на главную страницу

18 Января 2006 года

Планета людей

Среда

Осторожно – экстремизм!



Недавний дикий случай нападения на молящихся людей в одной из московских синагог вновь привлек внимание российской общественности к теме экстремизма, религиозной и национальной нетерпимости. Неважно, какова истинная подоплека столичных событий – хулиганская выходка члена экстремистской группы, поступок душевнобольного или просто неуравновешенного человека либо же хорошо спланированная провокация, как заранее срежиссированные марши молодчиков со свастикой на рукаве перед телекамерами в 90-е годы… Ясно, что мы имеем дело с чрезвычайно опасным для многонациональной и многоконфессиональной России явлением. О том, что сегодня представляет собой религиозный экстремизм, рассказывает научный руководитель Института геополитической информации «Энергия» доктор философских наук Валерий ЩЕГОРЦОВ.


     ОБЩЕИЗВЕСТНО, что в современных условиях реальную угрозу как для всего мирового сообщества, так и национальной безопасности России, ее территориальной целостности, конституционных прав и свобод граждан представляет экстремизм в различных формах его проявления. Особо опасен экстремизм, прикрывающийся религиозными лозунгами, ведущий к возникновению и эскалации межэтнических и межконфессиональных конфликтов, проявлениям регионального сепаратизма. С середины 60-x годов прошлого века численность фундаменталистских течений всех религиозных направлений в мире возросла в три раза.
     Что же такое экстремизм? Под экстремизмом зачастую понимают разнородные явления: от разнообразных форм классовой и освободительной борьбы, сопровождающейся применением насилия, до преступлений, совершаемых полууголовными элементами, наемными агентами и провокаторами. Экстремизм (от лат. extremus - крайний, последний) как специфическая линия в политике означает приверженность политических течений, находящихся на крайне левых или крайне правых политических позициях, радикальным взглядам и таким же крайним методам их реализации,  отрицающим компромиссы, договоренности с политическими противниками и стремящимся добиться поставленных целей любыми средствами.
     Идеологию экстремизма можно охарактеризовать как комплекс радикальных идейных установок и теоретических воззрений (крайне левых, крайне правых, национал-экстремистских, сепаратистских, великодержавных, религиозных, социально-экономических и духовно-психологических), выступающих теоретическим обоснованием применения насилия в различной форме на нелегитимной основе для достижения преимущественно политических целей.
     В Шанхайской Конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 года)  экстремизм расценивается как деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них.
     ФЕДЕРАЛЬНЫЙ закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» содержит нормы, закрепляющие правовое понятие экстремистской деятельности и организаций экстремистского толка. В статье 1 федерального закона дается подробная классификация экстремизма как явления. Он рассматривается в нескольких ипостасях.
     Во-первых, как деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств  массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению противоправных действий, направленных в первую очередь на:
     - насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ;
     - возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, связанной с насилием или призывами к  насилию;
     - осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды и т.п.
     Во-вторых, как пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.
     В-третьих, как публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий.
     В-четвертых, как финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению.
     В последние десятилетия экстремисты все чаще обращаются к организованному и религиозно-обоснованному использованию террористических актов как к средству достижения своих целей. Многочисленные факты такого рода наблюдались на Северном Кавказе (ваххабитские исламские «джамааты»), Таджикистане, Узбекистане, Югославии, Ольстере, на Ближнем Востоке.
     ОСНОВНАЯ цель религиозного экстремизма - признание своей религии ведущей и подавление других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе религиозной веры. Наиболее ярые экстремисты ставят своей задачей создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами общей для всего населения религии. Религиозный экстремизм часто смыкается с религиозным фундаментализмом,  суть которого заключена в стремлении воссоздать фундаментальные основы «своей» цивилизации, очистив ее от чуждых новаций и заимствований, вернуть ей «истинный облик».
     Важной особенностью ряда неправительственных религиозно-политических организаций экстремистского толка является наличие в них фактически двух организаций - открытой и тайной, законспирированной, что облегчает им политическое маневрирование, помогает быстро менять методы деятельности при изменении обстановки.
     Крайней, агрессивной частью политизированного ислама многие западные и российские ученые называют исламизм (радикальный ислам или исламский радикализм) - самостоятельный социально-политический феномен, не отождествляемый с исламом - религией мира, терпимости, милосердия, открытой для всех людей независимо от их расы или этнической принадлежности.
     Исламский радикализм как идеологическая доктрина и основанная на ней политическая практика реализуется в деятельности различного рода исламистских организаций, образующих в своей совокупности радикальное исламское движение. Выделяют следующие его наиболее характерные черты: непримиримость к гражданскому светскому обществу и стремление к его замене исламским, устроенным по шариату; неприятие раздельного существования религии и государства; противопоставление исламской зоны человеческой цивилизации остальному миру; отрицание международного права.
     После Второй мировой войны с ростом экономического потенциала Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и Кувейта в мусульманских странах активизировался ваххабизм, превратившийся фактически в идеологический оплот международных террористических и экстремистских организаций. Для поддержания ваххабизма и распространения идей этого учения  расходуются миллиардные суммы, построены мечети, центры СМИ, создаются специальные отряды боевиков, агентурная сеть, деятельность которых охватывает практически весь исламский мир, а целью является установление господства над мусульманским, а потом и над всем миром.
     Квинтэссенция идеологии и политических устремлений ваххабизма - это установление исламского теократического государства, объединение полиэтнического мусульманского Северного Кавказа на основе «чистого ислама», т.е. ислама вненационального, избавленного от влияния традиционного горского права (адатов), национальных традиций, пережитков политеизма.
     РЕЛИГИОЗНЫЙ фактор оказывает существенное влияние на состояние и динамику межнациональных отношений. Идеология и психология нации, ее приверженность к тем или иным формам поведения тесно переплетена с историей религии. В общественном и индивидуальном сознании эта взаимосвязь между определенными этносами и конфессиями нередко приводит к сближению или даже отождествлению национальной и конфессиональной принадлежности.
     Поддержка религией национальных традиций, самобытности народов играет важную роль, особенно в кризисные для общества периоды. Обострение национального чувства и активизация религиозного поведения служат защитной реакцией на те трудности, которые общество и индивиды переживают прежде всего в так называемые переходные периоды общественно-политического или национального развития. Известна, например, большая роль иудаизма в создании Государства Израиль и его борьбе за самоутверждение на Ближнем Востоке. Не менее велика роль восточного христианства (православия) в борьбе греков и южных славян на Балканском полуострове за восстановление государственности в XVIII – XIX веках. Ислам явился важным фактором в освобождении народа Ирана от чуждых западных влияний.
     Нельзя отрицать и того факта, что активизация православия, усиление его влияния в общественной и духовной жизни России связаны с распадом СССР, со сложными процессами в нашей стране, кризисным состоянием государствообразующего русского народа, который в силу действия совокупности внешних и внутренних факторов переживает один из наиболее драматичных моментов в своей тысячелетней истории.
     В основе роста религиозности в России (это касается прежде всего православия и ислама) лежат, видимо, национальные чувства, основанные на культуре этноса, его исторически сложившихся традициях, на стремлении осмыслить себя национально-культурным субъектом, обрести некогда утраченные ценности. Не последнюю роль играют и тревога за судьбу Родины, обеспокоенность негативными процессами в духовной сфере, подсознательное стремление миллионов людей, в том числе молодых, найти новые мировоззренческие и нравственные ориентиры после утраты марксизмом-ленинизмом статуса государственной идеологии.
     Но национальная идея, и тем более на религиозной основе, изначально призванная служить возрождению своего народа, может стать разрушительной силой, когда на передний план выдвигается стремление любой ценой реализовать коллективные права нации, даже путем массового истребления чужих (и даже части своего) народов. Этим объясняется тот факт, что одна и та же религия в различных общественно-политических условиях проявляется то как воинственная, агрессивная, то как миролюбивая, способствующая стабилизации и гуманизации общества (пример - история католической ветви христианства). Религия может служить мощным катализатором межнационального или военно-политического конфликта, углубляя его остроту, ограничивая возможности примирения сторон, переводя его в затяжной, втягивающий в межнациональную бойню многие поколения народов.
     Прискорбно, но конфессиональный фактор, базирующийся на отождествлении этнического и религиозного сознания, активно используется экстремистами на Северном Кавказе. В целях легитимации и освящения своих действий они обращаются к авторитету Аллаха, ратуя за создание «исламского общества», функционирующего на основе законов шариата.
     Однако это вовсе не доказывает конфликтогенность религий, особенно традиционных. Как справедливо отмечается в научных исследованиях, религия, обслуживающая тоталитарные движения и режимы, - это всегда следствие эгоистических и корыстных корпоративных интересов группы людей, использующих религию в собственных целях.
     Наконец, следует учитывать давнюю традицию использования религии и религиозных организаций некоторыми иностранными спецслужбами в интересах проведения разного рода подрывных операций. Ими порой создаются подставные террористические организации и группы (якобы исламистского толка) для углубления противоречий между неугодными им движениями, выполнения специальных акций по физическому устранению политических деятелей, провокаций, что можно было наблюдать в 90-е годы на территории бывшей Югославии. Их след различим также на Северном Кавказе, как и в некоторых террористических актах на территории западных стран.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex