на главную страницу

28 Января 2006 года

Времена и нравы

Суббота

Как с гуся вода

Виталий МОРОЗ, «Красная звезда».



     

     О том, что ХХI век богат самозванцами различного масштаба, приходилось писать уже не раз. Один из таких, основав на общественных началах Академию космонавтики имени К.Э. Циолковского, тут же надел форму генерал-полковника авиации (при истинном звании капитан в отставке), присвоил сам себе звание Героя Советского Союза, полученное якобы при форсировании Днепра, высшую ученую степень и прочее и прочее. Его знакомый, член президиума все той же «космической» академии, издал массовым тиражом многокрасочный автопортрет на фоне праздничного фейерверка в форме генерала армии с Золотой Звездой Героя Советского Союза, бесчисленным количеством отечественных и зарубежных орденов, лауреатских знаков на груди… Ни званий, ни наград, ни ранга академика, как утверждалось рядом с календарем, у него, разумеется, не было.
     В литературных писаниях еще одного самозваного профессора, академика обратили на себя внимание строки о Г.К. Жукове, полные ненависти к полководцу. А чуть позднее я увидел фамилию этого мистификатора, напялившего на себя самочинно мундир генерал-лейтенанта со звездой Героя Соцтруда, среди претендентов на… Государственную премию имени Г.К. Жукова. Конечно, после соответствующей реплики «Красной звезды» с этим недоразумением разобрались. Но генеральскую форму отставной майор внутренней службы так и не снял. Телевидение его как-то показывало в домашних тапочках и брюках с лампасами.
     Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия и государственных наград наше законодательство к преступлениям не относит. Это всего лишь административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти. Думается, и такой оценки было бы достаточно, если бы соответствующие статьи Кодекса об административных правонарушениях исполнялись. Вы слышали, чтобы у кого-то из самозванцев, щеголяющих в форме не для их плеча, с чужими наградами, мундир, ордена, медали, знаки отличия в соответствии с законом конфисковали? А в придачу еще и истребовали пусть и скромный по размерам административный штраф. По-моему, нет таких случаев. Или же они не предаются гласности и потому теряют воспитательное значение.
     Но в этих заметках хочется сказать о явлении более серьезном. Уже не вызывают удивления мистификаторы, которые получают разного рода высокие звания при соблюдении установленных государством правил, и все документы, связанные с их общественным статусом, у них подлинные.
     Еще в мае 1999 года «Российская газета» опубликовала обстоятельную статью под заголовком «Трюк Ивана Пышного с предстоящей отсидкой». Речь шла о человеке, который придумал себе героическую биографию, обзавелся на всякий случай тремя паспортами на разные фамилии и сумел, не имея авиационного образования, поступить в школу летчиков-испытателей при Летно-исследовательском институте имени М.М. Громова. Не как все, а на коммерческой основе. Чтобы расплатиться за обучение, Иван Пышный пригнал на институтский аэродром неизвестно откуда взявшийся Ил-76 и отдал его в полное распоряжение руководства.
     Как ни учили состоятельного кандидата в испытатели, самостоятельно летать так и не научили. Тем не менее по окончании школы зачислили в отряд летчиков-испытателей, причем в самую элитную группу высокоманевренных самолетов, то есть истребителей.
     Ради Пышного в институте организовали полеты на установление мировых авиационных рекордов. В этих полетах Ване Пышному, как его обычно называли, отводилась роль габаритно-весового манекена. Но рекордные достижения, по мнению многих, весьма сомнительные, записали на его счет.
     Обзавелся Иван Анатольевич, как принято у птиц такого полета, и личным биографом. Им стал Виктор Филимонов, ведущий инженер по летным испытаниям. Как только не прославлял он новоиспеченного рекордсмена! Одна из журнальных статей называлась «Не жить мне без неба…» (страницы из жизни Ивана Пышного).» Есть в ней и строки об итогах зарубежной командировки его бывшего ученика:
     «В Великобритании Ивану посчастливилось не только увидеть, пощупать, но и полетать на И-153, И-16, Ла-5, на «мессере» и «фоккере», «мустанге» и «спитфайре» (исторические самолеты 2-й мировой войны). Полетал он и на современных – на «Конкорде» и на «Торнадо», на А-300 и на «Ягуаре» и т.д.»
     Оказывается, напрасно Ивану Пышному на родине не доверяли самостоятельные полеты. Он сполна раскрыл уникальный талант аса за ее пределами. Вам не смешно?
     Напрасно автор «Российской газеты» предрекал Пышному предстоящую отсидку. Из статьи Героя Советского Союза А. Щербакова и Героя России А. Гарнаева «Афера Пышного», опубликованной в «Красной звезде» совсем недавно – 21 сентября 2005 года, видно, что Иван Анатольевич правоохранительным органам оказался неинтересен. Они его оставили в покое.
     «Иван Пышный – Байков – Лиепиньш, – писали в «Красной звезде» А. Щербаков и А. Гарнаев, – хотел пожить жизнью уважаемого человека, представителя престижной, героической профессии. И он этого, хотя и ненадолго, добился. И при этом низвел до положения мошенников летчиков-испытателей, инженеров и некоторых руководителей ЛИИ».
     Кажется, когда читаешь эти строки, что речь идет о поучительном уроке из прошлого, о деяниях человека, которого наконец-то изобличили и поставили на место.
     Но вот в редакцию, как отклик на статью «Афера Пышного», пришло письмо нашего читателя из г. Ломоносова, что в Ленинградской области, А.В. Иванова. Оказывается, Иван Анатольевич как жил жизнью уважаемого человека, представителя престижной, героической профессии, так и продолжает жить в этой ипостаси. Только теперь он ударился в науку. В конверте автореферат диссертации Пышного Ивана Анатольевича на соискание ученой степени доктора технических наук. Тема: «Обеспечение эффективности транспортировки на околоземную орбиту малых искусственных спутников Земли с помощью тяжелых самолетов-носителей». Защищал докторскую диссертацию Пышный там же, где ранее стал кандидатом наук, – в Академии гражданской авиации (ныне Технический университет гражданской авиации) 17 декабря 2004 года.
     К автореферату приложен объемный перечень научных работ, опубликованных Пышным И.А. в соавторстве с другими учеными. Везде пометки: личный вклад – 50 процентов, 25 процентов, 35 процентов…
     По заключению диссертационного совета работа Пышного И.А. вносит крупный вклад в решение актуальной научной проблемы. Она, как видно, не содержит каких-то секретных моментов. А вот по поводу биографии соискателя высокой ученой степени доктор физико-математических наук, профессор С.А. Исаев просил присутствующих на защите особо не распространяться, рассматривать ее под грифом «для служебного пользования». Иван Пышный был назван генерал-майором, Героем России, одним из руководителей «Росавиакосмоса». Такой вот маскарад…
     …В Центральном архиве Минобороны мое внимание привлекло дело по обвинению начальника 2-го отделения штаба 200-й стрелковой дивизии старшего лейтенанта Чижевского А.Г. в искажении обстоятельств захвата контрольного пленного. Офицер прибавил своим подчиненным героизма, якобы проявленного в поиске, и тех наградили медалями. Когда истина была установлена, военный трибунал 68-й армии приговорил старшего лейтенанта к пяти годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора до окончания военных действий и направлением на передовую линию фронта. Офицер-разведчик два месяца – от звонка до звонка – отвоевал в составе 5-го отдельного штрафного батальона Северо-Западного фронта. За неправду…
     Как изменились времена!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex