на главную страницу

11 Января 2006 года

Армия и общество

Среда

Главный враг — коррупция

Валерий ЩЕГОРЦОВ,
научный руководитель Института геополитической информации «Энергия».



В минувшем декабре Президент России Владимир Путин внес на ратификацию в Госдуму Конвенцию ООН по противодействию коррупции от 31 октября 2003 года, подписанную от имени России в г. Мерида (Мексика) 9 декабря 2003 года. Текст конвенции разработан учрежденным Генеральной Ассамблеей ООН в этих целях специальным комитетом. В этой конвенции получили дальнейшее развитие положения принятой ранее Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, которая ратифицирована Россией в апреле 2004 года. Об актуальности для нашей страны борьбы с коррупцией, о ее опасности для социально-экономического и политического развития России рассказывает научный руководитель Института геополитической информации «Энергия», доктор философских наук Валерий ЩЕГОРЦОВ.

     КОРРУПЦИЯ на российских просторах после распада СССР приобрела широкий размах, ставящий под вопрос саму возможность успешного социально-экономического и политического развития страны. Она стала не просто негативным явлением, а своеобразным образом жизни российского современного общества. Есть основания утверждать, что коррупция сегодня превратилась по сути дела в национальное бедствие, угрожающее существованию государства и общества. Метастазы этой опасной социальной болезни стали поражать все жизненно важные органы государственного организма страны, прежде всего саму власть.
     Нельзя не отметить, что коррупция дискредитирует Россию на международной арене. Сегодня даже решения российских судов за границей не берутся в расчет именно потому, что чуть ли не всех наших судей там считают коррумпированными. С коррупцией так или иначе связаны многие беды России, начиная от непрекращающегося вывоза капитала и кончая тяжелейшими социальными проблемами, подрывающими авторитет государственной власти.
     В высших эшелонах управления известно об этой болезни, поразившей страну. Еще в декабре 2004 года на заседании коллегии исполнительных органов федеральной власти Южного федерального округа полпред президента Дмитрий Козак, к примеру, заявлял: «Размах коррупции – главное, чем отличается ЮФО от других округов. Ее уровень значительно выше, чем в других регионах. Коррупция процветает в территориальных подразделениях федеральных органов власти, правоохранительной системе. Пышным цветом расцвели хищения бюджетных средств». При этом Д. Козак отметил, что система не будет эффективна до тех пор, «пока не будет последовательной борьбы с поборами и коррупцией». Кстати, по результатам исследования, проведенного независимыми экспертами, субъекты Федерации, входящие в ЮФО, действительно оказались в числе самых коррумпированных в России.
     И в целом Российская Федерация уступает многим странам по результативности борьбы с коррупцией. Ежегодно международная организация «Трансперенси Интернешнл» подводит итоги мониторинга коррумпированности различных стран мира. Ее специалисты по своей единой для всех методике вычисляют индекс коррупции. Полное отсутствие коррупции соответствует значению индекса 10. По мере роста коррумпированности значение показателя падает. Прошлой осенью были обнародованы результаты исследования «Индекс восприятия коррупции-2005». Согласно докладу, уровень коррупции в России такой же, как в Албании, Нигере и Сьерра-Леоне. Российский показатель за 2005 год составил 2,4 против 2,8 годом ранее. Это одно из самых больших падений индекса восприятия коррупции (ИВК) в регионе Европы и Центральной Азии.
     Правда, в большинстве других республик бывшего СССР положение еще хуже. Показатели ИВК у Грузии, Киргизии, Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана ниже российского. У Украины и Белоруссии ИВК составляет 2,6. В Прибалтике ситуация с противодействием коррупции более благополучна (в Эстонии показатель индекса 6,4, в Литве - 4,8, в Латвии – 4,2).
     Наиболее благополучной по уровню коррумпированности, согласно исследованию, является Исландия. На втором месте - Финляндия, на третьем - Новая Зеландия. В десятку наименее коррумпированных стран также вошли Дания, Сингапур, Швеция, Швейцария, Норвегия, Австралия и Австрия. Среди самых коррумпированных стран - Ангола, Эквадор, Нигерия, Гаити, Мьянма, Бангладеш и Чад.
     ЭКСПЕРТЫ отмечают, что после вступления в силу в декабре 2005 года Конвенции ООН по противодействию коррупции в мировом сообществе появилась правовая основа для устойчивого прогресса в противостоянии взяточничеству. Конвенция, как ожидается, ускорит возвращение украденных средств, подтолкнет банковские центры к принятию мер против отмывания денег, позволит государствам преследовать в судебном порядке иностранные компании и граждан, совершивших коррупционные преступления на их территории, запретит подкуп должностных лиц иностранных государств.
     Это, подчеркну еще раз, особенно актуально для России, где коррупция продолжает расти. За последние четыре года ее объем в сфере бизнеса вырос более чем в девять раз - с примерно 33 млрд. до 316 млрд. долларов в год, в то время как средний размер взятки, которую российские бизнесмены дают чиновникам, составил в 2005 году 130 тысяч долларов. Эти цифры исследования «Коррупция в России: динамика и перспективы» Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл – Россия» приводит Би-би-си. Если говорить в относительных цифрах, то объем рынка деловой коррупции рос примерно в четыре раза быстрее, чем доходы федерального бюджета.
     Министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф был вынужден признать угрожающее распространение коррупции, встречаясь с журналистами на Всемирном экономическом форуме в России. По мнению главы МЭРТ, коррупция в основном сосредоточена в средних властных структурах и порождается неэффективностью власти. «Если мы не преодолеем коррупцию, то надеяться на повышение инвестиционной привлекательности страны невозможно», - сказал Г. Греф. Вместе с тем министр подчеркнул, что проблема тяжести наказания за коррупцию должна «коррелировать» с правами собственности. «Нельзя просто говорить о восстановлении конфискации как меры наказания», - отметил он. Г. Греф напомнил, что в 2003 году из российского законодательства была убрана статья о конфискации как о самостоятельной мере наказания. Правда, он считает возможной конфискацию имущества у получателя взятки в крупных размерах, но это должно быть скорее исключением из правил.
     Между тем реальное положение вещей в стране дает основание говорить о том, что без жестких и решительных действий со стороны федеральной власти страна может скатиться к состоянию, угрожающему самому ее существованию и сохранению независимого и защищающего интересы своих граждан государства. Бюрократия, порождающая благоприятную почву для коррупции и саму коррупцию, выросла сегодня до неимоверных размеров и стала серьезным тормозом на пути социально-экономического развития. Коррупция прокладывает путь всей остальной преступности, способствует криминализации власти, устанавливает свои правила игры в государстве и обществе. Не удивительно, что небывало низко упала вера людей в закон и порядок, снижается доверие к основным институтам государственной власти. Из-за коррупционеров разных мастей происходят проникновение иностранного капитала сомнительного происхождения в стратегически важные для страны отрасли, свертывание многих необходимых национальной экономике производств и направлений научных исследований.
     БЕССПОРНО, нельзя быть идеалистом, «кремлевским мечтателем» и предполагать, что мы в короткие сроки покончим с этим явлением. Чиновники, должностные лица всегда брали, берут и, к сожалению, будут брать взятки в той или иной форме. Тем более что власть представляет собой своеобразную форму собственности. Власть – это своего рода товар, имеющий свой прибавочный продукт, свою добавленную стоимость. Проблема в том, какова величина этой прибавочной стоимости и кому она достается – государству или конкретному бюрократу.
     Как представляется, сегодня важнее всего начать борьбу с коррупцией политической, которая открывает возможности для прямого захвата власти организованными преступными силами. Политическая коррупция связана с получением должностными лицами политических выгод, с прорывом во власть и последующим ее использованием для своего обогащения в той или иной форме. Политическая коррупция порождает и коррупцию экономическую.
     Люди зачастую идут во власть через процедуру выборов не ради служения народу, а ради выгоды – опять же для приобретения или передела собственности, реализации корыстных и низменных целей. К сожалению, в России в 90-е годы были невозможны честные выборы (может быть, за каким-то крайне редким исключением). Подкуп, шантаж, запугивание избирателей, предвыборные обещания кандидатов тем, кто оказывал поддержку на выборах, административный ресурс, лоббизм – все эти проявления политической коррупции активно использовались ради победы на выборах.
     Сегодня поэтому важно решить чрезвычайно злободневную задачу, а именно - побороть политическую коррупцию, создать новые правовые механизмы, фильтры, для того чтобы не допускать совсем уж нечестных и беспринципных людей во власть. Для борьбы с коррупцией нужна какая-то критическая масса порядочных людей во власти. Она бы потом уже и возглавила на втором этапе борьбу со взяточниками. Именно этой группе придется вести борьбу на двух фронтах: и с коррупцией политической, и с коррупцией экономической.
     ЗАЛОГАМИ успеха в этой борьбе могут стать четкая и бескомпромиссная политика по наведению порядка во всех властных структурах, повышение личной ответственности политиков и чиновников за результаты их деятельности, четкое определение полномочий, контроль над доходами чиновников и представителей политической элиты, невзирая на лица. До суда должны доводиться все дела, связанные с незаконной приватизацией в 90-е годы, хищением государственного имущества, нанесением урона обороноспособности страны, без оглядки на мнение других государств и международных организаций, которые на деле показали себя отнюдь не сторонниками правопорядка. Отдельные отрасли промышленности, на которых зиждется национальное могущество и которые больше всего страдают от действий коррупционеров разных рангов, должны быть поставлены под цивилизованный контроль государства. Это касается не только предприятий оборонной промышленности.
     Если мы хотим восстановить экономику, обороноспособность, правопорядок, веру людей в государство, то не сможем обойтись без самых радикальных мер. Полумеры, как показали прошедшие годы, уже не помогут. Окно возможностей для искоренения коррупции, увы, может закрыться, если не приступить в ближайшее время к «зачистке» экономического и политического полей страны. Представляется, что четкая и внятная позиция в этом вопросе найдет понимание и поддержку у населения и правоохранительных органов, честные сотрудники которых как никто другой осознают опасность дальнейшей криминализации общественных отношений, распространения коррупции.
     ПОЧЕМУ коррупция как феномен бюрократической жизни столь сильна и жизнеспособна? Почему она обладает огромнейшей мощью, которая, по оценкам экспертов, превосходит по ряду показателей мощь государства? Сила коррупции заключается прежде всего в том, что она имеет возможность использовать в своих узкокорыстных интересах возможности аппарата самого государства, его административных органов. Кроме того, ее союзниками выступают криминальные структуры, организованная преступность. И, наконец, коррупция опирается на теневую экономику, которая, кстати, охватывает сегодня не менее половины нашей реальной экономики.
     Серьезным подспорьем для коррупции служат также несовершенство и противоречивость нормативно-правовой базы в стране. Попытки же привести российское антикоррупционное законодательство в соответствие с международными стандартами встречают ожесточенное скрытое противодействие, в том числе и в высших структурах законодательной власти. Крайне медленно вносятся необходимые поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, в законы «О государственной службе» и «О противодействии легализации доходов, нажитых преступным путем», несмотря на очевидную необходимость для страны пресечь коррупцию, в том числе в судебной сфере. По некоторым оценкам, в Госдуме провалилось уже восемь попыток принятия антикоррупционных нормативных актов. Весной 2005 года была предпринята девятая, которая также далека от практической реализации, несмотря на усилия думской комиссии по противодействию коррупции.
     Известно и то, с какими трудностями столкнулась ратификация подписанной Россией еще в 2003 году европейской конвенции по борьбе с продажностью госслужащих. Да и с ратификацией в Госдуме Конвенции ООН против коррупции, подписанной Россией в Мексике еще 9 декабря 2003 года, налицо задержка…
     В БОРЬБЕ с коррупцией – этим врагом страны № 1 - могло бы помочь гражданское общество, но, к сожалению, в России оно крайне слабо, а перспективы его становления туманны. Остается уповать на само государство, на политическую волю его представителей. Конечно, коррупцию в России не удастся победить одним ударом. Эта социальная болезнь слишком запущена, да и за годы «реформ» россияне свыклись с коррупцией как с неизбежным и неистребимым злом. Между тем снимать этот нарост со всей системы общественных отношений нужно решительно, но хирургически точно, дабы избежать ее дестабилизации и ненужных потрясений.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex