на главную страницу

25 Января 2006 года

Армия и общество

Среда

ФЦП под особым контролем

Расторгнутый контракт – деньги, потраченные впустую

Полковник юстиции Натиф ГАДЖИМЕТОВ,
подполковник Владимир ЕВДОМАШКИН.
Фото Юрия ШИПИЛОВА.



Реализация Федеральной целевой программы по переводу войск на контрактный способ комплектования находится под жестким контролем военной прокуратуры. Как показывает практика, не все командиры частей в решении столь важной для Вооруженных Сил РФ задачи строго придерживаются буквы Закона. Эта тема стала одной из главных на состоявшемся в военной прокуратуре Северо-Кавказского военного округа координационном совещании руководителей силовых структур и правоохранительных органов Южного федерального округа. Работу форума возглавил военный прокурор СКВО генерал-майор юстиции Владимир Милованов.


     Основные проблемы, предложенные к обсуждению, изложил в своем докладе заместитель военного прокурора СКВО полковник юстиции Олег Окороков. Он заявил, что «соблюдение законодательства, направленного на поддержание боеспособности воинских частей и соединений СКВО постоянной готовности, переведенных на контрактный принцип комплектования, социальная защита военнослужащих и рациональное использование бюджетных средств выделены в приоритетное направление надзорной деятельности военной прокуратуры».
     Олег Окороков также подчеркнул, что пристальное внимание уделяется исполнению законодательства, регламентирующего такие важные элементы ФЦП, как отбор кандидатов для прохождения военной службы по контракту, юридическое оформление договорных отношений, обеспечение военнослужащих в полном объеме всеми положенными видами довольствия и размещение в общежитиях.
     Далее докладчик коснулся анализа динамики комплектования воинских частей СКВО военнослужащими по контракту. Оказалось, что за последние три месяца 2005 года темпы набора снизились на 18%. Причин такого положения дел, как выяснилось, несколько. Прежде всего тормозящим фактором стал недостаточно высокий уровень организации работы по отбору кандидатов в контрактники. Так, например, командиром одной из воинских частей, дислоцированной в городе Буденновске Ставропольского края, был заключен контракт с младшим сержантом З. Хубиевым, который на тот момент имел неснятую и непогашенную судимость за совершенное преступление - он был осужден Ставропольским гарнизонным военным судом за самовольное оставление части и приговорен к одному году лишения свободы условно с испытательным сроком в один год.
     Подобные недостатки нередко отмечаются и в деятельности военных комиссариатов. По словам полковника юстиции Окорокова, в этом смысле «отличились» военкоматы Кабардино-Балкарской Республики. Например, в городе Прохладном в 2004—2005 годах были призваны на военную службу по контракту 57 военнослужащих, из которых к настоящему времени 11% уволены по профнепригодности. Подобная же картина в РВК Зольского района: направлен в войска 31 гражданин, из них уволены 10%.
     Как считает Окороков, существует и другая крайность. Прокуратурой отмечены попытки, предпринимаемые некоторыми командирами частей, любой ценой выполнить поставленную задачу по набору контрактников. Они осознанно приукрашивают истинное положение дел. В том же Буденовске, по словам полковника юстиции, из предоставленных для проверки документов следовало, что одна из частей гарнизона укомплектована контрактниками на 68%. В ходе изучения приказов командира и опроса солдат и сержантов сотрудники военной прокуратуры выявили ряд военнослужащих по призыву, числившихся контрактниками. При этом выяснилось, что никто из таких «добровольцев» желания остаться на контрактную службу не изъявлял и никаких документов не подписывал. Соответственно незаконные приказы командира части были опротестованы, а липовые контракты изъяты.
     Выступая перед собравшимися, заместитель военного прокурора подробно рассказал о характерных нарушениях, допущенных в текущем году должностными лицами воинских частей и учреждений в сфере социальной защиты военнослужащих. В основном это недоведение положенных норм довольствия, несвоевременное оформление или не оформление вообще документов для страховых выплат, увольнение военнослужащих без окончательного расчета, необоснованные задержки денежных выплат за выполнение служебно-боевых задач на территории Чеченской Республики. Как особо отметил докладчик, последнее нарушение, как правило, влечет за собой преждевременное расторжение контрактов о прохождении военной службы на территории ЧР. В итоге только в первом квартале этого года в войсках СКВО по указанной причине досрочно расторгли контракты около 1.500 военнослужащих.
     Еще одна тема, на которой довольно подробно остановился выступающий, - недофинансирование расходов на различные компенсационные выплаты военнослужащим (санаторно-курортное лечение, командировочные расходы, компенсация за поднаем жилья). К примеру, в ходе надзорной проверки в одной из частей, входящей в состав 58-й армии, были выявлены факты недофинансирования расходов на выплату военнослужащим денежного довольствия и компенсационных выплат различного характера на сумму более 11,9 млн.(!) рублей. Причем из них по выплатам денежного довольствия – 7 млн. 902 тыс. рублей, по выплатам суточных при нахождении в командировках – 379 тыс. рублей, денежной компенсации за неиспользованные путевки в лечебные учреждения – 1 млн. 844 тыс. рублей, денежной компенсации взамен продовольственного пайка – 1 млн. 900 тыс. рублей, денежной компенсации за поднаем жилья – 1 млн. 117 тыс. рублей. В целом же, согласно общим итогам проверок военной прокуратуры СКВО за 2005 год, в рамках выполнения программных задач ФЦП был выявлен дефицит бюджетных обязательств на сумму 1 млрд. 624 млн. 428 тыс. рублей.
     Заместитель военного прокурора СКВО в своем докладе также коснулся правомерного использования бюджетных средств, выделяемых на поддержание боеспособности частей и соединений постоянной готовности. По его словам, проверки, проведенные военной прокуратурой, свидетельствуют о том, что в целом состояние финансирования расходов на текущий ремонт, эксплуатацию, закупку техники и вооружения можно признать удовлетворительным. Но тем не менее, как подчеркнул полковник юстиции Окороков, к сожалению, в войсках округа до сих пор имеют место факты хищения военного имущества. Так, в мае прошлого года Ставропольским гарнизонным военным судом за неоднократное хищение вверенного имущества был осужден старший лейтенант А. Куликов. Офицер, решивший поживиться за счет государства, нанес ему ущерб на сумму, превышающую полтора миллиона рублей. И, увы, как отметил Олег Окороков, подобные факты не единичны.
     В свою очередь заместитель командующего войсками СКВО по воспитательной работе полковник Юрий Юдашкин, выступая перед собравшимися, заявил, что в СКВО ведут борьбу с нарушениями законодательства. При этом он отметил, что военный совет округа вопросам, связанным с комплектованием войск контрактниками, уделяет самое пристальное внимание. Особенно если это касается частей постоянной боевой готовности. «Каждый разорванный контракт, - подчеркнул полковник Ю. Юдашкин, - это государственные деньги, потраченные впустую».
     Подводя итоги координационного совещания, военный прокурор СКВО генерал-майор юстиции Владимир Милованов изложил суть запланированных на ближайшее будущее совместных мероприятий, направленных на обеспечение исполнения законодательства в частях и соединениях округа, переведенных на контрактный принцип комплектования.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex