на главную страницу

21 Января 2006 года

Офицеры России

Суббота

С небом на «ты»

Александр ПИНЧУК, «Красная звезда».



Штурманскому делу в России начали обучать 305 лет назад в Школе математических и навигационных наук. Однако в те далекие петровские времена и не помышляли о том, что по прошествии каких-то двух столетий специалисты, знающие навигацию, будут бороздить не только водные, но и воздушные просторы.
И именно в авиации, особенно в дальней, роль штурмана сегодня наиболее важна. Недаром штурманы-стратеги шутят: летчик - это всего лишь тот, кто нас на работу возит. Но, как говорится, в каждой шутке ее лишь доля.


     …По окончании школы белорусский сельский паренек Григорий, не нашедший ничего романтичнее, чем летать, поступил в Челябинское военное авиационное училище штурманов. К моменту учебы в Военно-воздушной академии им. Гагарина пелена романтизма спала, а вот уверенность в правильности своего выбора лишь окрепла. Именно вера в себя помогла Григорию Фроловичу пройти в авиаполках все «навигационные ступеньки» - от должности второго штурмана корабля в одном из гарнизонов на Дальнем Востоке до старшего штурмана полка тяжелых бомбардировщиков в авиационной дивизии в Энгельсе. За 20 лет службы в летной практике Павлюковца не было каких-либо нештатных ситуаций. Кому-то этот факт покажется странным, но разве это не показатель мастерства летчика-навигатора?!
     Память его хранит лишь забавные эпизоды. Один из них датирован апрелем 1995 года. В ходе учений, проходивших в канун православного праздника Пасхи, с дальневосточного аэродрома Украинка в воздух были подняты бомбардировщики Ту-95МС, на одном из которых в составе экипажа был штурман эскадрильи майор Григорий Павлюковец. Планировалось, что «девяностопятые» отработают задачи над побережьем Северного ледовитого океана и вернутся домой к празднику. Однако в их маршрут командование внесло коррективы, в результате которых с Чукотки экипаж был вынужден вылететь на аэродром Энгельс (Саратовская область) вместо родной Украинки.
     - Все бы ничего, вот только разница температур составила 52 градуса! - вспоминает события тех дней полковник Павлюковец. - В Анадыре было —27 градусов, а в Саратовской области +25. Наше обмундирование: унты, меховые куртки и шапки - совсем не соответствовало погоде. А командировка в итоге вместо планируемых двух суток составила 20 дней. Впоследствии летчики учли ошибки тех полетов и стали брать с собой на борт сменный «гардероб» летной экипировки.
     …За годы службы Григорий Павлюковец неоднократно принимал участие в различных учениях. Особенно ему запомнилось выполнение задачи по взаимодействию группы Ту-95МС и Ту-160 с судами Черноморского и Тихоокеанского флотов в ходе стратегической командно-штабной тренировки с выполнением практических пусков ракет в 2003 году. Не менее интересной стала и «Мирная миссия-2005», когда наши самолеты усиленно бороздили небо в одном боевом порядке с китайскими ВВС.
     Полковник Павлюковец убежден в том, что слаженность и взаимопонимание в работе летчиков, штурмана, инженеров и техников – это залог общего успеха выполнения любой задачи. Конечно, командир экипажа отвечает за все компоненты боевой работы, но положительный результат во многом зависит от того, насколько правильно произведены штурманом воздушная навигация, разведка и боевое применение (бомбометание или пуск ракет).
     Именно поэтому во время нашего разговора Г. Павлюковец высказал пожелание тем, кто решил связать свою судьбу с небом, относиться к своему делу, как подобает настоящим профессионалам.
     Кстати, в ходе разговора выяснилось, что старшего инспектора-штурмана штурманской службы 37-й воздушной армии Верховного главного командования (стратегического назначения) полковника Григория Павлюковца сослуживцы называют самым летающим в дальней авиации. Ему доверяют практическое испытание крылатых ракет и высокоточного оружия, поступающего на вооружение российских ВВС. К выполнению таких задач допускают только специалистов, что называется, по призванию.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex