на главную страницу

14 Января 2006 года

Физподготовка

Суббота

Где ты, силушка солдатская?

Владимир ЕВДОМАШКИН, «Красная звезда».



Опыт последних двух лет, в ходе которых в войсках Северо-Кавказского военного округа реализуется Федеральная целевая программа «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей на 2004 — 2007 годы», показывает, что довольно часто справедливую критику командиров частей и военных комиссаров вызывает физическое здоровье и спортивная подготовка волонтеров. О том, какие требования в этом плане предъявляются к поступающим на военную службу по контракту, что собой представляет программа физического развития солдат и сержантов-контрактников и какие препоны необходимо преодолеть для ее выполнения, рассказывает начальник физической подготовки войск СКВО, кандидат педагогических наук, профессор полковник Алексей ОБВИНЦЕВ.


     - Алексей Анатольевич, какими физическими данными нужно обладать, чтобы быть принятым на военную службу по контракту?

     - Прежде всего – здоровым, желательно – имеющим разряд в том или ином виде спорта или на худой конец способным выполнить самые обычные нормативы, рассчитанные на выпускника средней школы. Отбор кандидатов производится строго в соответствии с требованиями приказа министра обороны
     № 500 от 1999 года. Для этого в военных комиссариатах и непосредственно в воинских частях и соединениях СКВО созданы специальные постоянно действующие комиссии.
     Разумеется, подход к каждому претенденту сугубо индивидуальный. Многое зависит от того, какой род войск избрал для себя желающий служить в Вооруженных Силах России по контракту. Увы, не всегда желания совпадают с возможностями кандидата. Ведь, скажем, в подразделениях ВДВ или специального назначения первоначальные требования к уровню физической подготовки значительно выше по сравнению с теми же мотострелками. для отдельных граждан они могут вызывать существенные затруднения. С другой стороны, абы кто армии просто не нужен.

     - Существует ли специфика физической подготовки, свойственная только войскам СКВО?

     - Конечно. Части и соединения нашего округа нередко выполняют задачи в довольно сложных условиях горно-лесистой местности. В данном случае, кроме довольно высокого уровня развития основных физических качеств, никак не обойтись без специальной подготовки, развивающей военно-прикладные двигательные навыки. Именно в этих целях нами разработаны новые программы боевой подготовки войск. Физическая подготовка, как одна из важных составляющих боевой, претерпела заметные изменения. Например, на второй план отодвинута гимнастическая направленность занятий. В основу же легли упражнения, развивающие прежде всего силу, выносливость, быстроту реакции. Особое отношение мы уделяем овладению навыками армейского рукопашного боя и умению грамотного, экономящего силы преодоления различных препятствий.
     Само собой разумеется, к профессионалам-контрактникам предъявляются совсем иные требования в сравнении с военнослужащими по призыву.

     - Какие меры необходимо предпринять для достижения должного уровня физической подготовленности военнослужащих частей СКВО, переводимых на контрактную основу?

     - На мой взгляд, необходимо решить ряд следующих первостепенных задач.
     Во-первых, обеспечить более качественный отбор кандидатов на военную службу в военных комиссариатах и непосредственно в воинских частях. Во-вторых, надо значительно повысить требования к офицерам-специалистам, отвечающим за различные формы физической подготовки в воинских частях. И, наконец, самое главное – необходимо разрешить весьма проблемные вопросы, связанные с обеспечением учебной материальной базы (УМБ) для полноценных занятий физической подготовкой и спортом. Причем проблемы, связанные с созданием и развитием УМБ, желательно решать не по остаточному принципу.
     При расчете материальных средств считаю целесообразным учитывать не только численный состав той или иной части, но и требования по уровням подготовки для каждой группы воинских специальностей, беря в расчет средства физической подготовки в зависимости от военно-профессионального предназначения. Затем будет нелишним четко определять бюджет времени по разделам физподготовки в рамках, отведенных Наставлением по физической подготовке.
     По всей видимости, для более эффективного и качественного проведения различных видов физических занятий будет целесообразным привлечь к этой теме специалистов Научно-исследовательского центра Военного института физической культуры. Ведь задачи, стоящие перед воинскими частями, и природно-климатические условия в местах их дислокации различны. Поэтому единый подход к планированию и строительству УМБ, скажем, в мотострелковой дивизии, развернутой в Волгограде, и в горной бригаде, дислоцированной в Дагестане, был бы ошибочным.
     А что мы имеем на деле? Проектно-сметная документация по переводу частей на контрактную основу была составлена без согласования со Спортивным комитетом ВС РФ, без учета мнений специалистов, отвечающих за физическую подготовку и спорт округов. В результате мы получили типовые комплекты спортивного инвентаря, приспособленные опять-таки для типовых помещений в общежитиях, по своим размерам никак не пригодных для занятий физическими упражнениями. В лучшем случае, если сильно повезло, в части планируется строительство спортивного зала. Никакой речи о сметном планировании полос препятствий, гимнастических городков, площадок для рукопашного боя, а тем более стадиона и игровых площадок не идет.
     Военно-проектные организации руководствуются своими нормативными документами, имеющими отдаленное представление о нормах, определенных Наставлением по физической подготовке и спорту 2001 года. Такой порядок дел вынуждает командира части осознанно идти на финансовые нарушения, а военнослужащим вместо повышения своего профессионального уровня приходится своими руками создавать свое «светлое будущее» – самостоятельно строить объекты УМБ.
     Таким образом, несогласованность на этапе планирования мероприятий по исполнению решения правительства РФ от 21 ноября 2002 года № 43 о разработке федеральной программы перехода на контрактный принцип комплектования личным составом привела к тому, что реализация ФЦП не в полном объеме решает проблемы создания должной спортивной учебно-материальной базы, способствующей подготовке военнослужащих-профессионалов. Один из немногих документов, позволяющих буквально выпрашивать денежные средства со статей расходов, выделенных на боевую подготовку, – это приказ Минобороны РФ № 222 от 23 июля 2004 года «Об утверждении руководства по войсковому хозяйству ВС РФ». Но и он не в полном объеме позволяет решить имеющуюся проблему.
     Вместе с тем считаю необходимым отметить тот факт, что перевод частей нашего округа на комплектование военнослужащими-контрактниками, уже сегодня дает положительные результаты. Уровень физической подготовленности военнослужащих значительно возрос. Об этом свидетельствуют результаты проверки комиссией Спортивного комитета ВС РФ, проведенной в текущем году. Тогда состояние физической подготовки военнослужащих-контрактников СКВО было оценено на «хорошо».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex