на главную страницу

17 Января 2006 года

Армия и общество

Вторник

«Бензиновый голод» в нефтяной стране?

Игорь КОРОЛЕВ.



     Предновогодние опасения автомобилистов по поводу скачка цен на бензин после праздничной декады оказались, по крайней мере пока, необоснованными. Но успокаиваться «автомобильному народу» все же рано, хотя крупные нефтяные компании, владеющие основными нефтеперерабатывающими заводами, вроде бы не собираются повышать цены на бензин.
     Вице-президент флагмана российской «нефтянки» - компании «ЛУКОЙЛ» Леонид Федун заявил в прошлую пятницу на пресс-конференции, что «ЛУКОЙЛ» планирует сохранить мораторий на повышение цены на бензин на своих заправках в 2006 году. Видимо, и другие крупные нефтяные компании будут придерживаться достигнутой в сентябре прошлого года договоренности о моратории.
     Однако не все зависит только от нефтяных компаний. По словам Леонида Федуна, насколько долго цены будут удерживаться на текущем уровне, зависит от того, насколько быстро правительство разработает комплекс мер по дифференциации налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), и от того, примут ли их в быстром темпе депутаты Государственной Думы. Речь идет о том, чтобы «отвязать» налог на добычу полезных ископаемых от мировых цен на нефть и зафиксировать его на определенном уровне, коррелируя в зависимости от уровня инфляции в России.
     В сфере ценообразования на нефтепродукты складывается в общем-то странная ситуация. Исполнительная власть, призванная служить обществу, должна быть в первую очередь заинтересована в сдерживании цен. Но это по абстрактным канонам политологии, а на практике… «Повышение цен на бензин плохо для потребителя, а их неповышение плохо с точки зрения Федеральной антимонопольной службы, которая нас уже штрафовала за это в прошлом году», - цитирует Л. Федуна агентство РИА «Новости». «Что же делать в этой ситуации бедному нефтянику?» - задал в связи с этим вопрос вице-президент «ЛУКОЙЛа».
     В высоких кабинетах, судя по сообщениям информационных агентств, вроде бы озаботились ситуацией на топливном рынке, в том числе и качеством бензина. Сообщается, что сейчас обсуждается «Специальный технический регламент о требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам», который будет введен, наверное, уже в 2007 году. Предполагается, что весь продаваемый бензин должен будет соответствовать высоким европейским стандартам.
     Об экологии, разумеется, надо беспокоиться, но хорошо бы не забывать также о рядовом потребителе - миллионах автолюбителей, представителях малого бизнеса, которым может оказаться неподъемным стандарт евро-4. Ведь за год платежеспособность большинства населения вряд ли повысится....
     Россиянина, правда, испугать уже сложно, и выход им будет найден в покупке паленого бензина, которым уже сегодня многие пользуются в стране. Нововведения лишь подтолкнут к увеличению продажи низкокачественного бензина под марками Аи-92 и Аи-95, с чем отечественная правоохранительная система бороться неспособна по известным причинам.
     Те же наши сограждане, что побогаче и могут себе позволить Аи-95, тоже не должны радоваться. Россия приближается к периоду «бензинового голода». Без срочных инвестиций в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов и без строительства новых предприятий на российском рынке бензина в скором времени может возникнуть дефицит. Об этом откровенно было заявлено Леонидом Федуном на упомянутой пресс-конференции. «Если не будут развиваться нефтеперерабатывающие мощности, то возникнет дефицит, и России придется импортировать бензин все больше и больше, чтобы удовлетворить спрос на рынке», - предупредил он. По его оценке, Россия нуждается в дополнительных 4-5 миллионах тонн бензина в год.
     Известно, что чистая прибыль от переработки тонны нефти составляет 82 доллара, в то время как экспорт из России по нефтепроводу дает прибыль в 76 долларов, водным транспортом - 56 долларов, в железнодорожных цистернах - 40 долларов. Это данные Научно-исследовательского и проектного института нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Так что по экономической логике компании, владеющие нефтеперерабатывающими заводами, должны бы стремиться в сферу, приносящую максимальную прибыль.
     Однако налицо тот же российский парадокс: наш бизнес функционирует как-то странно. Кроме нескольких компаний, в том числе «ЛУКОЙЛа», «нефтяные капитаны» модернизировать приватизированные НПЗ не торопятся и тем более не хотят строить новые. Кажется, только «Татнефть» начинает строить завод, способный к глубокой переработке высокосернистой нефти.
     Значит, государство обязано своей налоговой политикой – одним из важнейших инструментов регулирования хозяйственной жизни в условиях рыночной модели экономики – стимулировать, если хотите, заставлять владельцев нефтяных компаний «вкладываться» в нефтепереработку. А может быть, и само государство должно использовать свои золотовалютные резервы и средства Стабфонда для решения этой общенациональной задачи (и проблемы национальной безопасности) – организовать гарантированное обеспечение страны качественным и недорогим бензином, стимулировать переход на дизельное топливо и разработку высокоэкономных автодвигателей.
     Вложение миллиардов нефтедолларов, бесцельно хранимых в иностранных банках, в строительство новых НПЗ, в том числе сети современных мини-заводов во всех регионах, отнюдь не приведет к росту инфляции, чем макроэкономисты постоянно пугают своих оппонентов. В пользу тех же мини-НПЗ говорят экономические расчеты. Для обеспечения рентабельности и повышения эффективности нефтепереработки требуется, чтобы сбыт бензина происходил на расстоянии 200 – 300, максимум 400 километров от места производства нефтепродуктов…
     Видимо, правы те крупные отечественные ученые-экономисты, что предупреждали и продолжают предупреждать о необходимости выработки государством своей долгосрочной промышленной политики. Без системного подхода к регулированию экономических процессов Россия обречена. Угроза «бензинового голода» в нефтяной стране – это уже что-то запредельное.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex