Перейти на главную страницу

28 Января 2006 года

Азимут

Суббота




Рокоссовцы

    Альма-матер

    История Дальневосточного высшего военного командного училища (военного института) имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского измеряется годами, в которых отразились значимые вехи исторического пути нашего государства.


    11 февраля 1940 г. приказом командующего 1-й Отдельной Краснознаменной армией (ДальВО) во Владивостоке было создано военно-пехотное училище. Его начальником был назначен полковник Н. Чистяков. В число преподавателей Владивостокского ВПУ подбирали офицеров, которые обладали опытом боев в Испании, Финляндии, на Халхин-Голе и Хасане, а курсантами зачисляли лучших бойцов 1-й ОКА с образованием не ниже восьми классов.
    В училище было сформировано четыре учебных батальона, в каждом из которых — три стрелковые и одна пулеметная роты. Занятия носили практический характер в условиях, сочетаемых с боевыми. Большое внимание уделялось выработке умения пользоваться всеми видами стрелкового оружия, способности в зависимости от обстановки быстро принимать тактически грамотные решения. Был и особый предмет физической подготовки — штыковой бой.
    Уже через год училище по боевой и политической подготовке заняло второе место во всей Красной Армии. 16 июня 1941 г. Владивостокское ВПУ произвело первый выпуск командиров пехотных взводов.
    С началом Великой Отечественной войны Владивостокское ВПУ перешло на двухмесячную программу обучения, а число курсантов увеличилось до 2,5 тысячи человек. Были введены новые специализации: командиры пулеметных и минометных взводов, а также курсы переподготовки по должности «командир роты». Задача была одна — научить тому, что требуется на войне: наступать, обороняться, управлять подразделением в условиях боя, метать гранаты и бутылки с зажигательной смесью, грамотно отдавать приказы и т.п.
    Только за первый военный год училище подготовило 1.716 офицеров. А в апреле 1942 г. штат курсантов вырос до пяти батальонов, в июне того же года — дополнительно сформирован учебный кавалерийский эскадрон.
    11 февраля 1944 г. училищу в знак признания заслуг его выпускников, их самоотверженности, мужества и героизма, проявленных в борьбе с врагом, было вручено Знамя части и Грамота Президиума Верховного Совета СССР. А через год 8 февраля 1945 г. Владивостокское ВПУ произвело свой последний «военный» выпуск, предназначенный воинским частям, расквартированным на Дальнем Востоке. Главный итог деятельности учебного заведения в годы войны — более 6.000 офицеров-выпускников. 24 из них были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
    С переходом к мирной жизни срок обучения курсантов увеличился до трех лет. В сентябре 1949 г. Владивостокское ВПУ передислоцировано в Благовещенск, где размещается и сегодня. За прошедшие годы вуз несколько раз изменял название. Дальневосточным военным институтом имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского он стал 16 сентября 1998 г. В ноябре 2002 г. институт возглавил генерал-майор В. Грызлов.
    В вузовский учебно-воспитательный процесс активно внедряются передовые технологии, идет работа по созданию базы электронных учебно-методических пособий, учебные классы и лекционные залы оснащаются современными стендовыми материалами. Под руководством заместителя начальника училища по вооружению полковника В. Евдокимова обновляется более половины боевой и автомобильной техники. Решаются проблемы материального обеспечения и многие другие. Примечательно, что возобновляется выпуск газеты вуза «Рокоссовец».
    Курсанты не только участвуют в различных конкурсах и спортивных состязаниях, но и завоевывают призовые места. Так, в сентябре 2003 г. на третьем международном конкурсе по международному гуманитарному праву имени Ярослава Мудрого среди вузов стран СНГ они заняли первое место в командном зачете. По результатам контрольной проверки 2004 г. главнокомандующим Сухопутными войсками Дальневосточный военный институт получил хорошую оценку.
    1 января 2005 г. учебное заведение переименовывается в Дальневосточное высшее военное командное училище (военный институт) имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского.
    Сегодня в этом военном вузе трудятся 2 доктора и 17 кандидатов наук, 50 доцентов. Обучение ведется на девяти кафедрах. Коснемся лишь некоторых из них.
    Одна из ведущих — кафедра тактики. Изучаемые здесь дисциплины - тактика, тактика морской пехоты, инженерное обеспечение, военная топография, радиационная, химическая и биологическая защита, боевое применение подразделений и войск, военная история, управление и средства связи. Руководит кафедрой доцент полковник В. Рукосуев.
    Как рассказал заместитель начальника кафедры полковник А. Залюбовский, цель преподавателя — не просто потребовать от курсанта выполнения той или иной задачи, а прежде всего объяснить и, если необходимо, показать лично, что следует предпринять для ее выполнения. Программа обучения строится так: 30 проц. — занятия теоретические, 70 проц. — практика.
    Умение тактически мыслить курсанты доказывают не только в поле или учебных классах, но и на престижных конкурсах. Так, в мае 2003 г. на международном конкурсе по международному гуманитарному праву (МГП) «Генерал Скобелев-IV» команда курсантов (старший сержант М. Васильев, сержант А. Дубровин, курсант А. Кривякин) под руководством доцента полковника П. Поздняка завоевала первое место, а в марте 2004 г. в составе сборной Вооруженных Сил России — второе.
    Учебный процесс регулярно корректируется, обогащаясь все новыми изысканиями. К примеру, учитывая опыт чеченской кампании, подполковник С. Кузнецов ввел в программу тактики морской пехоты вопросы ориентирования в горах. Доцент А. Сафронов, используя опыт афганской войны, выпустил учебное пособие по тактике действий мотострелковых подразделений при сопровождении колонн.
    На кафедре разработан новый тактический цикл по взаимодействию различных спецподразделений. Анализируется информация, полученная в ходе учений «Мирная миссия-2005». Ряд учебно-методических материалов, разработанных преподавателями кафедры, Минобороны рекомендовало к применению в военных вузах России.
    Еще одно важное звено, способствующее становлению будущих офицеров, — кафедра вооружения и стрельбы. Руководит ею полковник А. Солодуха. Изучаемая дисциплина — устройство вооружения и его боевое применение. Начальные навыки курсанты отрабатывают на тренажерах электронно-механического комплекса и лишь затем в реальности — на огневом городке. И на этой кафедре преподаватели и их подопечные также не стоят на месте. Ведется научная работа, внедряются рационализаторские предложения. Например, полковник К. Стешин разработал разрезную башню БМП-2 , стенд по проверке работы электроцепей пусковой установки, спаренную установку, а также разрезную пушку 2А-42. Подполковник Н. Лобанов — учебное пособие по устройству вооружения БМП-2. Преподаватель В. Ланкин составил электронный сборник наставлений по стрелковому оружию. Курсант А. Дубограй создал приспособление аварийной подсветки сетки прицела БПК-2-42, а курсанты В. Кушнарев и В. Кивал — сборник задач по правилам стрельбы и управлению огнем.
    Формированию качеств и навыков, необходимых офицеру в работе с подчиненными, служит кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Ключевые из них — психология и социология управления. Как рассказал начальник кафедры, доцент полковник А. Неваленный, основной акцент в обучении сделан на психологическую и моральную стороны, касающиеся воздействия личности командира на подчиненного и весь коллектив. Ведь от того, какая атмосфера царит в нем, зависят и успеваемость, и дисциплина, и боеготовность подразделения в целом.
    Особое внимание уделяется дисциплине «Отечественная история». Примеры героического прошлого страны и ее Вооруженных Сил способствуют становлению курсантов как граждан и патриотов нашей Родины.
    Стоит отметить, что педагоги используют в своей работе не только опыт, приобретенный в ходе разбора окружных военных учений. В тесном взаимодействии с другими кафедрами регулярно проводятся комплексные контрольные занятия, курсанты отрабатывают вопросы морально-психологического обеспечения боевых действий. Взвод будущих офицеров факультативно осваивает программу обучения «Заместитель командира роты по воспитательной работе».
    Эффективно действует и военно-научный кружок. Так, в апреле 2004 г. курсанты В. Литовченко и Е. Клименко на городском фестивале «Студенческая весна-2004» заняли второе место. А в мае того же года на пятой региональной научно-практической конференции «Молодежь XXI века: шаг в будущее» Е. Клименко и курсант Е. Ковальчук были награждены дипломами 2-й степени.
    Кафедрой физической подготовки и спорта руководит подполковник П. Жиляев. Ее учебное пространство — спортивный зал, зал борьбы и рукопашного боя, тренажерный зал, методический класс, полоса препятствий, игровые площадки и ротные спортивные базы. Преподаватели кафедры внедрили более десяти предложений по совершенствованию учебно-тренировочного процесса, разработали комплекс методических пособий.
    Хорошие результаты показывают курсанты. Так, сборная вуза по борьбе и рукопашному бою во главе с тренером старшим прапорщиком Ю. Колесниковым неоднократно становилась чемпионом Дальневосточного военного округа. Курсант М. Гладышев завоевал звание «Мастер спорта России» по борьбе самбо, став сильнейшим на Всероссийском турнире «Дружба-2002».
    Вузовская сборная по волейболу — многократный чемпион области и города — в 2003 г. стала первой на Фестивале физической культуры и спорта среди вузов Дальневосточного военного округа. Футбольная команда в чемпионате на Кубок Амурской области в 2003 г. заняла второе место, а в 2004-м выиграла Кубок Дальнего Востока по «футзалу».
    Настоящей кузницей мастеров стала и сборная по гиревому спорту, которую тренирует майор С. Руднев. Эта сборная команда воспитала трех мастеров спорта международного класса, 25 мастеров спорта и более 100 кандидатов в мастера. По итогам заочных соревнований по гиревому спорту на призы Минобороны 158 курсантов выполнили норму 1-го разряда, а 118 — кандидата в мастера спорта по военно-спортивной классификации.
    С каждым годом растет конкурс поступающих в вуз. В 2005 году его курсантами стали около 300 молодых ребят. Менее чем через четыре года они пополнят строй лейтенантов армии России.
 ||  Андрей РЫБОЧКИН.



КВНовский меридиан

    В Самарском академическом театре оперы и балета состоялся I открытый фестиваль КВН, в котором приняли участие 26 городских молодежных команд, представлявших почти два десятка вузов и крупные предприятия города.
    В фойе театра была представлена фотовыставка, и около работ слушателей Самарского ВМедИ Юрия Ященко, Сергея Житомирского и Андрея Гелевея царило заметное оживление. Но вот распахнулись двери зрительного зала, и болельщики буквально ринулись занимать места. Такой ажиотаж объяснялся легко: в зал, рассчитанный «всего» на 1.000 мест, оргкомитет выделил квоту - 40 пригласительных билетов на команду.
    В первом блоке выступали команды вузов, образованные сравнительно недавно. Во втором - «производственные» команды от Самаратрансгаза, заводов гидроавтоматики и «Электрощит», ЦСКБ «Прогресс», металлургического завода. Третий блок («Самарский колорит») открывала команда Самарского ВМедИ с красноречивым названием «Понаехали тут…». На ее шутки, репризы, конкурсы зрительный зал неизменно отзывался неумолкаемым смехом. Достойным завершением этого феерического спектакля стала сценка «Разговор перед сессией», в которой один преподаватель говорит другому словами Удава из известного мультфильма: «Это будет славная охота!» Здесь уже хохотали не только партер и галерка, но и восседавшие в передних рядах партера представители команд-участниц.
    В четвертом блоке («Юмор XXIII века») были представлены команды, выражавшие не совсем традиционные взгляды на это веселое действо. Впрочем, их выступления оказались не очень яркими.
    В заключительном блоке («Традиции и наследники») выступали команды, которые уже на протяжении нескольких лет регулярно участвуют в чемпионатах города - Государственного техуниверситета, Международного института управления, Экономической академии и Медуниверситета.
    Три часа веселья пролетели как одна минута. И вот кульминация! Директор Самарской лиги КВН Сергей Ларионов, выдержав театральную паузу, произносит: «Третье место заняла команда Самарского госуниверситета «Блондинки», второе место - команда Самарского военно-медицинского института». А победителями фестиваля стали ребята из Самарского филиала Московского городского педуниверситета «Близкие знакомые».
    Второе место из 26 - потрясающе! И в этой победе особая заслуга принадлежит капитану команды Андрею Доценко, а также режиссеру и сценаристу Станиславу Гиткису. Они оказались настоящими лидерами! Уже в марте 2006 года состоятся первые игры Самарской лиги КВН, куда команда Самарского ВМедИ приглашена без отбора.

    На снимке: команда КВН Самарского ВМедИ.
 ||  Подполковник Александр ВОЛКОВ. Подполковник Вадим КОЖУХОВСКИЙ.



Пока «гусаров» только взвод…


    В зале Дипломатической академии МИД России состоялся бал, участниками и гостями которого стали служащие, офицеры, учащиеся военных и гражданских вузов, члены военно-исторических клубов. Уже не первый год центр общегражданского протокольного этикета торжеств проводит подобные мероприятия. Конечно, современные балы двадцать первого века отличаются от балов века девятнадцатого. И в нынешнем протокольном бальном этикете сочетаются как старые, так и абсолютно новые правила. Александр Пушкин совсем не удивился бы, прочитав что «шептаться и смеяться с кавалером, закрывшись веером, есть признак очень дурного тона». А вот следующий пункт его бы, наверное, смутил: «пользоваться сотовым телефоном в бальной зале недопустимо». В этом и состоит миссия центра – воссоздать и заложить новые традиции гражданской и военной культуры на протокольных мероприятиях, чтобы воспитать молодое поколение в духе этики и благородства.
    Во все времена воинство было элитой, которая всегда воплощала высокие духовные, этические и культурные ценности общества. В 2003 году в Военном университете при факультете культуры и журналистики был создан парадно-протокольный взвод (ППВ). Курсанты и студентки московских вузов учатся не только танцевать, но и организовывать торжества. Они принимают участие в конкурсах. В том же 2003 году ППВ стал призером конкурса «Молодежь Москвы», а в году ушедшем - лауреатом в номинации «Весенний студенческий бал» на фестивале студенческого творчества «Фестос». Два года назад курсанты даже сами организовали Первый молодежный протокольный бал «Я встретил Вас», который проводился под эгидой правительства Москвы. И, как в былые времена, молодые воины на этом балу знакомились с дамами, танцевали, влюблялись…
    Парадно-протокольным взводом была заложена традиция проведения выпускных балов для факультета культуры и журналистики Военного университета. Каждый год на торжественном выпуске лейтенантов на Поклонной горе ребята исполняют танец, ставший визитной карточкой коллектива, – «Лейтенантский вальс». Еще ППВ всегда желанный гость на праздниках в Военной академии Генерального штаба, принимает участие в подготовке балов Пушкинского молодежного фестиваля искусств. Шаг за шагом ребята возрождают традиции российского офицерского корпуса. А ведет курсантов по этому благородному пути Лидия Николаевна Щедельская – руководитель Центра общественного протокольного этикета торжеств, доктор философии и автор курса «Протоколы бальных программ».
 ||  Александр ХРОЛЕНКО, курсант Военного университета.



Романтиков меньше не становится

    Соцопрос

    Социологический опрос, проведенный Социологическим центром Вооруженных Сил РФ на базе всеармейской репрезентативной квотированной выборки (700 респондентов), был посвящен исследованию мотивационной готовности курсантов - выпускников военных вузов к службе в Вооруженных Силах. Исследование проводилось в 19 военных вузах.
    Анализируя содержание социальных ориентаций курсантов, прежде всего необходимо отметить положительную динамику такого духовно-нравственного мотива военной службы, как личная ответственность за судьбу страны. Его удельный вес в мотивационно-ценностной структуре вырос за последние десять лет в четыре раза. Весомо представлен и государственно-патриотический компонент.
    Будущие офицеры желают начинать офицерскую службу там, где труднее всего (18 процентов); испытать себя в экстремальных условиях, в том числе в «горячих точках» (20 процентов). Для трети опрошенных важным является то, чтобы по окончании вуза назначение на должность состоялось в соответствии с полученной воинской специальностью. Каждый пятый мечтает сделать быструю военную карьеру; 85 процентов выпускников твердо уверены в том, что по прибытии в части смогут выполнять реальные боевые задачи. Абсолютное большинство (94 процента) будущих офицеров высоко оценивают степень своей готовности по отражению внешней агрессии, к участию в миротворческих операциях, восстановлении конституционного порядка.
    Существенное влияние на отношение курсантов к перспективам военной службы оказывает мнение родителей и родственников об их службе в армии. Исследования показывают, что большинство родителей (76 процентов), более половины жен (63 процента) морально поддерживают курсантов, положительно относятся к их выбору.
    Существенно не изменился за последние годы удельный вес таких мотивов выбора военной профессии, как романтика военной (офицерской) службы, интерес к военной технике и стремление управлять ею, желание получить бесплатное высшее образование.
    Наметилась тенденция к росту удельного веса тех, кто в качестве мотива, определившего выбор профессии военного, называет желание продлить семейную династию. Это во многом обусловливается тем, что среди курсантов - выпускников вузов более трети являются выходцами из семей военнослужащих.
    Наиболее ярко в мотивационно-ценностной структуре курсантов выражен социально-прагматический компонент. В нынешних условиях молодежь, поступающая в военные институты и университеты, прочно связывает военную карьеру (в рамках военного образования) с возможностью самореализации. Военная служба выступает как наиболее доступная форма достижения основных жизненных целей молодыми людьми. Так, почти половина из числа опрошенных курсантов (48 процентов) считают главным мотивом поступления в вуз возможность заняться престижным и интересным делом, каждый третий из них видит в военном образовании хорошую возможность достижения достойного положения в жизни, а 16 процентов полагают, что военное образование позволяет приобрести престижную специальность, которая пригодится и на «гражданке».
    Кроме того, среди факторов, определяющих выбор профессии военного, на первый план все чаще выступают социальные: низкое материальное положение родителей, недостаточная общеобразовательная подготовка (считается, что поступить в гражданский вуз труднее, чем в военный), возможность материально обеспечить себя и свою семью (23 процента), избежать безработицы, переждать «трудные времена» (7 процентов), уклониться от военной службы по призыву в случае непоступления в вуз (5 процентов) и др.
    Недостаточно профессиональный, а иногда формальный подбор абитуриентов, слабая просветительская работа приводят к тому, что, попадая в новые условия жизнедеятельности, значительная часть курсантов начинает испытывать растерянность и неудовлетворенность. Так, у каждого четвертого опрошенного курсанта-выпускника изменилось представление о военной службе в худшую сторону.
    Доминирование социально-прагматических ценностей в среде курсантов отчасти объясняется их социальным составом. Большая часть курсантов происходит из социально не защищенных семей. К тому же половина этих семей имеет по двое детей, а каждая десятая - по трое и четверо детей. Поэтому получение высшего образования в нынешних условиях для этой части молодых людей нередко является единственной реальной возможностью достойно устроиться в жизни.
    Преобладание социально-прагматических ценностей не в полной мере отвечает целям и задачам качественного отбора и подготовки будущих офицеров. Появляется необходимость наращивания усилий по воинскому воспитанию курсантов от младших курсов к старшим и далее в соединениях и частях; по формированию у молодых офицеров сильных и устойчивых духовно-патриотических мотивов военной службы.
    У большей части выпускников доминируют оптимистические взгляды на будущую офицерскую службу. С ней они связывают: надежды на лучшую жизнь (58 процентов), уверенность в своих силах (42 процента), заинтересованность в перспективах военной службы (50 процентов), спокойствие (27 процентов).
    Вместе с тем в условиях разрушения идеологических стереотипов, отсутствия гарантий на перспективу в службе у части курсантов формируется психология временщиков, появляются чувства тревоги и беспокойства, апатии и безразличия, страха перед будущим (40 процентов).
    Значительная часть курсантов-выпускников находится в состоянии неопределенности относительно своего дальнейшего выбора. Только каждый четвертый выпускник намерен служить более или менее продолжительные сроки. Остальные либо не приняли окончательного решения (40 процентов), либо отложили принятие решения до окончания срока первого контракта (11 процентов).
    Такое положение в значительной степени обусловливается тем, что из года в год ухудшаются интеллектуальные, морально-психологические качества и физические данные абитуриентов. Четвертая часть курсантов-выпускников имеет в аттестатах о среднем образовании тройки. Накануне выпускных государственных экзаменов среди троечников - уже почти половина (46 процентов) будущих офицеров.
    Причины неопределенности в дальнейшей службе у курсантов-выпускников объясняются наличием различных проблем, среди которых доминируют: низкий материальный уровень офицера (73 процента), отсутствие жилья у офицеров (72 процента); неясность военной карьеры как таковой в связи с сокращением ВС РФ (23 процента); социально-правовая незащищенность (24 процента); утрата веры в престижность службы (23 процента); бесперспективность избранной военной специальности (24 процента).
    Таким образом, еще раз подтверждается необходимость скорейшего решения проблем материального, социально-правового и бытового характера молодых офицеров в ходе военной реформы.
    Эволюция социальных ценностей военной службы курсантов непосредственным образом отражается и на их намерении продолжать службу после окончания вуза. Только 15 процентов готовы служить там, где прикажет Родина. Основная масса курсантов предпочитает служить после учебы в МВО, ЛВО, крупных городах европейской части России или недалеко от места жительства родителей.
    В качестве аргументов в пользу того или иного места будущей военной службы курсанты-выпускники приводят такие: имеют жилье в том регионе (21 процент); родители (родственники), родители жены проживают в выбранном регионе (28 процентов); по семейным обстоятельствам (21 процент); по состоянию здоровья (9 процентов).
    Основной сферой, в которой происходит реализация социальных установок и мотивов военной службы курсантов, является их учеба. В зависимости от качества и организации учебного процесса у курсантов усиливаются или уменьшаются стремление к овладению воинской специальностью, интерес к учебе, совершенствованию знаний и умений.
    Свои знания, полученные в вузе по вопросам организации и проведения воспитательной работы, 38 процентов курсантов-выпускников оценивают как высокие, 40 процентов - как средние и 4 процента - как низкие. Большая часть будущих офицеров (83 процента) полагают, что уровень их подготовки позволит в будущем успешно решать задачи воспитательной работы с подчиненными.
    

Рандеву





    31. Светлана. Стрелец
    Я живу в Астрахани. Окончила Нижегородское медучилище. Сейчас – старшая медицинская сестра военного госпиталя Краснознаменной Каспийской флотилии. Горжусь тем, что в прошлом году выиграла конкурс «Лучшая медсестра», который проходил в нашем лечебном учреждении. Люблю активный образ жизни.



Из Петрозаводска – в Череповец

    Делегация из Петрозаводска, в которую вошли представители администрации города и местного военкомата, побывала в Череповецком военном инженерном институте радиоэлектроники. Сегодня в двух подразделениях этого вуза – роте материально-технического обеспечения и батальоне обеспечения учебного процесса - проходят срочную службу более сотни ребят из Карелии, каждый второй из которых петрозаводчанин.
    В рамках визита между администрацией Петрозаводска и руководством института была достигнута договоренность о том, что при комплектовании личного состава этих подразделений петрозаводчане и в дальнейшем будут иметь преимущества. А по истечении срока службы желающим продолжить обучение в институте будет предоставлено приоритетное право поступления в вуз.
    Сегодня в Военном институте, где проходит подготовка специалистов по направлениям: «Радиотехника», «Информационные системы и технологии», «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», «Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем», обучается только один петрозаводчанин. Но, как считают в администрации города, в условиях новой договоренности начиная с 2006 года число представителей столицы Карелии среди курсантов заметно вырастет.

Курсанту — титул чемпиона

    В Москве во Дворце спорта «Крылья Советов» прошли финальные бои чемпионата МВД России по боксу на кубок министра внутренних дел. В них участвовали 137 боксеров, среди которых 58 мастеров спорта и 3 мастера спорта международного класса. Первое место в весовой категории до 91 килограмма завоевал курсант Омской академии МВД Сайран Смаилов, а в общекомандном зачете лучшими были признаны боксеры из Восточно-Сибирского института МВД России.
    Как сообщили в пресс-службе МВД, эти соревнования проводятся ежегодно на протяжении последних пяти лет. Их организаторами выступают Департамент кадрового обеспечения МВД России и Федерация бокса МВД РФ. В соревнованиях принимают участие сильнейшие боксеры - сотрудники российской милиции, в том числе будущие офицеры МВД.
Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex