на главную страницу

25 Января 2006 года

Тема номера

Среда

Генерал армии Юрий БАЛУЕВСКИЙ:
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ШТАБ
И ЗАДАЧИ ВОЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Фото Павла ГЕРАСИМОВА.



25 января – День Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Для нас – генералов, офицеров и гражданского персонала Генерального штаба – это не просто памятная дата. Это день, в который мы можем и должны посмотреть и оценить то, как новое поколение генштабистов сохраняет и приумножает славные традиции, заложенные нашими предшественниками, что и как делает для укрепления Вооруженных Сил.


     ИСТОРИЧЕСКИ российский Генеральный штаб создавался как орган управления вооруженными силами в мирное и военное время, призванный комплексно решать все задачи обороны в масштабе государства, что в свою очередь обусловило необходимость определения его роли, совершенствования организационной структуры и методов работы в повседневной деятельности и при подготовке и ведении военных действий вооруженными силами.
     В мирное время, когда, как говорится, «пушки молчат», во многом благодаря интеллектуальной и высокоорганизованной работе этого стратегического органа военного управления обеспечивалась и обеспечивается военная безопасность государства. Известно, что в условиях недавнего противостояния двух полярных социально-политических систем и гонки вооружений активная деятельность Генерального штаба позволила в значительной мере обеспечить паритет военной силы и не допустить военного столкновения. Поэтому без преувеличения можно сказать, что роль Генерального штаба и в прошлые годы, и в настоящее время была и остается ключевой.
     Сегодня на фоне продолжающегося процесса активного геополитического переустройства мира, несмотря на то что угроза крупномасштабной (в т.ч. ядерной) войны в современных условиях маловероятна, появилось множество иных угроз, порой менее предсказуемых и осознанных. Наметилась тенденция расширения конфликтного пространства, в том числе его распространения на зону жизненно важных интересов России.
     При этом все отчетливее доминирует тенденция неадекватного применения военной силы в ходе разрешения международных проблем, порой без учета норм и в нарушение сложившегося международного права. Военная сила все чаще становится не просто аргументом, а основным средством проведения внешней политики.
     В связи с этим для обеспечения военной безопасности Российской Федерации необходимы как постоянный анализ и оценка военно-политической обстановки в мире, так и выработка практических мер по поддержанию Вооруженных Сил в готовности к эффективному решению стоящих перед ними задач. Основная тяжесть этой деятельности ложится на Генеральный штаб.
     Безусловно, вооруженная борьба после Второй мировой войны претерпела значительные изменения. Научно-технический прогресс привел к созданию новых образцов вооружения и военной техники, действующих на основе «искусственного интеллекта». Повысились боевые возможности войск (сил), а их действия обрели ярко выраженный межвидовой характер, объединив силы и средства, действующие в различных физических сферах. Изменились формы и способы применения Вооруженных Сил. Претерпела изменение и сама суть «военной силы».
     Все это требует уточнения, а порой совершенно новых взглядов на обеспечение военной безопасности государства и координации деятельности всех составляющих его военной организации. И эти задачи призван решать Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, или, как его еще называют в военной среде, «мозг армии».
     АНАЛИЗ СЕГОДНЯШНЕЙ ситуации позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на все трудности и проблемы, с которыми сталкивается наша страна, нам удалось не только остановить их развитие, но и переломить многие негативные тенденции в Вооруженных Силах. И, пожалуй, самым главным является то, что теперь не только руководство государства, но и общество начинают поворачиваться лицом к армейским и флотским проблемам.
     Общество осознало тот непреложный факт, что в силу своего геополитического положения Россия просто обязана иметь военную мощь, достаточную для надежной обороны и сохранения территориальной целостности государства. Нам необходимы такие Вооруженные Силы, которые смогут отвечать новым вызовам и угрозам. Мы должны предвидеть будущее, вкладывать в это будущее интеллектуальные, финансовые, экономические и другие ресурсы. Только при таких условиях сможем создать новую армию и новую Россию.
     Позитивные изменения международной обстановки, достигнутые в результате реализации нашей страной активного внешнеполитического курса, в последнее время значительно снизили угрозу прямой военной агрессии против Российской Федерации и ее союзников. Однако национальные интересы требуют поддержания Вооруженных Сил Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем стратегическое сдерживание любых потенциальных противников и решение задач по локализации новых нетрадиционных угроз.
     КАКИЕ ЖЕ сегодня сложились геополитические и геостратегические условия в мире и какими мы видим вызовы и угрозы безопасности России?
     К геополитическим условиям следует отнести:
     — повышение «экономической составляющей» внешнеполитических приоритетов ведущих государств мира, в результате чего расширяется сфера востребованности военной силы для обеспечения именно экономических интересов;
     — попытки игнорировать интересы РФ в решении проблем международной безопасности, противодействовать ее укреплению как одного из влиятельных центров многополюсного мира;
     — активизация деятельности ряда государств, направленной как на поддержание дезинтеграционных процессов в России и СНГ, включая попытки вмешательства в их внутренние дела, так и на ослабление экономической самостоятельности нашей страны.
     Геостратегические условия:
     — закрепление долговременного иностранного военного присутствия и наращивание военного потенциала в регионах традиционных национальных интересов Российской Федерации;
     — незавершенность делимитации и обустройства Государственной границы на фоне расширения «зоны нестабильности» в приграничных с Россией территориях, что в значительной степени затрудняет эффективное противодействие международной организованной преступности, наркоторговле, не-законному обороту оружия и неконтролируемой миграции населения.
     По оценке Генерального штаба, в современных условиях угроза прямой военной агрессии против РФ в традиционных формах минимальна. Вместе с тем сохраняются, а на отдельных направлениях и усиливаются новые угрозы:
     — сохранение в ряде республик бывшего СССР существующих и потенциальных очагов вооруженных конфликтов;
     — территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;
     — расширение военных блоков в ущерб безопасности России;
     — распространение оборудования, технологий и компонентов, используемых для изготовления оружия массового уничтожения и средств его доставки.
     Мы не имеем права не замечать и объективно существующие внутренние угрозы (что не менее опасно), непосредственно влияющие на состояние безопасности нашего государства:
     — проявления политического экстремизма, сепаратизма, направленные на дезорганизацию эффективного функционирования органов государственной власти и управления;
     — достаточно высокая вероятность техногенных и экологических аварий и катастроф, обусловленных изношенностью инфраструктуры и производственных фондов.
     Серьезные опасения сегодня вызывают и трансграничные угрозы, которые мы ранее не учитывали в полном объеме. Это:
     — деятельность националистических, религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя Российской Федерации, ее территориальной целостности и против безопасности граждан;
     — международный терроризм, ставящий перед собой не только политические, но и военные цели с проведением масштабных вооруженных акций;
     — подготовка и проведение против Российской Федерации информационных (информационно-технических), психологических акций и действий.
     КАКИЕ ХОТЕЛОСЬ бы сделать выводы?
     Сегодня и на обозримую перспективу геополитические и геостратегические условия развития Российской Федерации, обеспечения ее безопасности, вызовы, риски и угрозы принципиально отличаются от тех, которые были вчера.
     В процессе расширения спектра угроз безопасности и их проявления в новых (в том числе не силовых) формах возрастает влияние фактора неопределенности, который объективно выдвигает новые требования к развитию и применению сил и средств обеспечения безопасности нашего государства. В то же время потребности военной организации, ориентированные на вчерашние задачи (крупномасштабная обычная или ядерная война), вошли в явное противоречие с финансовыми, экономическими, демографическими и иными возможностями государства.
     Необходимы взвешенный, системный подход к обеспечению безопасности России, принципиально новые взгляды на военное строительство в Российской Федерации и новые методы управления им. Основные из них:
     — отказ от принципа «симметрии», т.е. от стремления любой ценой сохранить количественный паритет с потенциальным противником, и переход к строительству Вооруженных Сил и военной организации в целом на основе «асимметрии» с определением приоритетов, обеспечивающих реальное сдерживание угроз;
     — поиск путей максимизации эффективности применения вооружений и военной техники и военной силы в целом в пределах ограничений в ресурсах, в первую очередь - финансово-экономических;
     — необходимость сбалансированного развития военной организации в целом, и Вооруженных Сил в частности.
     ЭТИ ВЫВОДЫ обусловливают необходимость проведения эффективных и асимметричных мер по нейтрализации существующих и прогнозируемых вызовов и угроз, определения новых задач, форм и способов применения всех составляющих системы обеспечения безопасности государства.
     Генеральный штаб отчетливо осознает, что главная задача Вооруженных Сил - обеспечить безопасность и возможность всестороннего развития нашей страны.
     Именно поэтому, учитывая объективную необходимость повышения боеспособности Вооруженных Сил, других войск и органов, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, на основе прогнозируемых макроэкономических показателей развития страны на период до 2015 года в решении состоявшегося 28 июня 2005 г. заседания Совета Безопасности Российской Федерации определены конкретные задачи, принципы и направления военного строительства.
     Основные задачи сил и средств обеспечения безопасности государства таковы:
     — своевременное вскрытие угрожающего развития внешне- и внутриполитической обстановки для территориальной целостности и политической независимости Российской Федерации; обеспечение стратегического и регионального сдерживания от развязывания агрессии против России; создание условий для безопасной экономической деятельности; охрана и защита Государственной границы; предотвращение и пресечение террористической деятельности; предупреждение экологических, техногенных и других чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий.
     Реализуемость этих задач может и должна быть достигнута качественным (а не количественным!) ростом и сбалансированным развитием всех сил и средств обеспечения безопасности государства в пределах его ресурсных возможностей с четким определением приоритетов, обеспечивающих реальное сдерживание внешних и внутренних угроз.
     Достижение этой цели предлагается осуществить на основе следующих основных принципов:
     1. Системный подход к обеспечению безопасности государства.
     2. Комплексирование задач, сил и средств для их выполнения.
     3. Оптимальное сочетание военной и иных видов государственной службы.
     4. Оптимизация структуры и численности Вооруженных Сил, других войск и органов.
     5. Создание межведомственных (единых, сопряженных, унифицированных) систем управления, обеспечения и подготовки кадров.
     Изменения в положении нашей страны (внешние и внутренние) обусловливают необходимость четкого определения приоритетов в военном строительстве с целью надежного обеспечения ее безопасности.
     В первую очередь речь идет о ядерных силах, системах их информационно-разведывательного обеспечения и управления. Ибо великодержавный статус России определяется сегодня и на перспективу в значительной мере ее ядерным потенциалом.
     ОПРЕДЕЛИМ НАИБОЛЕЕ важные приоритетные направления военного строительства.
     В первую очередь это сохранение на минимально достаточном для стратегического и регионального сдерживания уровне потенциала ядерных сил России. Развитие ВВС с перераспределением общих объемов финансирования в пользу развития средств противовоздушной, а в перспективе воздушно-космической обороны.
     Качественная модернизация Вооруженных Сил при одновременном сокращении мобилизационной базы и дальнейшем развитии соединений и частей постоянной готовности, разведки, связи и радиоэлектронной борьбы. Достижение в них оптимального соотношения боевых и обеспечивающих войск (сил) с целью создания самодостаточных группировок на стратегических направлениях.
     Следует особо отметить, что предлагаемая модернизация военной организации потребует большой кропотливой работы, а также финансовых затрат, и немалых.
     Одним из важных направлений деятельности Вооруженных Сил, в котором Генеральный штаб принимает активное участие, является международное военное сотрудничество, приобретающее все большее значение в последние годы и осуществляемое как на двусторонней, так и на многосторонней основе.
     Первоочередным приоритетом в этом плане для Вооруженных Сил Российской Федерации стало сотрудничество с государствами - членами Организации Договора о коллективной безопасности. В рамках ОДКБ действует объединенный штаб, координирующий реализацию решений в области коалиционного военного строительства, включая переоснащение Коллективных сил быстрого развертывания. Ежегодно проводятся командно-штабные учения под кодовым названием «Рубеж», в которых активно участвуют и российские Вооруженные Силы.
     Мы также придаем важное значение развитию военного сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества, которое направлено в первую очередь на предупреждение терроризма, борьбу с этим злом и ликвидацию последствий террористических атак. При этом мы продолжаем и традиционное военное сотрудничество с крупнейшими государствами Азии. В прошлом году прошли совместные учения с Народно-освободительной армией Китая «Мирная миссия-2005», вооруженными силами Республики Индии «Индра-2005».
     Военное сотрудничество Российской Федерации с США и НАТО также активно развивается. Так, в 2006 году мы планируем принять участие в ряде совместных учений, в том числе в российско-натовских учениях подразделений специального назначения, связи, военно-транспортной авиации; в командно-штабной военной игре вооруженных сил Российской Федерации и США «Совместный ответ»; в учении вооруженных сил РФ и Швеции «Снежинка»; в учении вооруженных сил РФ и Федеративной Республики Германии; в российско-американо-канадском учении поисково-спасательных сил «САРЕКС-2006», а также в совместном учении ВМФ России и военно-морских сил причерноморских государств «БЛЭКСИФОР».
     Все это способствует укреплению доверия между нашими армиями, делает более предсказуемым будущее наших государств, в значительной степени снижает угрозы военной безопасности не только России, но и ее ближайших союзников.
     Убежден в том, что потенциал Генерального штаба, опыт его сотрудников, ясное видение путей и способов решения стоящих перед нами задач позволяют нам с уверенностью смотреть в будущее.
     В завершение хочу искренне и сердечно поздравить всех офицеров, генералов, адмиралов, служащих, ветеранов Генерального штаба с очередной, двести сорок третьей годовщиной со времени его создания.
     Желаю всем крепкого здоровья, сохранения верности воинскому долгу, активности и твердости в отстаивании своих позиций. Уверен, что ваш высокий профессионализм, глубокие теоретические знания и практический опыт позволят с честью решить все стоящие перед нашими Вооруженными Силами задачи.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex