить в жизнь и при таких объемах финансирования.
     Хочу отметить, что нынешнее положение дел заставило нас кардинально пересмотреть процесс использования средств. Сегодня армия считает каждый бань (приблизительно 0,7 рубля. – Прим. авт.) не только оттого, что их маловато, но еще и потому, что каждый налогоплательщик должен знать, куда идут его деньги. Знаю, что многим это не нравится, в том числе в армии, но так должно быть. Система «табу» на ту или иную информацию о расходовании средств на оборону и безопасность, считаю, должна быть искоренена.
     Если говорить о главных задачах на следующий год, то стоит отметить три принципиальные, от решения которых зависит, сможем ли мы двигаться дальше. Так, к концу весны министерство обороны планирует внедрить новую систему связи в войсках, поскольку существующая не только изжила себя физически и морально, но и требует серьезных денежных средств на содержание и ремонт.
     Также в 2006 г. намечено модернизировать систему противовоздушной обороны страны, оснастив ее более современными и эффективными средствами.
     Серьезных затрат потребует и переход отдельных частей постоянной боевой готовности на контрактный принцип комплектования. Считаем, что само время диктует нам необходимость постепенно переходить к контрактной службе. При этом руководство национальной армии прекрасно понимает, что затраты в начальном периоде, когда необходимо перевести сам армейский уклад на новые рельсы, создать социально-бытовые условия для военнослужащих-профессионалов, будут значительны. Но в итоге, уверен, в результате этого шага выиграют и армия, и страна.

     - А какой вы видите национальную армию Молдовы, скажем, через год, два, пять лет?

     - В спорте, например, зачастую из-за предубеждений, не любят делать прогнозов. Но я не суеверен и как оптимист, который знает к чему стремится, скажу: вооруженные силы будут профессиональными, оснащенными новыми образцами вооружения и техники, готовыми в любой момент выполнить поставленные перед ними задачи. Я верю в новую молдавскую армию, в которой офицерский корпус будет составлять ее эффективное ядро. Сержанты и солдаты будут профессионально выполнять свои функции, получая за это денежное вознаграждение, достойное тяжелого ратного труда, а также пользоваться уважением со стороны общества.
     Одним словом, молдавскому народу не придется краснеть за своих защитников. И, что самое главное, каждый гражданин страны будет видеть в военном человеке пример мужества, чести и достоинства.

     - Господин министр, и последний вопрос: как вы оцениваете состояние военного сотрудничества между Россией и Молдовой?

     - Мы заинтересованы в налаживании прочных добрососедских и взаимовыгодных отношений со всеми государствами, включая Россию, по всему спектру проблем. Но, по моему мнению, главным критерием оценки двустороннего сотрудничества между двумя странами в той или иной области должно быть не количество проведенных совместных мероприятий, а их результативность.
     Например, в этом году выполнено лишь около 40 процентов мероприятий, которые были определены ежегодным планом двустороннего сотрудничества. Но это не означает, что уровень наших контактов нерезультативен. Взять, к примеру, совместную миротворческую операцию в Приднестровском регионе Республики Молдова, где на протяжении 13 лет военнослужащие двух государств совместно, а главное успешно, выполняют поставленные перед ними задачи.
     Да, существуют различные подходы в плане политического урегулирования проблемы этого, но солдаты к ней непричастны. Они выполняют поставленные перед ними задачи по поддержанию мира и делают это добросовестно.
     Говоря о сотрудничестве с российским военным ведомством, могу отметить, что мы заинтересованы в его развитии. Например, для нас, считаю, полезным будет обмен опытом в сфере реформирования вооруженных сил. Мы также заинтересованы в более тесных контактах в области противовоздушной обороны, авиации, оперативного обеспечения войск, взаимодействия в поисково-спасательном обеспечении и так далее. Не менее важными являются контакты в области военного образования и подготовки кадров, военно-научных исследований. Как видите, существует широкий спектр проблем, которые представляют обоюдный и взаимовыгодный интерес. При этом наши отношения должны строиться на принципах доверия, открытости и прогнозируемости.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex