на главную страницу

2 Февраля 2006 года

Планета людей

Четверг

«Силовые машины» станут сильнее

Андрей ГАРАВСКИЙ.



Как сообщает РБК, немецкий концерн «Сименс» приобретает 20,62 процента акций «Силовых машин» за 93 млн. долл. у компании «Интеррос». Вместе с уже имеющейся долей в 4,38 процента концерн будет владеть так называемым блокирующим пакетом в 25 процентов плюс одна акция этой компании. Напомним, что после продажи долевого пакета компании «Сименс» «Интеррос» сохраняет 30,4 процента акций в «Силовых машинах», РАО «ЕЭС России» принадлежит 25 процентов плюс одна акция «Силовых машин», остальные 19,5 процента находятся в собственности миноритарных акционеров. Таким образом, удалось соблюсти некий баланс интересов, немецкая компания не получила контрольный пакет акций «Силовых машин», но все же увеличила свой пакет до блокирующего, России же удалось сохранить контроль над ведущей компанией одной из ключевых отраслей экономики - энергомашиностроением.

     Интерес иностранных инвесторов к ОАО «Силовые машины» (Ленинградский металлический завод, завод «Электросила», Калужский турбинный завод, Завод турбинных лопаток, компания «Энергомашэкспорт» и др.) не случаен, это одна из немногих в России компаний, которая производит продукцию с высокой конкурентоспособностью. Это оборудование для гидравлических, тепловых, газовых и атомных электростанций, для передачи и распределения электроэнергии, а также транспортного и железнодорожного оборудования. У компании особо сильные позиции на традиционных рынках: Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке, СНГ. Отметим, именно здесь объемы потребления энергомашиностроительного оборудования растут стремительнее всего.
     Другим принципиальным моментом является то, что «Силовые машины» - единственный российский производитель электротехнического оборудования для надводных кораблей, атомных и дизельных подводных лодок, специальных глубоководных средств, а также наземного оборудования стартовых комплексов ракет-носителей «Союз» и «Протон». «Силовые машины» участвуют в обеспечении сервисного обслуживания и поддержания боеготовности морских стратегических ядерных сил и имеют значительные мобилизационные задания.
     Переход контроля над компанией к «Сименсу» неминуемо привел бы к возникновению и усилению его доминирующего положения в мире и как следствие - росту цен. В итоге Россия не только могла бы потерять перспективные рынки, но и понести ощутимый урон в регионах, традиционно относящихся к сфере наших национальных интересов. Повысились бы цены и на внутреннем рынке. Все это представляло бы реальную угрозу не только экономике, но и энергетической и, следовательно, национальной безопасности России.
     Что касается юридических гарантий того, что новый владелец ОАО «Силовые машины» принимал бы к исполнению государственные оборонные заказы, а также поставлял бы продукцию для реализации федеральных целевых программ и других государственных нужд, то они отсутствовали. Не было и гарантий того, что проводимая новым собственником ценовая политика не шла бы вразрез с принципами размещения и исполнения государственных оборонных заказов.
     НАША СПРАВКА. «Сименс» является крупнейшим немецким производителем электроники и электротехники. В концерне работают более 460 тыс. сотрудников, предприятие обслуживает заказчиков более чем в 190 странах. В 2005 финансовом году (по состоянию на 30 сентября) оборот Siemens AG превысил 75,4 млрд. евро, а годовая прибыль после уплаты налогов составила около 2,25 млрд. евро.
     Как же развивалась ситуация вокруг ОАО «Силовые машины» в последнее время? Напомним, что еще в июле 2004 г. «Сименс» просил у Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России разрешения на покупку 71 проц. акций «Силовых машин». Затем, в конце января 2005 года, ФАС получила ходатайство от одной из структур, аффилированной с компанией «Базовый элемент», о приобретении пакета акций ОАО «Силовые машины». Кроме того, в феврале 2005 г. председатель правления РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс также заявил, что в случае отказа «Сименса» от приобретения ОАО «Силовые машины» РАО «ЕЭС» готово предложить свои варианты по данной сделке.
     Против покупки акций российского концерна иностранцами выступила и Госдума. Депутаты приняли обращение к Правительству РФ, в котором выступили против продажи контрольного пакета акций, так как это может привести к невыполнению государственного оборонного заказа, утечке информации, имеющей гриф секретности, и снижению мобилизационной готовности России.
     12 апреля 2005 года ФАС отклонила ходатайство немецкого концерна в связи с тем, что «реализация данной сделки приведет к ограничению конкуренции на рынках энергетического оборудования». Обе компании производят энергетическое оборудование всех типов и масштабов и являются конкурентами на российском и мировом рынках энергетического машиностроения.
     В июне 2005 года ФАС одобрила ходатайство структуры «Базэла» (ОАО «Русские машины») о покупке пакета акций «Силовых машин» у «Интерроса». Однако затем «Интеррос» принял решение разработать собственную стратегию дальнейшего развития «Силовых машин» и создания на их базе национальной энергомашиностроительной компании. Примерно в то же время германский концерн «Сименс» также сообщил, что переговоры о приобретении акций «Силовых машин» не ведутся.
     Совет директоров РАО «ЕЭС России» в начале октября 2005 года одобрил покупку у ХК «Интеррос» 22,43 процента акций ОАО «Силовые машины». РАО «ЕЭС России» также заявляло, что рассматривает в качестве возможного стратегического инвестора в ОАО «Силовые машины» концерн «Сименс».
     5 декабря прошлого года Федеральная антимонопольная служба удовлетворила ходатайства РАО «ЕЭС России» о приобретении акций ОАО «Силовые машины». 7 декабря РАО «ЕЭС России» приобрело 22,43 процента акций «Силовых машин» более чем за 100 млн. долл. В результате общая доля РАО «ЕЭС России» в капитале «Силовых машин» составит 55,417 процента. Таким образом, с учетом акций ОАО «Силовые машины», принадлежащих ОАО «Ленэнерго», холдинг РАО «ЕЭС России» аккумулировал блокирующий (25 процентов + 1 акция) пакет акций концерна.
     Если рассматривать ситуацию вокруг «Силовых машин» в комплексе, то она очередной раз подтвердила то, что нынешнее законодательство, к сожалению, не регламентирует участия иностранных инвесторов в предприятиях такого рода. Поэтому необходимо как можно скорее определить для инвесторов, в том числе иностранных, четкие правила игры. Об этом, кстати, говорил и Президент России Владимир Путин в своем Послании к Федеральному Собранию. Глава государства предложил законодательно закрепить перечень отраслей, предусматривающих ограниченное участие иностранного капитала в инфраструктурных монополиях и оборонной промышленности. По его словам, именно такой подход используется сегодня в ряде стран с развитой рыночной экономикой и мы его тоже должны использовать.
     При этом нельзя сказать, что Россия закрывает от иностранных инвесторов энергомашиностроительную отрасль. Иностранные компании могут участвовать в совместных проектах на условиях технологического партнерства, лицензионных соглашений или в форме совместных предприятий. Мы понимаем, что для решения многих задач стратегическое партнерство в различных формах с крупнейшими иностранными производителями, такими как «Сименс» или «Дженерал электрик», будет просто необходимо. По такому пути сегодня идут крупнейшие производители энергетического оборудования в Китае и Индии. О нашей открытости все же говорит и тот факт, что «Сименс» довел свой пакет акций до блокирующего.
     Многие эксперты сегодня прогнозируют создание на базе ОАО «Силовые машины» национальной энергомашиностроительной корпорации на принципах государственно-частного партнерства. С учетом реформирования РАО «ЕЭС» и газовой отрасли, реформы ЖКХ очевидно, что России жизненно важно иметь собственный полный замкнутый цикл разработки и производства современного энергетического оборудования, который позволит обеспечить экономическую, технологическую и энергетическую независимость государства.
     Базовой стратегией национальной энергомашиностроительной корпорации должно стать сохранение и развитие потенциала отрасли, позволяющего на основе объединения государственной поддержки и финансовых вложений частного капитала сохранить за Россией статус одного из лидеров мирового энергетического машиностроения. И участие в этом иностранных инвесторов, того же «Сименса», только приветствуется. Но участие, оговоримся еще раз, не ставящее под угрозу нашу энергомашиностроительную отрасль, и тем более государственный оборонный заказ и мобилизационную готовность России.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex