на главную страницу

13 Января 2006 года

Планета людей

Пятница

Мы искренне хотим сотрудничать с вами

На вопросы «Красной звезды» отвечает атташе по вопросам обороны – военно-воздушный атташе при посольстве Великобритании в России бригадный генерал авиации Энди ВЕРДОН

Капитан 2 ранга Сергей ВАСИЛЬЕВ, капитан-лейтенант Сергей МАНЮК. Фото Сергея ВАСИЛЬЕВА.



     
Наша справка

     Энди Вердон родился в семье военных. Окончил Портсмутскую школу и Технологический университет Лафборо. В 1971 году стал курсантом Королевского военно-воздушного училища. Обучался в Королевском военно-воздушном штабном колледже в Брекнелле. В первую войну в Персидском заливе был инженером вертолетных сил обеспечения ВМС и ВВС. В 1994 году стал заместителем начальника вновь сформированной общевойсковой службы военного вертолетного обеспечения. В 1997 – 2003 годах работал в министерстве обороны. Затем прошел подготовку по русскому языку. В сентябре 2005 года назначен атташе по вопросам обороны – военно-воздушным атташе при посольстве Великобритании в Москве. Женат. Увлекается лыжами, парусным спортом, подводным плаванием, интересуется русской историей и любит играть на банджо.
     


     - Ежегодно в День поминовения кто-то из Великобритании обязательно посещает в Североморске могилы британских летчиков, погибших в Кольском Заполярье в годы Второй мировой войны…
     - Это действительно так, потому что для нас это очень важно. Как вы, вероятно, знаете, День поминовения погибших во всех войнах отмечается с 1919 года – годовщины объявления перемирия в Первой мировой войне, которое вступило в силу в 11 часов 11 ноября 1918 года, и проводится в странах Британского Содружества ежегодно. Хочу сказать, что во время Второй мировой войны мой отец был офицером британских ВМС и много раз в составе арктических конвоев, доставлявших грузы по ленд-лизу воюющей Красной Армии, приходил в Мурманск и Архангельск. Он мне рассказывал, что это было очень опасно. Поэтому у себя в Англии мы считаем важным помнить все, что связано с тем тяжелым для наших народов временем.
     - Великобритания не планирует перезахоронить останки своих граждан, нашедших вечный покой в заполярной земле, на их родине?
     - Насколько я знаю, нет. По нашей традиции могила британца должна быть там, где он принял последний бой.
     - В прошлом году Великобритания широко отметила 200-летие Трафальгарской битвы. В праздновании этой исторической даты участвовали и российские моряки-североморцы…
     - Сотрудничество между нашими военно-морскими флотами чрезвычайно важно. К счастью, «холодная война» закончилась и мы сейчас друзья, между которыми не стоит никаких проблем. Мы искренне хотим сотрудничать с вами, чтобы сделать современный мир лучше и безопасней. И я верю, что отношения между вашим Президентом Владимиром Путиным и премьер-министром Тони Блэром – это также очень важная вещь. В прошлом году они встречались в Лондоне и встреча прошла очень успешно. А в знак нашего доверия российскому народу вашему президенту показали самый секретный британский объект под названием «Кобра», откуда наше правительство управляет государством в случае чрезвычайных обстоятельств. Я думаю, что этим фактом Тони Блэр как бы сказал Владимиру Путину: «Мы, британцы, доверяем вам и хотим быть вашими друзьями». Двадцать лет назад, конечно, о таком нельзя было даже и подумать. Но сегодня, поверьте, это нормально. И участие российских моряков в торжествах, посвященных 200-летию Трафальгарской битвы, еще одно тому подтверждение.
     - Североморцы не затерялись на общем фоне достаточно солидного количества представителей иностранных ВМС – участников международного морского парада в честь юбилея Трафальгарской битвы и традиционного «Фестиваля моря»?
     - Я думаю, российский корабль и его профессионально подготовленный экипаж проделали на портсмутском рейде Спитхед отличную работу. После морского парада очень много иностранных кораблей мы пригласили на международный «Фестиваль моря», и одним из них был большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко» Северного флота. На мой взгляд, это стало ярким подтверждением хороших отношений между российскими и британскими военно-морскими силами, которые можно расценить как добрые связи между Великобританией и Россией в целом. При этом добавлю, что «Адмирал Левченко» великолепно выполнил задачу по представлению британцам лучших черт России, ее народа: доброжелательность, дружелюбие и гостеприимство. А еще ваш «противолодочник», и это не только мое мнение, был одним из самых популярных во время посещения иностранных кораблей местным населением и многочисленными гостями Портсмута.
     - Перед заходом в Портсмут экипаж «Адмирала Левченко» успешно, по оценке британского контр-адмирала Адриана Джонса, зарекомендовал себя в ходе международного учения «ФРУКУС-2005», проходившего у побережья Франции. В этом году хозяйкой «ФРУКУС-2006» выступит Великобритания. Что-то известно о планах предстоящих совместных маневров?
     - Предварительная подготовка учений «ФРУКУС-2006» уже началась. В октябре в Великобритании состоялось первое заседание, посвященное как раз вопросам планирования. И оно прошло, на наш взгляд, успешно. Очень важно насчет «ФРУКУСа» отметить, что, проводя ежегодно аналогичные учения, мы решаем различные, с каждым разом все более трудные задачи. Поэтому, когда придет пора взаимодействовать на океанских коммуникациях по реальным проблемам, нам всем будет уже гораздо легче. Кстати, одной из целей «ФРУКУСа» также является укрепление сотрудничества между нашими военно-морскими силами. И я уверен, оно проходит хорошо.
     - Как известно, в 1998 году между королевскими ВМС и ВМФ России был подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в военно-морской области. Что качественно изменилось за это время в сотрудничестве между российскими и британскими военными моряками?
     - Меморандум о взаимопонимании является очень гибким документом. В 2004 году состоялась встреча представителей штабов ВМФ России и ВМС Великобритании, в ходе которой участники совещания согласились, что настоящая версия документа дает всем нам достаточно гибкости, для того чтобы успешно работать вместе. И поэтому решили, что не нужно редактировать меморандум. Говоря же об углублении наших взаимоотношений в военно-морской области, я думаю, надо отметить тот факт, что если раньше мы проводили исключительно двусторонние переговоры, военные игры, то сейчас ВМС Великобритании и ВМФ России, в частности, Северный флот, участвуют в реальных совместных учениях в море. Таким образом, мы перешли от теории к практике, ведь только благодаря последней можно понять, в какой области военно-морского взаимодействия у нас еще остались неразрешенные вопросы.
     - Как лично вы оцениваете нынешнее состояние российско-британских отношений в военной сфере? Каковы планы на перспективу?
     - У нас, я считаю, уже сложившиеся отличные и доверительные отношения между российским ВМФ и королевскими ВМС. Что само по себе очень важно. Но мы хотели бы достичь такого же сближения во взаимоотношениях между российскими и британскими сухопутными войсками, а также военно-воздушными силами, что позволило бы нам – и мы хотим этого – сотрудничать в рамках миротворческих операций. Кстати, совместная работа российских и британских моряков по спасению подводного аппарата «АС-28» на Камчатке показала, что мы можем действовать вместе на море. Поэтому теперь, на мой взгляд, обе стороны должны доказать, что еще способны к совместной работе и партнерству на суше и в воздухе.
     - В 1996 году военные ведомства России, Норвегии и США подписали Декларацию о сотрудничестве в военной области по вопросам окружающей среды в Арктике – так называемую «Программу АМЕК». Несколько лет назад к участию в АМЕК присоединилась и Великобритания. Более того, она инвестирует утилизационные программы на мурманском «Атомфлоте» и снежногорском судоремонтном заводе «Нерпа», где в мае прошлого года побывал его королевское высочество принц Эндрю, и предоставила оборудование для переработки отработанного ядерного топлива из реакторов субмарин на судоремонтный завод в городе Полярный. Чем вызвано такое внимание британцев к этой проблеме?
     - Как и Россия, Великобритания является представителем «большой восьмерки». В рамках программы глобального партнерства «большой восьмерки» в течение десяти лет выделяется более 10 миллиардов долларов, чтобы попытаться решить некоторые из российских проблем в области ядерного и химического наследия, оставшегося от бывшего СССР. Британия относится очень серьезно к своим обязательствам члена «большой восьмерки», и мы также решили потратить 750 миллионов долларов на «Программу АМЕК». Мы участвуем в разработке решений на транспортировку ваших списанных подводных лодок на судоремонтные предприятия, где они будут утилизированы, работаем над другими проектами в области экологической и радиационной безопасности на северо-западе России. Например, финансируем реабилитацию хранилища отработанного ядерного топлива – бывшей технической базы Северного флота. Зачем это нам, британцам, нужно? Мы считаем, что охрана окружающей среды – это дело каждого взрослого человека, которому небезразлична судьба будущих поколений. И поэтому контролируем состояние экологии для наших детей.
     - Несколько лет назад во время визита подводной лодки «Вологда» Северного флота в военно-морскую базу королевского подплава Фаслейн у российских подводников поинтересовались, как они относятся к использованию Северного морского пути в качестве международной трансокеанской магистрали. Если в Англии есть такой интерес, то возникает вопрос: а кем она видит себя на российской морской трассе в Арктике?
     - Это трудный вопрос. Меня впервые об этом спрашивают. Но я отвечу. Если Северный морской путь является экономически выгодным, то он, несомненно, будет очень интересовать Великобританию. Однако отрицательная сторона вообще пристального интереса к Северному пути с чьей бы то ни было стороны, на мой взгляд, означает увеличение человеческой производственной деятельности в Арктике, что, несомненно, как следствие вызовет более интенсивное таяние арктических льдов. И тогда глобальное потепление станет еще большей проблемой, чем сейчас. В таком случае, я думаю, Великобритания предпочтет бороться с проблемами глобального потепления. Но, если Северный морской путь по-прежнему будет открыт, мы, конечно, хотели бы им пользоваться. Однако, на мой взгляд, все же лучше, чтобы Арктика дольше оставалась в своем первозданном виде.
     - Спасибо за беседу!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex