на главную страницу

14 Января 2006 года

Оружие России

Суббота

Второе дыхание Глонасса

Андрей ГАРАВСКИЙ.



Завершившийся 2005 год стал достаточно успешным для многострадальной отечественной глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. В самом конце года - 25 декабря со стартового комплекса пл. 81 космодрома Байконур расчетами Космических войск и Федерального космического агентства успешно проведен запуск ракеты-носителя (РН) «Протон-К» с тремя космическими аппаратами ГЛОНАСС. В настоящее время все три КА работают в штатном режиме. Управление их полетом осуществляется с командного пункта, расположенного в подмосковном Краснознаменске. Таким образом, количество навигационных КА в орбитальной группировке доведено до 17 единиц.


     Напомним, что для полноценного функционирования отечественной навигационной системы на орбите должно находиться 24 спутника или как минимум 18. Поручение о восстановлении функционирования ГЛОНАСС к 2007 году Президент России Владимир Путин дал во время июньского посещения космодрома Байконур. Как видим, Федеральное космическое агентство (Роскосмос) выполняет распоряжение Владимира Путина с опережением графика. Это стало возможным благодаря тому, что Правительством РФ была дополнительно профинансирована программа создания системы ГЛОНАСС. После того как заместитель председателя Правительства РФ - министр обороны Сергей Иванов доложил Владимиру Путину об успешном запуске трех новых спутников для навигационной системы, Президент России дал очередное поручение правительству «создать систему ГЛОНАСС в более короткие сроки, чем как первоначально планировалось к 2008 году».
     Владимир Путин заявил, что возможности для ускоренного наращивания группировки ГЛОНАСС есть, и призвал правительство подумать, что можно для этого сделать в 2006 и 2007 годах. При этом В. Путин подчеркнул, что спутниковую группировку нужно запускать в коммерческое использование, уже сейчас предусмотреть, кто и в каких объемах будет пользоваться ее услугами.
     Президент отметил, что некоторые предприятия и целые регионы уже сейчас заключают контракты с американской GPS. «Нужно быстрее вводить собственную группировку и получать от нее коммерческую отдачу», - заявил В. Путин. Эта система, в которую входят спутники двойного назначения, открывает много возможностей для пограничников, для охраны биоресурсов, для авиации, Космических войск, транспорта, для бытовых потребителей. Безусловно, внедрение системы ГЛОНАСС даст большой толчок развитию экономики страны.
     В свою очередь, Сергей Иванов доложил президенту о том, что уже в 2006 году Роскосмос начнет устанавливать приемную аппаратуру для взаимодействия со спутниками системы ГЛОНАСС на технике, транспортных средствах, морском транспорте.
     В то же время глава Федерального космического агентства Анатолий Перминов сообщил, что Роскосмос и Роспром сегодня активно обсуждают перспективы внедрения на транспорте навигационной аппаратуры ГЛОНАСС. Он напомнил, что в соответствии с решением правительства с начала 2006 года все новые транспортные средства в стране, включая автомобили, самолеты, вертолеты, морские и речные суда, должны оснащаться аппаратурой ГЛОНАСС. До 2009 года приемниками системы должны быть оборудованы все транспортные средства, уже находящиеся в эксплуатации.
     А. Перминов при этом признал, что пока отсутствует необходимое количество «конкурентоспособных отечественных приемников системы ГЛОНАСС. Поэтому есть опасность, что к тому времени, когда космический сегмент ГЛОНАСС будет развернут в полном объеме, на рынке не будет необходимого количества отечественных конкурентоспособных приемников глобальной спутниковой навигации.
     Напомним, что запуск первого спутника по программе ГЛОНАСС состоялся 12 октября 1982 года, а система была официально принята в эксплуатацию 24 сентября 1993 года. Космическая навигационная система ГЛОНАСС предназначена для оперативного, глобального обеспечения навигационной информацией и сигналами точного времени различного класса потребителей (морских, воздушных, наземных, космических) различной ведомственной принадлежности (военные и гражданские).
     Спутники семейства ГЛОНАСС для отечественной глобальной навигационной спутниковой системы были спроектированы в конструкторском бюро НПО прикладной механики (НПО ПМ) в г. Красноярск-26 (Железногорск). До начала 1990-х гг. производство аппаратов ГЛОНАСС велось производственным объединением «Полет» (г. Омск) по конструкторской документации и под авторским наблюдением НПО ПМ. Затем в силу экономических причин головное предприятие вернулось к практике самостоятельного изготовления своих аппаратов, и все модернизированные спутники системы ГЛОНАСС отныне производятся только заводом НПО ПМ.
     В настоящий момент эксплуатируются КА Глонасс двух модификаций - собственно Глонасс и спутники модифицированной серии Глонасс-М, первый из которых был запущен в декабре 2003 г. Эти два аппарата основаны на сходных проектно-конструкторских решениях и на общей космической платформе герметичного исполнения. Основные изменения свелись, прежде всего, к модификации антенно-фидерного устройства, увеличению проектного срока активного существования до 7 лет и введению второй навигационной частоты для гражданских пользователей.
     Перспективный КА «Глонасс-К» - аппарат принципиально новой конструкции, основанный на негерметичной платформе, унифицированной по основным показателям с платформой НПО ПМ «Экспресс-1000», и относящийся к классу малых космических аппаратов. Аппараты «Глонасс-К» существенно легче своих предшественников, что обеспечивает значительную экономию затрат на их доставку на орбиту и расширяет диапазон используемых средств выведения. Расчетный срок активного существования увеличен до 10-12 лет. Введена также третья «гражданская» частота L-диапазона. Испытания КА «Глонасс-К» начнутся в 2007 г.
     Как планируется, последующие запуски в 2006 г. и 2007 г. должны развернуть обновленную орбитальную группировку и восстановить ее основные эксплуатационные характеристики (снижение количества КА произошло в период 1996 - 2001 г. из-за существенного сокращения финансирования космических программ).
     Наличие четырех КА «Глонасс-М» позволит подтвердить более высокие заданные характеристики и поддержит (в дополнение к 13 КА «Глонасс») навигационное поле для существующих потребителей.
     О важности системы ГЛОНАСС для Вооруженных Сил России и говорить не приходится. Без нее мы рискуем потерять навигационную независимость России. Работа ряда систем высокоточного оружия, истребителей, боевых вертолетов, подразделений, использующих навигационные приемники, по сути, если не заработает в полном объеме ГЛОНАСС, будет зависеть от заокеанского рубильника. Напомним, что в планах Министерства обороны РФ как можно скорее оснастить военных навигационными приемниками, способными принимать сигналы глобальной навигационной спутниковой системы. Особенно они необходимы командирам взводного и ротного звена для ведения современного эффективного боя. Более того, в снаряжении нашего солдата XXI века навигационный приемник станет важной неотъемлемой частью. С той лишь оговоркой, что на орбите будут работать хотя бы 18 Глонассов.
     Между тем наши конкуренты из года в год наращивают усилия в этом направлении. Объявлено о модернизации американской глобальной навигационной системы NAVSTAR – GPS, а в Европе создают свою систему «Галилео», которая до 2008 года, как планируется, составит до 30 спутников. Не стоит забывать, что США в любой момент могут отключить NAVSTAR для российских пользователей.
     Что касается гражданского применения нашей навигационной системы, то по прогнозам специалистов, в ближайшие 10 – 15 лет приемники сигналов навигационных систем получат широчайшее невоенное применение, они будут использоваться не только в автомобилях, но и в наручных часах, сотовых телефонах. Это огромный рынок, ежегодный объем которого в мире достигает 30 млрд. долларов. Россия, уже вложившая огромные деньги в проект, не имеет права терять его.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex