на главную страницу

30 Декабря 2005 года

Тема номера

Пятница

Притяжение России

Подготовил Роман СТРЕШНЕВ.
Фото Юрия ШИПИЛОВА.



Одной из наиболее динамично развивающихся организаций на постсоветском пространстве, призванной решать задачи экономической интеграции, является Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).
В канун Нового года с коллективом редакции газеты «Красная звезда» встретился генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий РАПОТА. Он рассказал краснозвездовцам не только о проделанной в рамках Сообщества работе, но и о планах на ближайшее будущее.


     - Считается, что уходящий год стал для ЕврАзЭС довольно продуктивным. Расскажите, каковы основные итоги деятельности организации в 2005 году и чего планируется достичь в ближайшей перспективе?

     - Одним из основных событий стало то, что свое желание вступить в ЕврАзЭС выразил Узбекистан - одно из ведущих центральноазиатских государств с 25-миллионным населением, а также значительным экономическим потенциалом. Его вступление в сообщество рисует новую геополитическую картину. Окончательно данный вопрос планируется решить на внеочередном саммите глав государств – членов ЕврАзЭС, который намечено провести в начале наступающего года в Санкт-Петербурге. Кстати, вся документальная основа для вступления Ташкента в сообщество секретариатом уже подготовлена.
     Благодаря кропотливой работе и тесному взаимодействию страны ЕврАзЭС продвинулись по конкретным направлениям в построении таможенного союза, для создания которого одним из элементов является формирование общего импортного таможенного тарифа на внешних границах. Не без трудностей, но такой общий тариф постепенно создается. Если в прошлом году он охватывал 56 процентов позиций всей товарной номенклатуры, то сейчас - уже 62 процента. Надеемся, что в следующем году мы поднимем эту планку до 70 – 75 процентов.
     Помимо выстраивания общего правового пространства, которое облегчило бы продвижение товаров, услуг, рабочей силы, капиталов, сейчас в деятельности ЕврАзЭС можно выделить четыре приоритетных направления, по которым мы хотели бы добиться прорыва: энергетика, транспорт, агропромышленный комплекс и миграционная политика.
     Самые значительные продвижения произошли в сфере энергетики. в Таджикистане, например, компанией РАО «ЕЭС России» строится Сангтудинская гидроэлектростанция, мощность которой составит 670 МВт. Продолжается строительство и Рогунской ГЭС мощностью 3.600 МВт. С российской стороны главным инвестором возведения Рогунской ГЭС выступила компания «Русский Алюминий». Реализация этих проектов придаст мощный импульс экономике Таджикистана и всего региона в целом.
     Не менее богата энергоресурсами и соседняя Киргизия, поэтому и в этой стране нами также прорабатывается вопрос реализации двух крупных энергопроектов - строительства Камбаратинской ГЭС-1 и Камбаратинской ГЭС-2. Однако из-за «тюльпановой» революции и возникшей впоследствии политической нестабильности данные проекты были приостановлены. Вместе с тем мы готовы вернуться к этому вопросу и уже обсуждаем его с новым руководством Киргизии.
     Энергоресурсы нужны, в частности, и для расширения масштабов добычи полезных ископаемых, которыми так богаты страны Центральной Азии, и для решения множества других экономических задач. А если учесть, что наиболее успешно интеграция идет, когда нет большой разницы в экономическом развитии, то позитивные последствия осуществления подобного рода проектов трудно переоценить.
     Что касается транспорта, то в данной области ситуация обстоит несколько сложнее. Прежде всего это связано с тем, что после распада СССР транспортный комплекс как единая экономическая система оказался разорванным. В технологическом же плане транспортную систему удалось сохранить в рамках СНГ. Например, сохранены единые технические стандарты для всех видов транспорта, гармонизированы и согласованы графики движения поездов, успешно решаются проблемы использования подвижного состава и т. п. Тем не менее в экономическом отношении транспортные артерии оказались разорваны. Наличие, к примеру, в каждой стране Содружества своих перевозчиков для одних и тех же грузов увеличивает цену провозимых через границы товаров, делая их в конечном итоге неконкурентоспособными. Поэтому было решено организовать передвижение грузопотоков таким образом, чтобы транспортная составляющая, формирующая конечную цену, свелась к минимуму.
     Еще одна проблема, вытекающая из предыдущей, заключается в том, что основная часть грузопотоков из Восточной Азии в Западную Европу (а их стоимость порядка 500 млрд. долларов в год) идет морским путем. Через территорию независимых государств проходит лишь порядка 1.5 процента грузов от всего объема. Если же эту планку в рамках ЕврАзЭС поднять хотя бы до 10 процентов, то государства Сообщества получат огромную прибыль. Причем подобный транзит – это восполняемый (в отличие от газа и нефти) экономический ресурс. То есть само геополитическое положение стран ЕврАзЭС позволяет получать неплохие дивиденды. Всеми странами, входящими в нашу организацию, достигнуто понимание того, что нужно делать для совместного решения этой задачи. А далее предстоит сложный и кропотливый труд экспертов по воплощению намеченных планов в жизнь.
     Ведется серьезная работа и по агропромышленному комплексу. В этой сфере можно выделить два основных направления. Первое – это выход на внешние рынки с согласованной торговой политикой по тем видам продукции, которые являются ключевыми для стран Сообщества, в частности по зерну. При этом придется решать проблемы и транспортных тарифов, и ускорения таможенного оформления, что особенно важно для скоропортящихся продуктов, и технического состояния подвижного состава, и др. Это, в частности, позволит обеспечить доставку экологически чистых ранних овощей и фруктов в Россию из Центральной Азии.
     Второе направление – развитие сельскохозяйственного машиностроения. Надо сказать, что в этой области очень серьезных успехов добилась Белоруссия. В республике выпускают новые модели тракторов, которые во всем мире пользуются огромным спросом. Более того, Белоруссия значительно продвинулась в завоевании рынка большегрузных автомобилей. Тем самым Минск не только прочно удерживает свою нишу в данной области на мировом рынке, но и расширяет ее. Например, если три года назад у республики было 25 процентов мирового рынка по карьерной технике, то на сегодня уже свыше 30 процентов. А если учесть, что большая часть комплектующих для белорусского машиностроительного комплекса идет из России, то получается, что тот же БелАЗ - это не только производственный продукт кооперации, но и источник дохода для обеих стран.
     Еще одна сфера совместной деятельности – миграционная политика. В этой области страны ЕврАзЭС ведут конструктивный и интенсивный обмен мнениями. Серьезным достижением стало подписание в прошлом году соглашения об упорядочении пересечения границы, что позволило отслеживать потоки пересекающих границы лиц. Тем самым при сохранении в сообществе безвизового режима пересечения границы созданы условия для контроля и, следовательно, регулирования миграционных процессов.
     Правда, здесь возникли некоторые проблемы из-за того, что далеко не все граждане, желающие пересечь границы стран – членов ЕврАзЭС, успели обзавестись необходимыми документами. Проблема была урегулирована договоренностями на двусторонней основе. В частности, речь идет о российско-казахстанской границе.

     - Какие преимущества на сегодняшний день дает вступление в ЕврАзЭС?

     - Хотя бы те, которые вытекают из реально действующего в рамках ЕврАзЭС режима свободной торговли. Страна, вступающая в Сообщество, после подписания соответствующих соглашений становится участником этого режима. Причем в торгово-экономических отношениях между членами ЕврАзЭС этот режим действует без изъятий. Более того, фактически нет и ограничений, хотя в соответствии с уставом организации антидемпинговые процедуры могут вводиться.
     Следующий этап, к которому мы активно движемся, – создание таможенного союза, который призван стать качественно новым скачком в развитии экономической интеграции. Здесь хотелось бы отметить два важных элемента. Первый – установление общей внешней таможенной границы и единого внутреннего таможенного пространства. То есть груз, который поступает на территорию таможенного союза, ввозится по одинаковому режиму вне зависимости от того, в какое государство этот товар импортируется. И второй – создание органа, регулирующего режим на внешней границе таможенного союза, который наделен наднациональными функциями. То есть каждое государство отдает данному органу частичку своего суверенитета в определении таможенного режима на внешней границе. И сейчас идет проработка этого вопроса, так как без его решения, полноценного таможенного союза не построишь.

     - Планируется ли дальнейшее расширение ЕврАзЭС?

     - Как уже было сказано, в ближайшее время в ЕврАзЭС намечено вступление Узбекистана, что расширит состав организации до шести государств и, как думается, значительно расширит интеграционное поле ЕврАзЭС. Нам предстоит сложная юридическая работа по присоединению Ташкента ко всем имеющимся в рамках сообщества соглашениям, которые, напомню, обязательны для исполнения. Запросов о вступлении в ряды сообщества от других государств мы пока не получали. Так что в ближайшей перспективе работа в ЕврАзЭС будет вестись в пятистороннем, а затем в шестистороннем формате. Добавлю, что на все наши мероприятия получают приглашения государства, обладающие статусом наблюдателя при ЕврАзЭС. Это Армения, Молдавия и Украина.
     НАША СПРАВКА
     Евразийское экономическое сообщество является международной экономической организацией открытого типа, которая создана для интенсивного формирования единого экономического пространства, а также координации подходов к интеграции в мировую экономику. Членом организации может стать любое государство, которое примет и станет выполнять обязательства, вытекающие из принятых странами сообщества договоренностей. Ныне в ЕврАзЭС входят пять государств: Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Недавно свое желание вступить в организацию высказал и Узбекистан.
     ЕврАзЭС стало правопреемником Таможенного союза, в основе которого лежали договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве, а также протокол о мерах по обеспечению взаимодействия национальных валютно-финансовых систем в целях создания благоприятных условий для развития взаимной торговли.

     Вместе с тем следует отметить, что с той же Украиной идет сотрудничество в формате Единого экономического пространства. Например, Киев готов принять участие в формировании режима свободной торговли, но пока не намерен перейти на следующую ступень интеграции - формировать таможенный союз. В отличие от ЕврАзЭС в рамках ЕЭП возможна разноскоростная интеграция. Поэтому если Украина не готова к подписанию какого-либо документа в рамках ЕЭП, то этот вопрос может быть отложен на более поздний срок без ущерба для деятельности других участников Единого экономического пространства. И пока эта формула успешно работает.

     - Расскажите о взаимодействии ЕврАзЭС с другими международными и региональными организациями.

     - Буквально с первых шагов мы сумели выстроить плодотворные взаимоотношения с Содружеством Независимых Государств, не дублируя функции этой организации, а заняв свою собственную нишу. Все государства ЕврАзЭС входят в СНГ и те соглашения, которые хорошо работают в рамках Содружества, не менее эффективно действуют и в рамках ЕврАзЭС. Тем не менее в рамках сообщества интеграционная работа в области экономики продвигается значительно глубже. С Организацией Договора о коллективной безопасности мы также работаем в тесном контакте, однако следует учесть, что сферы нашей деятельности различны: ОДКБ решает военно-политические вопросы, а ЕврАзЭС – экономические. Вместе с тем ЕврАзЭС и ОДКБ находятся в постоянном контакте, дополняют и подкрепляют друг друга. С Шанхайской организацией сотрудничества систематизированных рабочих контактов пока нет. Видимо, это связано с тем, что ШОС создана как организация прежде всего региональной безопасности.
     Ввиду того что ЕврАзЭС и Организация «Центрально-Азиатское сотрудничество» решали практически одни и те же задачи и почти совпадали по участникам, 6 октября на саммите Организации «Центрально-Азиатское сотрудничество» было принято решение об интеграции ОЦАС в ЕврАзЭС. И сейчас наши усилия направлены на то, чтобы эффективно использовать все наработки, сделанные в рамках ОЦАС.
     Очень тесно ЕврАзЭС контактирует и с другими международными структурами. Так, наша организация получила статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН, активно участвует в работе ОБСЕ по экономическим вопросам, взаимодействует со Всемирной таможенной организацией. Одним из результатов такого взаимодействия стало, например, то, что Российская таможенная академия приобрела статус регионального учебного центра ВТО на пространстве ЕврАзЭС, где готовят кадры не только для стран – членов сообщества, но и других государств СНГ. В последнее время ЕврАзЭС активно развивает взаимодействие и с Евросоюзом, который является единственным в мире примером полноценного таможенного союза. Недавно, скажем, московскую штаб-квартиру сообщества посетил представитель ЕС по Центральной Азии Ян Кубиш. Плодотворно строится работа и с Азиатским банком развития.

     - Как, на ваш взгляд, способствует взаимодействие в рамках ЕврАзЭС обеспечению экономической и военной безопасности стран – членов организации?

     - Самым непосредственным образом. Например, политические события в Киргизии, Узбекистане, Грузии и в определенной степени на Украине показали, что, несмотря на некоторый элемент вмешательства извне, их главными причинами стали внутренние факторы – экономическое неблагополучие, а также социальные проблемы. Таким образом, можно сделать вывод, что интенсивное развитие экономики – важный фактор предотвращения политической нестабильности. А всемерное развитие экономики как раз и является основной целью интеграционной деятельности ЕврАзЭС. Как показывает практика, нормальное функционирование экономических основ приводит к резкому снижению уровня преступности, коррупции, терроризма и экстремизма, нелегальной миграции, контрабанды. Конечно же для этого необходима в числе прочего и единая правовая база.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex