на главную страницу

31 Января 2006 года

Армия и общество

Вторник

«МЫШЕЙ ЛОВИТЬ» НЕ РАЗУЧИЛИСЬ

Беседу вел Владимир МОХОВ.



Разразившийся на прошлой неделе между Россией и Великобританией шпионский скандал вызвал у нас в стране достаточно большой резонанс. Но стоит ли нагнетать по этому поводу излишние страсти? С этим вопросом «Красная звезда» обратилась к члену Комитета по безопасности Государственной Думы Российской Федерации Геннадию ГУДКОВУ.

     - Геннадий Владимирович, как вы, в недавнем прошлом сотрудник одной из российских спецслужб, оцениваете все произошедшее?
     - Во-первых, это колоссальный провал английской спецслужбы. И, во-вторых, серьезный успех российской контрразведки. Результат ее многолетнего труда. Я не хочу и не имею права утверждать (еще и как профессионал), что мы, дескать, такие «крутые», а англичане - полные «лохи». В истории противостояния разведок и контрразведок всегда кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. И, быть может, у англичан есть такие успехи, о которых в лучшем случае узнают наши потомки. А может, не узнает и никто…
     Тем не менее на сегодняшний момент многоходовая, сложная, хитроумная операция российских чекистов прошла блестяще и дала прекрасный результат, в том числе контрразведывательный. Как правило, провалы любой разведки в любой стране, и Великобритания в этом смысле не исключение, весьма болезненно воспринимаются правительством. И это наверняка должно повлечь за собой определенное снижение активности британских спецслужб, действующих на территории России. Когда разом попадаются четыре-пять шпионов – это серьезная дезорганизация работы резидентуры. Это сразу же сокращает ее активность и результативность. Так что несомненный плюс состоит для нас в том, что британские разведчики будут чувствовать себя на нашей территории не столь вольготно.
     Не исключено, что это может повлечь и серьезные кадровые перестановки в английской внешней разведке, сокращение ее финансирования. Я не хочу накручивать страсти. Ибо английское правительство само решит, как лучше реагировать на неприятную для официального Лондона ситуацию.
     - Сопутствующим пропагандистским эффектом здесь стало то, что были обнародованы факты финансирования британскими дипломатами-шпионами российских неправительственных организаций (НПО), в частности Московской хельсинкской группы и фонда «Евразия». Логично поставить вопрос: для чего англичанам наши НПО?
     - Думаю, как для заявленных целей, связанных с поддержанием в нашей стране демократических процессов, финансированием проектов в области прав человека и гражданского общества, так и для тех целей, которые афишировать не принято. В данном случае наверняка присутствует и то, и другое.
     Спецслужбы никогда не упустят возможности использовать любую организацию, независимо от ее характера, статуса и т.д., которая объективно полезна для их государства. А цели при этом могут быть разные. Например, политические, когда выгодна компрометация того или иного политика, того или иного государства, той или иной компании. Могут ставиться цели, связанные с получением какой-то определенной информации. Причем не обязательно касающиеся государственной тайны. Потому как всегда и везде идет так называемая доразведка. И спецслужбы той или иной страны зачастую могут интересовать вопросы, на первый взгляд, далекие от стратегических. Например, состояние транспортных путей в том или ином регионе. Или решение вопросов, связанных с легализацией мигрантов.
     Почему же спецслужбе не изучать этот процесс с помощью какой-либо организации, занимающейся защитой прав мигрантов? Это обычная практика. При изучении тех или иных вопросов те же сотрудники посольств используют не только открытые каналы. Общественные организации могут поведать им гораздо больше, сфокусировав внимание и на недостатках, и на некоторых нюансах, которые, как правило, интересуют профессионального разведчика. Так что, когда спецслужбы будут проводить какую-то разведывательную операцию, они смогут эти нюансы использовать. И не только нюансы, но и конкретных людей, выложивших ту или иную информацию.
     Это вовсе не означает, что организации, занимающиеся проблемами мигрантов, или известные в нашей стране правозащитники сплошь и рядом работают на чью-то разведку. Это не значит, что они поголовно завербованы, что все приходящие им из-за рубежа гранты являются оплатой шпионской деятельности. Просто их могут использовать. Может быть, даже втемную. Так что скандал этот в принципе можно считать рабочим. Несмотря даже на то, что последние сорок лет английская разведка так не проваливалась.
     - В последние годы, пожалуй, и у нашей контрразведки не было такого крупного успеха…
     - Для ФСБ это, без преувеличения, событие эпохальное. Оно показывает, что наши контрразведчики «мышей ловить» все-таки могут, и даже жирных. Значит, наши спецслужбы возрождаются, и в их рядах еще остались люди, у которых есть опыт, квалификация.
     - Многие обратили внимание, что Президент России Владимир Путин тоже не захотел нагнетать страсти вокруг этого скандала…
     - Думаю, его спокойная, мягкая, чуточку ироничная позиция – это скорее великодушие победителя. Когда шахматную партию выигрывают дерзким матом, победитель, если это игрок серьезный, вряд ли будет глумиться над своим соперником. Соперник просто зевнул ладью и получил мат на двенадцатом или семнадцатом ходу. Но это не значит, что соперника надо размазывать по столу. Лучше пошутить, разрядить ситуацию, сказав, что вы, господин хороший, видимо, просто устали. Или отвлеклись. Ибо нет никаких сомнений, что следующую партию он будет играть всерьез.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex