Перейти на главную страницу

21 Января 2006 года

Спорт

Суббота




Битва за бедуина

    Знай наших


    Ралли «Дакар» (более известное раньше как «Париж – Дакар») – это ежегодный профессиональный ралли-рейд, открытый для любительских команд, которые обычно и составляют подавляющее большинство участников.
    По сути, «Дакар» - это настоящая гонка на выживание. Местность, которую преодолевают участники, изобилует сложными участками, а используемые автомобили - настоящие внедорожники, оснащенные по последнему слову техники. Маршрут этапов, или «спецучастков», проходит по зыбким песчаным дюнам, бескрайним солончаковым болотам в горной и скалистой местности. Причем дистанция, пройденная за день, может варьировать от нескольких десятков до полутысячи и более километров.
    Гонка была основана в 1979 году, через год после того, как французский мотогонщик Тьери Сабин потерялся в пустыне и, пораженный невероятной красотой окружающих пейзажей, решил, что эти места были бы хорошим местом для проведения марафонского ралли. Январь был не случайно выбран для проведения гонки. Именно в этот период ярких событий на спортивном горизонте не предвиделось. Объявление ралли стало удачным информационным поводом для СМИ, что явилось одним из гарантов успеха.
    Первоначально маршрут ралли пролегал от Парижа до Дакара, столицы Сенегала, и прерывался переправой через Средиземное море. Но по политическим причинам и ряду других маршрут, место старта и финиша варьировались в разные годы.
    Последний супермарафон из Парижа в Дакар был организован в 1994 году. Это единственный случай в истории, когда ралли прошло от Парижа до Дакара и обратно. Впоследствии из-за жалоб мэра Парижа финиш был перенесен с Елисейских Полей в Евро Диснейленд. До 1989 года ралли проходили через Алжир. Но из-за сложной внутриполитической обстановки в стране маршрут пришлось прокладывать через Ливию или Марокко.
    Сейчас на «Дакаре» существуют три основных класса: мотоциклы, автомобили (от багги до внедорожников и небольших грузовиков) и грузовики. А в далеком 1979 году в зачете были лишь мотоциклы. В последующие годы марафон стал набирать все большую популярность, количество участников росло, среди них все чаще начали появляться представители элиты автоспорта и культуры, а техника с каждым новым ралли демонстрировала новаторство конструкторов, поражая незаурядными характеристиками. Супермарафон стал отличным плацдармом для отработки новых технологий и проверки машин и механизмов в тяжелейших условиях африканского бездорожья.
    Изначально в гонке доминировали европейские марки - Land Rover, Range Rover, Toyota, Mercedes-Benz и Pinzgauer. Другие производители, такие как Rolls Royce, Citroen и даже Porsche представляли свои полностью переделанные варианты стандартных моделей. Жан Луи Шлессер построил серию специализированных багги и несколько раз занимал на них лидирующие позиции. Среди грузовиков соревновались КамАЗ, Tatra, Hino, DAF, MAN и Mercedes-Benz Unimog. В 1980-х годах сильная конкуренция между DAF и Mercedes-Benz привела к оснащению машин двойными двигателями с суммарной мощностью более 1.000 лошадиных сил. Позднее приоритет в гонках заслужили КамАЗ, Tatra и Perlini.
    В настоящий момент главные соперники в классе легковых автомобилей – это Volkswagen, Mitsubishi и Nissan, в классе мотоциклов – KTM и Yamaha Motor Corporation. BMW выпускал модель мотоцикла «Dakar», но прекратил участие из-за жесткой конкуренции. После 2000 года возобновилось соперничество у грузовиков между DAF, Tatra, Mercedes-Benz и КамАЗом.
    1990-е годы начались битвой трех марок: Citroen, Mitsubishi и «Лада». «Лада-Самара-ТЗ», несмотря на название, не являлась отечественной машиной. Ее постройку субсидировала фирма «Пок», французский импортер «Лад», а спроектировала для участия в ралли-рейдах компания «Орека». И поэтому неудивительно, что в основу прототипа вошли узлы и агрегаты полноприводного «Порше». Автомобиль дебютировал на ралли-рейде «Париж – Дакар» в 1990 году. Бывший гонщик «Формулы-1» бельгиец Жаки Икс занял на нем седьмое место. «Дакар» 1991 года принес «Ладе-Самаре-ТЗ» и финишировавшему на ней французу Дидье Ориолю пятое место. Двигатель мощностью 300 л.с. с рабочим объемом 3.598 см3 позволял машине весом 1.375 килограммов развивать скорость до 220 км/ч.
    Дебют отечественных КамАЗов с советскими гонщиками на ралли 1990 года не принес успеха — все автомобили сошли с дистанции. Зато в 1991 году специально подготовленные машины КамАЗ-4310 показали себя очень хорошо. Два заводских экипажа финишировали в категории грузовиков на втором и третьем местах.
    Первый большой успех к команде «КамАЗ-Мастер» пришел в 1996 году, когда экипаж под руководством Виктора Московских завоевал первое место в классе грузовиков и 14-е в абсолютном зачете. Российские гонщики шли на машине КамАЗ-4326, оснащенной 300-сильным дизелем с турбонаддувом.
    В 1999 году экипаж в составе Виктора Московских, Сергея Якубова и Владимира Чагина на КамАЗе занял второе место в ралли «Гранада – Дакар». В 2000 году команда завоевала первое и третье места в классе грузовиков. Следующие четыре года в актив команды стабильно добавлялся очередной бронзовый бедуин – символ победителей ралли «Дакар».
    Успехом можно считать и финиш в нынешнем Дакаре-2006 одного из четырех экипажей команды «Russian Team», выступавшей в этом году единым фронтом на джипах Nissan и Mitsubishi.
    После того, как гонщики команды «КамАЗ-Мастер» побили рекорд чешской Tatra, став в нынешнем году 7-кратными триумфаторами «Дакара», заговорили о возможном участии в будущих супермарафонах по африканскому бездорожью и других отечественных команд, таких как «Лада» или УАЗ. Но, видимо, это дело не ближайшего будущего. У отечественного автопрома нынче и без того нелегкий период…
 ||  Александр ГУСЬКОВ.



В прицеле – Чезана – Сан-Сикарио

    Курсом на Турин


    Один из самых захватывающих зимних видов спорта – бобслей – в нашу страну пришел только после Олимпиады в Лейк-Плэсиде в начале 80-х. Как часто было в советское время, решение о культивировании бобслея было принято едва ли не на заседании политбюро. Как говорится: «Партия сказала – НАДО! И «комсомол», в лице тренеров и спортсменов, сделал все на высшем уровне. Уже на Играх в Сараево у команды была бронзовая медаль.
    Отдадим должное людям, стоявшим у истоков отечественного бобслея, и в первую очередь первому тренеру сборной Роланду Упатниексу. В конце осени 1980 года, когда в Латвии только что созданная команда СССР по бобслею проходила первые сборы, Упатниекс несколько самоуверенно заявил: «Олимпийская медаль советских бобслеистов в Сараево вполне реальна». Тогда мало кто поверил его словам.
    Судите сами – начинать приходилось практически с нуля. Во-первых, подготовка спортсменов: оказалось, что лучше всего для бобслея подходят отнюдь не саночники, несмотря на близость двух видов спорта, а спортсмены, прошедшие школу легкоатлетического десятиборья. Во-вторых, проблемы с тренировками, поскольку единственная подходящая трасса в Латвии мало отвечала международным стандартам. И, наконец, в-третьих, и это оказалось самым главным – конструирование бобов. Недаром бобслей зачастую называют зимней «Формулой-1»: пилот, ледяной желоб в виде трассы и порой безумные скорости в районе 130 - 140 км/ч (и это механическое усилие, ведь двигателя нет!). Но без хорошего боба далеко все равно не уедешь.
    Все проблемы были решены. Спортсмены были отобраны. Тренировки приходилось проводить в ГДР на трассе в Альтенберге, но вскоре и в Латвии довели до ума санно-бобслейный комплекс. Бобы были также построены, причем, что интересно, после первых успехов на международных турнирах соперники стали называть их «русскими ракетами».
    А успехи пришли уже через три года. В январе 1984 года на олимпийской трассе в Иглсе рядом с Инсбруком Янис Кипурс и Айвар Шнепстс выиграли заезд двоек, став чемпионами Европы, а Зинтис Экманис и Владимир Александров стали бронзовыми призерами континентального первенства.
    Казалось, что в Сараево, на санно-бобслейной трассе Требевич, наши бобслеисты, чем черт не шутит, будут бороться за «золото». Но заработали только «бронзу». Кипурс и Шнепстс смазали первую попытку и выбыли из числа претендентов на медали, став в итоге четвертыми. А вот Экманис и Александров прошли ровно все 4 попытки и стали бронзовыми медалистами Олимпиады, пропустив вперед два восточно-германских экипажа – Вольфганга Хоппе и Бернхарда Леманна.
    Звездный час отечественного бобслея настал на следующей Олимпиаде. В 1988 году в Калгари Янис Кипурс отыгрался за неудачу в Сараево и вместе с разгоняющим Владимиром Козловым завоевал олимпийское «золото».
    Наверное, в тот момент никто и не предполагал, что та золотая медаль станет одновременно первой и последней. К сожалению, распад СССР в 1991 году больно ударил и по бобслею – единственная трасса теперь осталась в независимой Латвии. Многие спортсмены, тот же олимпийский чемпион Янис Кипурс, стали иностранцами. Да и финансирование со стороны государства свелось к нулю.
    С болью в сердце приходится вспоминать заезды уже российских бобслеистов в Альбервилле, Лиллехаммере, Нагано - гигантское по меркам бобслея отставание от лидеров в три-четыре, а то и пять секунд и места далеко за пределами первой десятки. Думалось, что российский бобслей не выживет и окончательно умрет.
    Однако, говоря словами Марка Твена, слухи о смерти бобслея были сильно преувеличены. Новый виток российская история этого вида спорта сделала в начале нового тысячелетия.
    Два экипажа – Александра Зубкова и Евгения Попова - заявили о себе накануне Игр в Солт-Лейк-Сити. Однако недостаток опыта не позволил нашим спортсменам проявить себя четыре года назад. Но уже после Олимпиады стало ясно, что российский бобслей вышел из десятилетнего пике.
    Первые успехи пришли в сезоне 2003/04 – это были призовые места на этапах Кубка мира в Калгари, Лейк-Плэсиде, Санкт-Морице.
    И вот наступил декабрь 2004 года. Австрия. Иглс. Тот самый Иглс, где 20 лет назад Кипурс стал чемпионом Европы. Только теперь мы ждем победы от экипажа Александра Зубкова, успешно начавшего сезон 2004/05 в «четверках». И Зубков с блеском проходит обе попытки и одерживает уверенную победу – первую на этапах Кубка мира в современной российской истории. Затем будет триумф на трассе в Лейк-Плэсиде, которую сами американцы называют «русскими горками». «Серебро» на чемпионате мира в Калгари и наконец – долгожданная победа в общем зачете Кубка мира. Наша четверка оказалась лучшей по итогам прошедшего сезона.
    А теперь на минуту задумаемся, как наши выиграли Кубок мира. В который уже раз приходится говорить – победа вопреки всему! Трассы как не было, так и нет, спонсорские деньги (а бобслеистов поддерживает компания «Автолайн») здорово помогли в непростое время, но весь тренировочный процесс проходит за рубежом. И если те же немцы поначалу без всяких проблем предоставляли свои трассы (а в одной Германии только 3 санно-бобслейных центра – Альтенберг, Винтерберг и Кенигзее да саночная трасса рядом с биатлонным Оберхофом – вдумайтесь!), то теперь делают это с большой неохотой, и не ровен час, российским бобслеистам придется искать новое место для тренировок. И тем не менее в этих крайне затруднительных обстоятельствах русская дружина продолжает побеждать уже в нынешнем олимпийском сезоне - на этапе в Лейк-Плэсиде Зубкову вновь не было равных. А в Иглсе он опять одержал историческую победу – вместе с Алексеем Воеводой победил в двойках.
    В преддверии Игр в Турине мы впервые за последние 15 лет будем с огромным интересом следить за выступлениями бобслеистов. Александр Зубков – наша надежда, да и Евгений Попов в этом сезоне выступает гораздо лучше, занимая 5-е место в общем зачете. Но меня все равно не перестает посещать одна мысль: если у немцев мы каждый раз видим по 3-4 полноценных экипажа и обязательно какого-нибудь новичка, то в российской команде только в этом сезоне появился третий пилот – молодой Дмитрий Абрамович. К чему это я? Да к тому, что без школы бобслея нам в мировой элите этого спорта делать нечего, и если в ближайшее время в России ничего не изменится, то Зубкову и Попову, а им уже за тридцать, придется очень трудно. Это олимпийский чемпион Андреа Ланге может позволить себе пропустить два этапа Кубка мира или по ходу сезона сменить разгоняющих. Наши этого сделать не могут. Любой пропущенный старт – это катастрофа. Мы вынуждены тренироваться и во время официальных стартов, это факт! В противном случае мы сразу же откатимся назад.
    Не будем фарисеями – надо строить трассы для бобслея и санного спорта, лыжные и биатлонные стадионы, трамплины, а не вкладывать российские деньги в иностранные футбольные клубы. В то же время не совсем логично, на мой взгляд, когда двукратная олимпийская чемпионка по синхронному плаванию Ольга Брусникина ездит в метро, а некоторые наши бездарные футболисты, ничего собой не представляющие, покупают иномарки последних моделей.
    Достижения Александра Зубкова – это подвиг. Грустно, что почти все наши спортсмены (кроме футболистов и хоккеистов) совершают подвиги – выигрывают медали с окровавленным лицом или теряют сознание после финиша. При этом подчас не имея нормальных условий для тренировки. Когда это изменится?
    В заключение хочется пожелать удачи нашим отважным бобслеистам на олимпийской трассе в Чезане-Сан-Сикарио. А мы, затаив дыхание и скрестив пальцы, будем ждать победы…
    

На снимке: триумф ЗУБКОВА и ВОЕВОДЫ на этапе в Иглсе.
 ||  Леонид ХАЙРЕМДИНОВ.



Этот безумный, безумный, безумный… Макс


    Спорт-экстрим


    Вот и еще одна горная вершина «отправилась» в копилку экстремально-экзотического проекта «Новый год на абсолютных вершинах стран и континентов земли», авторами которого являются специальный корреспондент «Красной звезды» Максим Шакиров и его компаньон Алексей Кузьминых.
    К сожалению, в этом году в связи с неожиданно возникшими финансовыми проблемами на свидание с высшей точкой Эквадора - горой Чимборасо (6.310 м) - Максим Шакиров отправился в одиночестве. Впрочем, это ни коим образом не смогло омрачить торжества новогоднего праздника, встреченного вот уже в шестой раз подряд практически у самых звезд. Кстати говоря, в новогоднюю ночь Максим, а вместе с ним и традиционный предпраздничный номер «Красной звезды», был ниже разве что космонавтов, поскольку Чимборасо является самой удаленной от центра земли точкой земной поверхности.
    Согласно этому географическому факту Чимборасо выше Эвереста на 2.220 м. Хотя, как заявляет сам Максим, ничто не могло бы быть слаще осознания того, что Эверест уже находится в багаже реализуемого тобою проекта. И как знать, не играй такую большую роль в жизни проекта финансовая составляющая, быть может, в этом же багаже давно бы «пылились» и антарктический массив Винсона, и высочайший североамериканский «небоскреб» - гора Мак-Кинли (Аляска).
    Однако вернемся к Чимборасо. Неожиданно плохая погода для вполне сезонного времени года стала главным неприятным сюрпризом для оказавшегося практически в шаге от осуществления задуманного Максима. Огромное количество выпавшего на горе снега сделало не самый тяжелый маршрут весьма опасным из-за схода лавин и камнепадов. Многие группы сворачивали с высоты 5.300, где начинался скальный бастион, не доходя до вершины практически одного километра.
    И все же, несмотря на все сложности и сюрпризы нынешнего этапа жизни проекта «Новый год на абсолютных вершинах стран и континентов земли», в одном Максу очень повезло. Имя этому «новогоднему подарку» судьбы - Мильтон Муньяс (на верхнем снимке), верный гид и единственный попутчик. Надо сказать, что среди местных гидов по имени его никто не звал, довольствовавшись прозвищем Ньято, что в русском варианте соответствовало бы, наверное, прозвищу Курносый. Не стал заучивать полного имени и Макс, за что и был наречен своим гидом именем Орехас, что, по мнению самого Максима, означало «лопоухий». Что ж, как говорится, в точку. Однако именно благодаря такому мгновенно найденному взаимопониманию и оказалось возможным восхождение на вершину Чимборасо.
    На самом деле гид, решившийся сопровождать Максима, просто суперпарень, один недостаток – ни слова по-английски, кроме «О,К», что в свою очередь дало Максу богатейший опыт общения языком жестов.
    Так как высота снега на пути к вершине доходила порой до пояса, то было принято решение ночевать не в базовом лагере, а в палатке на высоте 5.600 и с рассветом отправиться навстречу шестому новому году, празднуемому Максимом на вершинах горных массивов стран и континентов.
    Новый год «по Москве» встретили уже на спуске с вершины в поисках улетевшей камеры. Снег все же сыграл злую шутку – поскользнувшись, Максим упал, но успел зафиксироваться, однако из-за обрыва страхующей камеру веревки драгоценные кадры восхождения на вершину горы вместе с самой камерой, аккумуляторами и микрофонами улетели вниз. Нашли пропажу лишь метров на 350 ниже, по сути, в километре от места падения, да и то только на четвертый час поисков.
    В канун Нового года на вершину Чимборасо пытались подняться одиннадцать человек, и только лишь Российскому флагу было суждено возвестить всему Эквадору, что в Россию пришел 2006 год.
    

На снимке: Максим ШАКИРОВ с Российским флагом на высшей точке Эквадора.
 ||  Юрий АПАЛЬКОВ, «Красная звезда».



Анекдоты от Кипера Офсайдова


    У стойки пресс-бара

    Владелец скаковой лошади был недоволен результатом последнего заезда.
    После гонки он сердито спросил жокея:
    - Вы что, не могли двигаться быстрее?
    - Я-то? Я бы мог, но правила запрещают слезать с лошади!
    
* * *

    Приходит сын домой весь избитый, в синяках, ушибах, царапинах...
    Мама:
    - Что случилось?
    - Соревнования по боксу, золотая медаль!
    Папа:
    - У тебя?
    - Да нет, у него...
    
* * *

    Из спортивного репортажа:
    - Нам нужен гол! Нам нужен гол! Нам нужен - мы его и получили!
    
* * *

    Начало футбольного матча Россия - Италия. Выходит сборная России. Подача с фланга, удар головой, ГОЛ!!!!!
    Навес с углового, Сычев замыкает передачу, и еще гол-красавец!!!
    Потрясающий настрой у сборной России на эту игру!!
    А теперь на поле выходит сборная Италии.
    
* * *

    Конный спорт - спорт сильных. Поэтому им занимаются лошади.
    
* * *

    Комментатор футбольного матча по радио:
    - Родригес выходит к воротам. Удар головой - штанга! Еще удар головой - штанга! Опять удар головой - штанга!!! Дайте ему наконец мяч или как-нибудь прекратите эту истерику!
    
* * *

    Фанаты ЦСКА сидят в кафе и смотрят матч ЦСКА - «Ростов» по телевизору. Рядом сидит мужик в майке «ЦСКА - чемпион» с овчаркой. Тоже смотрят. Причем собака каждый раз, когда ЦСКА забивает гол, начинает радостно лаять и махать хвостом. Когда комментатор сказал: «матч закончился победой ЦСКА», собака залаяла и сделала сальто назад. Изумленные посетители бара спрашивают мужика, что у него за собака такая.
    - Футбол она очень любит, болеет вместе со мной за ЦСКА!
    Тут один из фанов и спрашивает:
    - Слышь, мужик, а как она реагирует, когда «Ростов» выигрывает?
    - Ну не знаю, ей всего-то семь лет!!!
    
* * *

    Российские хоккейные болельщики смотрят матч.
    70-е годы:
    - Как думаешь, наши у канадцев выиграют всухую или Третьяк пропустит одну-две шайбы?
    80-е годы:
    - Интересно, кто станет чемпионом, наши или чехи?
    90-е годы:
    - Кому достанется «бронза»? Нашим или финнам?
    Наше время:
    - У кого больше шансов вылететь после квалификации? У наших или у итальянцев?
    
* * *

    Король Испании покинул стадион, и сразу стало тише.
    
* * *

    Приходит американский школьник домой весь в царапинах и синяках. Отец спрашивает:
    - Что такое, сынок?
    - Да мы, папа, в баскетбол играли.
    - Ну и что?
    - Я играл в стиле Дэнниса Родмана.
    - А, так ты легко отделался...
    
* * *

    - Мы ведем репортаж с матча НХЛ. Сегодня на льду команды Флориды и Чикаго... Ковалев набирает скорость, пас Могильному... Буре... Шайбу перехватил Ковальчук... обыгрывает Федорова, бросок!.. Но в воротах надежно играет Николай Хабибуллин. Вот такой он, американский хоккей...
    
* * *

    Муж вбегает в квартиру к жене, включает телевизор:
    - Все! Тихо, у меня футбол.
    - Счет сказать? Я по радио слышала.
    - Нет, ты что!
    - Ладно, все равно ничего не забьют.

Уголок деда-буквоведа

    - Не смог спартаковец по большому счету поднять шайбу под перекладину;
    - находясь в статистическом положении, вдруг оказался в зоне;
    - не сильным получился этот выброс;
    - за рубежом он провел немного матчей – всего 90, а вот шайб забросил и того меньше – 9;
    - о каком конструктивизме может быть и речь;
    - если они хотят что-то путное извлечь по результату, по исходу этого матча, спартаковцы должны…;
    - за такое постукивание по шлему можно напороться и на более серьезный штраф;
    - кому-то надо кого-то обыгрывать и делать как бы результат матча;
    - видимо, болельщики в основном недовольны частностями;
    - не дают проявить какую-либо комбинацию;
    - очень хороший бросок! По силе, во всяком случае. – Да, шум был большой;
    - стараются, чтобы не было предпосылок, чтобы были ошибки;
    - ноги у него вылетели, и он ими ударился в борт. Очень болезненно;
    - было забавно над этим смотреть;
    - Воробьев грудью встает на защиту соперника;
    - Харитонов выбросил свои коньки за синюю линию;
    - ломается клюшка у Харитонова, и он торопится на скамейку штрафников. Ой, простите, на скамейку запасных. И это, простите, не Харитонов, а Бойков.
    - Не было здесь нарушения правил, несмотря ни на что;
    - шанс для «Локомотива», вызванный назначением штрафного;
    - Манише очень жестко встретил Измайлова, и судья тут же показывает (пауза), что и Марат был не безгрешен;
    - тогда атака «Локомотива» могла бы перейти в контратаку;
    - Титов зряче, щекой направил мяч в ближний угол;
    - мяч запрыгивает в руки к вратарю;
    - скорость – не самое лучшее, что есть у этого полузащитника;
    - сумел наградить Флетчера руками главного арбитра желтой карточкой;
    - редкий гость в этом матче – угловой, заработанный Измайловым;
    - во втором тайме это противодействие стало все чаще выигрываться ирландцем;
    - разрывает на куски оборону «Фулхэма»;
    - выступили на том же самом ключе;
    - если из этого аута АЕКа что-нибудь вырастет, то будет любопытно;
    - решил искать очки в сетке ворот Ван де Сара;
    - нарушил правила: лежа постучал по ногам Ричардсону;
    - атаки «Арсенала» обещают быть регулярными, как осадки осенью;
    - последние пять минут уже вовсю идут;
    - а если нога зенитовского защитника не сумеет выловить в воздухе мяч?
Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex