на главную страницу

20 Января 2006 года

Планета людей

Пятница

«Стальная магнолия» и русская демократия

Вадим МАРКУШИН.



     В среду государственный секретарь США Кондолиза Райс выступила в Джорджтаунском университете (Вашингтон) с речью, посвященной американской внешней политике в ХХI веке. Как передает ИТАР-ТАСС, отвечая на вопросы студентов, она, в частности, затронула тему российской демократии, сказав, что России «чрезвычайно важно… вернуться на более демократический путь», если она вообще помышляет об интеграции в мировые демократические институты.
     Увязывая этот вопрос с председательством России в этом году в «большой восьмерке», глава американской дипломатии заявила, что «определенные полномочия требуют выполнения определенных обязательств и определенных ожиданий», вытекающих из руководства самым элитным клубом всеми признанных индустриальных демократий. Соответствовать общим стандартам, по убеждению госпожи Райс, крайне необходимо, иначе «у людей возникнет множество вопросов, когда они прибудут на заседание «восьмерки».
     По ее словам, администрация Буша «продолжит работать» с представителями гражданского общества России, неправительственными организациями, научной элитой – всеми россиянами, кто добивается большей демократии для своей страны.
     В общем, еще один вашингтонский урок, еще одно наставление по демократии. Разумеется, никто не может лишить госсекретаря США права давать советы той или иной стране, какие порядки ей следует у себя заводить, чтобы у соседей из передового индустриального сообщества не возникало никаких недоуменных вопросов. На то, собственно говоря, и существует международное сообщество, чтобы в его рамках обмениваться советами. К тому же многие международные организации слово «совет» используют в своих названиях.
     Однако что имеет в виду умная и высокообразованная (без малейшей тени иронии) Кондолиза Райс в данном конкретном случае? В какую сторону советует она России повернуть, чтобы члены «большой восьмерки» испытали удовлетворение?
     При всем нашем желании разобраться в этом, угадать ход мысли искушенного политика ничего не получается. Мы можем лишь предположить, что именно имеет в виду госсекретарь, когда говорит о «большей демократии» для россиян. При этом наши предположения основаны не на гадании на кофейной гуще, а на тех положительных отзывах, одобрительных жестах, даже восторгах, которые адресовались в свое время российским реформаторам первой половины 90-х годов минувшего века. Попросту говоря, команде Бориса Ельцина, с именем которого подавляющее большинство населения России связывает царство анархии, развала государственности, разбазаривания национального достояния, всеобщего обнищания.
     В российских средствах массовой информации эта больная тема раскрыта досконально, наша газета тоже писала об этом много раз, возвращаться к общеизвестным фактам нет никакой нужды. Достаточно указать на то, с какой легкостью американцам позволили распоряжаться сахалинской нефтью. Вот это демократия! Вот это по-русски!
     Или вспомнить о дипломатии соглашательства и уступок, приведшей к утрате политического влияния в регионах, соприкасающихся с Россией. Когда же это влияние Москва стала шаг за шагом возвращать, в обращение моментально вернулся тезис об имперских замашках Кремля.
     Что касается представителей гражданского общества в России, с которыми «работает администрация Буша», то люди этого образа мышления авторитетом у населения своей страны, как правило, не пользуются. И не потому, что население состоит сплошь из недоумков, не понимающих, что им желают только добра, когда натравливают на «авторитарный режим». На самом деле население все прекрасно понимает, без особого труда улавливая фальшивые ноты в песнопениях о правах человека.
     Скажем больше, простые люди в России не хуже утонченных свободомыслящих интеллектуалов знают, что их права сплошь и рядом ущемляются. Что им, к примеру, платят меньше того, что они зарабатывают, проявляя не меньше усердия и профессиональной выдумки, чем это делают такие же работники в странах Запада. Но, зная об этой несправедливости по отношению к себе, они хотят не демократических послаблений, не реанимации беспредела 90-х годов, а упрочения государственных устоев в истинном значении этого выражения, а не в чиновничье-бюрократическом.
     В нынешней России есть еще много плохого, подлого, эгоистического. Российские реформы, как мы хорошо помним, разворачивались под знаменами ликвидации привилегий и улучшения положения народа. Именно по этой причине, а не по какой-то другой население морально поддержало людей, назвавших себя демократами-реформаторами. Последние, однако, свою миссию не выполнили. Они завалили всю работу, опозорив себя с ног до головы. Многие из них в отдельности, может быть, и были преисполнены благородных побуждений. Но в совокупности благородного дела они не совершили.
     Поэтому призыв Кондолизы Райс вернуться «на более демократический путь» может быть воспринят в России не иначе, как только с подозрением в лицемерии. Либо госсекретарь пользуется недобросовестными источниками информации о настроениях в широких слоях российского населения, либо…


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex