на главную страницу

2 Февраля 2006 года

Планета людей

Четверг

Справедливо ли подозревают НПО?

Вадим МАРКУШИН.



     Вовторник Великобритания публично отреагировала на российские обвинения в шпионаже. В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» посол королевства в Москве Энтони Брентон заявил, что его страна никак не вмешивается во внутренние дела России, а нападки в адрес британцев в связи с финансированием неправительственных политических организаций назвал «несправедливыми». При этом он заверил, что Великобритания не собирается сокращать финансовую поддержку НПО.
     Накануне этого выступления газета «Файнэншл таймс» опубликовала аналогичные высказывания Брентона, в которых он, в частности, подчеркнул, что «поддержка неправительственных организаций в России не связана с чем-либо незаконным», а «утверждение о том, что поддержка НПО британским правительством не является честной и открытой, абсолютно не верно».
     Что тут сказать? В истории международных отношений вряд ли отыщется хотя бы один пример, когда какое-нибудь правительство публично заявило бы, что оно действует нечестно. Не было таких примеров. Притом что нечестность, коварство в политике – явления обычные. Не станем утверждать, что в данном случае уважаемый посол искренне уважаемой нами страны слукавил. Мы лишь позволим себе усомниться в том, что выделяемые российским НПО средства пойдут на пользу упрочения основ государства российского, его стабильности и безопасности.
     Нынешние шумовые эффекты вокруг неправительственных политических организаций в России еще раз подтверждают вечную истину: власть (даже самая демократическая) внимательно отслеживает любые оппозиционные проявления. Если же критически настроенные против нее организации финансируются из-за рубежа, она, власть, это делает втройне внимательно.
     Как реагируют на особое к себе внимание со стороны власти оппозиционно настроенные организации? Естественно, им это не нравится. Поэтому они говорят, что их притесняют. И не просто говорят, а устраивают пикеты, пресс-конференции, пишут протесты, апеллируют к международной общественности. Абсолютно ничего из ряда вон выходящего нынешние российские НПО не делают. Равно как и властные структуры, выполняющие свои функциональные обязанности. Все это можно встретить в мировой истории многократно. Да и в нашей тоже.
     За последние годы мы вдоволь начитались, наслушались и насмотрелись материалов о дореволюционной деятельности большевиков. А также о том, кто и как их финансировал из-за границы. У нас немало журналистов, публицистов, писателей, которых эта тема продолжает вдохновлять на новые поиски. О Ленине, доставленном в Россию в опломбированном вагоне, не знают только самые дремучие люди. При этом подтекст всегда такой: дескать, некрасиво поступали марксисты-ленинцы, подрывали основы. А сколько было разоблачительных газетных и телевизионных сюжетов о материальной поддержке иностранных компартий со стороны КПСС!
     Нет слов, наличие сильной политической оппозиции – свидетельство нормального хода развития страны, в известной степени ее нравственного здоровья. Без оппозиции, без критики власть обрастает жиром самодовольства. Нашу власть есть за что критиковать. Однако чего добиваются люди, представляющие нынешнее правозащитное движение? Для человека с улицы это всегда неясность. Наверное, поэтому НПО не имеют (или далеко не всегда имеют) поддержки, в том числе и финансовой, в своем Отечестве.
     В конце напомним, что Владимир Путин на пресс-конференции в Кремле во вторник заявил, что государство намерено поддерживать неправительственные организации в России, только они не должны руководиться «кукловодами из-за границы» и не использоваться в качестве инструмента внешней политики.
     Что же необычного в этой позиции? Или в Лондоне думают по-другому?


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex