на главную страницу

17 Января 2006 года

Планета людей

Вторник

«Большая восьмерка»:
ответственность и авторитет

Алексей ЛЯЩЕНКО.



Недавнее торжественное открытие на Пушкинской площади Москвы ледяной копии Биг Бена - одного из символов Лондона и появление на Трафальгарской площади британской столицы ледяного храма Василия Блаженного оказались весьма символичными. Москва на протяжении года в буквальном смысле будет мировой столицей, приняв эстафету у Лондона: с 1 января Россия впервые стала председателем «большой восьмерки» - клуба наиболее индустриально развитых мировых держав и неформального «всемирного правительства», в который входят Великобритания, Германия, Канада, Италия, Россия, США, Япония и Франция. Что это значит для России? Какие задачи ставит Москва на время своего председательства и с какими проблемами в их решении она сталкивается?

     
Несомненное преимущество

     Впервые на встречу еще «большой семерки» президента Советского Союза Михаила Горбачева пригласили в 1991 году. Тогда это был символический жест, направленный на поддержку проводимых в СССР реформ. Через несколько месяцев Советского Союза не стало, но группа продолжала приглашать на свои встречи нового президента России Бориса Ельцина. В 1997 году встреча в Денвере уже превратилась, по выражению ее тогдашнего председателя президента США Билла Клинтона, в «саммит восьми». В 2002 году Россию выбрали хозяйкой саммита 2006 года.
     Непосредственно в России пройдут два заседания «восьмерки», на которых она будет «рулить». Первое – на министерском уровне в феврале в Москве, а второе - встреча на высшем уровне - в июле в Санкт-Петербурге.
     При этом сегодня Россия входит только в политическую часть «восьмерки». Это означает, что Москва не участвует в совещаниях министров финансов и руководителей национальных банков этого клуба, на которых обсуждаются вопросы изменения курсов валют, стратегия финансового развития и другие насущные проблемы.
     Для того чтобы Россия стала полноценным и полноправным участником, необходимо выполнение нескольких задач. Например, рассчитаться по внешним долгам с Парижским клубом кредиторов. Сегодня эти долги большей частью, причем досрочно, Россией погашены. Осталось, по заявлениям российских финансистов, порядка 28 миллиардов долларов. В 2006 году правительство готово предложить к досрочному погашению еще 10 миллиардов долларов. Так что этот вопрос решается. Помимо этого, конечно, важны и другие аспекты деятельности государства: от отвечающей определенному уровню основных макроэкономических показателей экономики до внутриполитической ситуации в стране и ее имиджа на мировой арене.
     Несмотря на периодически возникающие некоторые сложности взаимопонимания по этим позициям с иностранными партнерами, Россия явно «прибавляет». «Я вижу, что сегодня складываются реальные возможности вступления России в полный формат финансовой «восьмерки», - заявил накануне вступления России в права председателя «восьмерки» директор-распорядитель Международного валютного фонда Родриго де Рато. - И первым серьезным шагом для этого будет председательство России. Это прекрасный шанс показать, что она способна на лидерство, на решение целого ряда вопросов в интересах страны». Именно так, напомнил де Рато, состоялось вступление в клуб Италии и Канады.
     Собственно же для Москвы начавшееся председательство - несомненное преимущество: именно Россия формирует систему приоритетов «восьмерки» на 2006 год. В 2005 году при председательстве Великобритании приоритетами этого клуба при прочих насущных вопросах были выбраны борьба с глобальной бедностью и решение проблем климатических изменений на планете (Россия ратифицировала Киотский протокол и взяла на себя обязательства о списании долгов беднейшим странам). На саммите «большой восьмерки» в Шотландии в июле 2005 года Владимир Путин заявил, что председательство России пройдет под знаком «энергетической безопасности», другими его приоритетами станут вопросы миграции, образования и инфекционных болезней.
     
«Газовая Саудовская Аравия»

     Западные наблюдатели отмечают, что при российском председательстве тема энергетической безопасности приобретает особенный смысл. Россия – единственная страна «восьмерки», которая является крупным поставщиком нефти и газа и обладает большими запасами этих природных богатств. Запасы нефти в России составляют не менее 72 млрд. барр., а газа – около 50 трлн. куб. м. Газовые запасы России крупнейшие в мире, что позволяет экспертам называть нашу страну своего рода «газовой Саудовской Аравией». Что касается разведанных нефтяных запасов, то Россия и здесь вне конкуренции - после Ближнего Востока и Венесуэлы. В день она добывает около 9,3 млн. баррелей нефти и 1,6 млрд. кубометров газа. Наша страна обеспечивает нефтью и газом мировые рынки (только Европа треть своих потребностей в нефтепродуктах покрывает за счет российской нефти) и может увеличить свои поставки в будущем.
     «Россия постоянно наращивает производство нефти и газа и увеличивает свои поставки на мировые рынки, помогая всей мировой экономике, в том числе и европейской, нормально и прогнозируемо развиваться, удерживая цены хотя бы на том уровне, на котором они сегодня находятся, для участников экономической деятельности и бытовых потребителей. И если бы не было этого вклада России в общие энергетические усилия, то цены были бы еще выше. Поэтому мы считаем, что как Россия, так и Евросоюз конечно же заинтересованы в развитии энергодиалога», - эти слова Владимира Путина стали программными для председательства в «восьмерке». Россия может стать гарантом энергетической безопасности не только для Европы, но и для Азии, которая еще в большей степени заинтересована в российских энергоресурсах, и даже для США, энергодиалог с которыми в 2004 – 2005 годах также активно и очевидно развивался.
     Однако для официальной Москвы чрезвычайно важно, что «торговля идет на международных площадках, по международным правилам». Россия, как считает Владимир Путин, должна объединить усилия с другими странами для решения основных стратегических задач. «Прежде всего это надежное обеспечение мировой экономики традиционными видами топлива. Причем на условиях, приемлемых как для государств-производителей, так и для потребителей, – полагает президент. – Второе - это диверсификация и безопасность энергоснабжения, в том числе антитеррористическая. А также развитие атомной энергетики, энергосбережения, поиск прорывных технологий и перспективных экологически чистых источников энергоресурсов». Участие России в этой работе, по мнению Владимира Путина, необходимо для того, чтобы она стала лидером в мировой энергетике: «Оттого, какое место мы займем в глобальном энергетическом контексте, прямо зависит благополучие России и в настоящем, и будущем».
     Однако, очевидно, далеко не все согласны с тем, чтобы Россия крепла и на равных участвовала в мировой политике. Многих такое заметное положение Москвы сильно раздражает.
     
«Политическое оружие»

     Разразившийся перед Новым годом и закончившийся уже в 2006-м «газовый спор» двух хозяйствующих субъектов России и Украины оказался еще одной лакмусовой бумажкой для Москвы в плане восприятия на Западе любых действий нашей страны по защите своих интересов. России впервые удалось использовать свои очевидные преимущества в энергоресурсной сфере и буквально в течение недели превратиться в ключевого игрока мировой политики. И Москва тут же получила «выговор» от США, которые устами госсекретаря Кондолизы Райс «заклеймили» ее за «поведение, не соответствующее тому, которое следует ожидать от ответственного члена «большой восьмерки». Кондолиза Райс также обвинила Россию в том, что она использует свои энергетические ресурсы в качестве «политического оружия». Однако и Москва, отреагировав на заявления Вашингтона и предупредив о неуместности предвзятых комментариев в США в связи с поставками российского газа на Украину, может вполне справедливо считать очень многие действия, например, США, политическим оружием.
     Тем не менее даже после разрешения энергетического кризиса с Украиной, виновником которого Запад считает исключительно Россию, в западной прессе продолжали проскальзывать заявления, что год начался «символично» и обещанная Россией «энергетическая безопасность на самом деле угрожает всему миру». Общий вывод, к которому подводят западные обозреватели: председательство России в «восьмерке» уже выглядит фарсом.
     Еще в декабре, когда период председательства Великобритании подходил к концу, все комментарии о «восьмерке» свелись к одному – мол, «Россия совершенно недостойна ее возглавить». Американская газета The Wall Street Journal писала, что в 2006 году Россия «может стать головной болью для США». Вашингтон уже назвал и основные темы, по которым председательство России в «восьмерке» для него «остается под вопросом». Среди них – «проблемы с демократией и свободой слова, ужесточение политики в отношении неправительственных организаций, в том числе международных». Вашингтон опять вспомнил «подзабытую» им ситуацию в Чечне и на Северном Кавказе, указывает Москве на «неправильные» отношения с соседями, в частности проамериканскими Украиной и Грузией. Наконец, США не устраивает выбор Россией своих партнеров и союзников. Например, экспорт российского оружия и сотрудничество в атомной сфере с Ираном, укрепление взаимодействия с Узбекистаном, в частности после «событий в Андижане», сотрудничество с Белоруссией, президента которой Александра Лукашенко США называют «последним диктатором в Европе».
     Все это говорит о том, что, похоже, западные партнеры стараются всячески дискредитировать Россию и ее наступившее председательство (раньше в Москве регулярно слышали заявления различных американских конгрессменов о необходимости «просто» исключить Россию из «большой восьмерки»). Однако, как указывает, к примеру, британская газета The Independent, Россия далеко не единственная страна, законодательными мерами запрещающая финансирование внутриполитической деятельности из-за рубежа, которое получают неправительственные организации. В этом от нее не отстают ни США, ни европейские государства. Почему же Россию осуждают за то, что для других стран считается вполне нормальным? Да и «газовый спор» - лишь очередной пример того, как страны, которые некогда объединяло понятие «Запад», — сейчас этот термин обычно расшифровывается как «США и их сателлиты» - без малейшего стеснения прибегают к «двойным стандартам», когда им нужно заклеймить Россию», пишет издание.
     В то же время вопросы к партнерам есть и у Москвы. Взять, например, ситуацию вокруг программы «Глобальное партнерство» (ГП), учрежденной «восьмеркой» на саммите в июне 2002 года в Кананаскисе (Канада) и направленной против распространения оружия массового поражения, его компонентов и средств доставки. Речь шла о выделении странами «восьмерки» до 20 миллиардов долларов в течение ближайших десяти лет. Объявленные суммы финансирования ГП до 2012 г. (в млрд. долл. США): США - 10; Великобритания - 0,75; Канада - 0,65; Япония - 0,2. Германия пообещала 1,5 млрд. евро, Италия – миллиард, Франция - 0,75 млрд., Евросоюз – 1 миллиард евро. В 2003 году к ГП официально присоединились Нидерланды, Норвегия, Польша, Швейцария, Швеция, Финляндия. К саммиту «восьмерки» в США на острове Си-Айленд в 2004 году о присоединении к ГП в качестве доноров заявили Австралия, Бельгия, Чехия, Дания, Ирландия, Южная Корея, Новая Зеландия.
     Многие из этих государств действительно оказывают России помощь в утилизации, в частности, выведенных из боевого состава ВМФ России, атомных подводных лодок и химического оружия, с ними были заключены соответствующие межгосударственные соглашения. И сотрудничество в рамках «Глобального партнерства», очевидно, приносит России свои плоды. Но Запад выполняет далеко не все свои обязательства. Да и те, что выполняет, нередко увязывает, например, с двусторонними отношениями или предъявляет какие-то политические требования. Особенно часто это имеет место, например, в отношениях в этой сфере с США.
     
Партнерство неизбежно

     Однако в других странах «восьмерки» многие политики до сих пор считают правильным то решение, в результате которого Россия в свое время и стала членом этой организации: работать с ней ради того, чем наша страна может стать в будущем. И для немалого числа людей в Западной Европе становится ясно, что на фоне все более усиливающихся позиций России как ключевого поставщика энергоресурсов, с учетом огромных российских запасов нефти и газа, партнерство с ней неизбежно. Не будем забывать, что Россия - одна из крупнейших ядерных держав мира, обладающая весомым потенциалом в других сферах. И обсуждать без России эти вопросы по меньшей мере странно. Тем более что мир, очевидно, все больше требует единения перед новыми вызовами и угрозами – терроризмом, организованной преступностью, стихийными бедствиями, инфекционными болезнями. От «восьмерки» ждут кардинальных решений и изменения сложившейся ситуации в этих сферах в планетарном масштабе. Очевидно, что эти вопросы будут на повестке дня и в год российского председательства.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex