на главную страницу

27 Января 2006 года

Армия и общество

Пятница

Честь имею!

Полковник в отставке Александр КАНТОР,
участник Великой отечественной войны.



     Часто задаю себе вопрос: в чем смысл и значение офицерской чести? И сам себе отвечаю: если дефицит гуманизма может погубить человечество, дефицит милосердия – медицину, то дефицит чести – армию. Да и как может быть иначе, если честь аккумулирует в себе и нравственные принципы поведения, и репутацию, и доброе имя офицера, и его отношение к воинскому долгу. Видимо, не случайно во все времена мерой офицерской чести были любовь к Отечеству, личное достоинство, принципиальность.
     Честь офицера сводится не только к выполнению воинского долга. Она проявляется в самых различных житейских и служебных ситуациях. Но вот отклонений от нравственных норм, случаев попрания чести и достоинства в последнее десятилетие, на мой взгляд, в служебной сфере стало значительно больше. Из бесед с офицерами я пришел к выводу, что порой они присущи стилю деятельности некоторых командиров и начальников. Они по-барски относятся к подчиненным, перекладывают на их плечи свои функциональные обязанности, не заботятся об упорядочении рабочего времени офицеров, «втихую» расправляются с неугодными, занимаются «показухой». Более того, есть среди офицеров случаи использования своего служебного положения. Недавно по центральному телевидению показали генерал-майора, который беззастенчиво использовал молодых солдат в своих корыстных целях для работы на своей даче. Увидев такую потерю нравственности у генерала, я был просто шокирован.
     Кризисные явления в офицерской среде, связанные с отходом некоторых военнослужащих от определенных нравственных устоев, начались давно, еще в советские времена. Давно надо бить тревогу!
     Эпоха «застоя» была для офицерской чести, по-моему, особенно губительной. Да и могло ли быть иначе, если за профессионализм сплошь и рядом выдавали приспособленчество, честность называли честолюбием, а протекционизм – династией.
     Поневоле вспомнишь гусарские времена, когда честь была в моде. Драгуны, кавалергарды – смелые, блиставшие «равно на поле боя и на балах». То, что нам так импонируют мечты-фантазии на гусарскую тему, лишний раз доказывает, что в нас говорит ностальгия по благородству, обостренному чувству чести. Само словосочетание «русский офицер» заключало в себе понятие благородства.
     Я далек от того, чтобы идеализировать старое русское офицерство. Разные там были люди. И все же вряд ли кто станет утверждать, что та среда терпела бесчестных, беспринципных людей. Мне кажется, возрождение традиций честности, гордости своей принадлежностью к офицерскому корпусу следует начинать именно с обращения к истории. Ведь не каждый, наверное, знает, что в «наставлении господам офицерам» говорилось: «Офицера распутного поведения в полку терпеть не должно!..» Со стороны младших офицеров считалось хорошим тоном уметь подчиняться начальству так, чтобы не ронять собственного достоинства.
     Человек, почитающий честь, не позволит себе поступаться принципами, менять свои убеждения.
     К сожалению, в жизни так поступают не все. Беда, полагаю, в том, что нередко святое чувство чести растворяется в отрицательных чертах характера офицера, вырождается в высокомерие, чванство, тщеславие. Владимир Высоцкий с горечью пел: «Досадно мне, что слово «честь» забыто, и что в чести наветы за глаза…»
     Примеры такие, к сожалению, есть. И все же я предостерег бы на основании таких фактов делать обобщение. Преобладающая тенденция реального поведения наших офицеров в период боевых действий в Афганистане и Чечне — честное выполнение своего воинского долга. Офицеры не прятались за спины своих солдат. Каждый пятый убитый, каждый шестой раненный там – офицер.
     Я считаю, что важнейшими элементами нравственного долга офицера во все времена являлись скромность, высокая культура, интеллигентность. Культура для репутации человека в военной форме важна необычайно. Хотя, надо признать, иной простоватый Максим Максимович бывает более привлекателен, чем излишне сложный, комплексующий Печорин.
     Под честью офицера я подразумеваю, помимо личной чести, еще и комплекс первостепенной важности качеств. Главное – это беззаветный патриотизм, готовность отдать жизнь за Родину. Обязательный профессионализм, отличная специальная подготовка. Ну, и само собой, большая культура, чистоплотность в поведении. Стремление к самопожертвованию, возвышенное отношение к женщине.
     В этой связи мне вспоминается — мой бывший командир части полковник Андрей Николаевич Осипов – образец офицерского достоинства и чести. Каждый, кто хоть раз соприкасался с ним в работе, попадал под обаяние его личности, чувствовал мощь его интеллекта, уважительное к себе отношение. Настоящий интеллигент. Даже резкие упреки, без которых в армии, увы, не обойтись, и те у него были интеллигентными (кстати, куда более эффективными, нежели крик и брань иного начальника). Безусловный авторитет офицера в гарнизоне объяснялся не высоким служебным положением, а его профессиональными и человеческими качествами…
     В старой русской армии офицер, представляясь, произносил кажущуюся сейчас архаичной фразу: «Честь имею!»
     На том армия стояла. И стоять будет!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex