на главную страницу

3 Февраля 2006 года

Армия и общество

Пятница

С чего начинаются трагедии?

Александр Григорьев.



Парламентская комиссия раскрыла причины беспрецедентного по масштабам и зверствам террористического акта 1-3 сентября 2004 года в столице Республики Северная Осетия – Алания.

     Материалы Парламентской комиссии, которую возглавил заместитель Председателя Совета Федерации Александр Торшин, нельзя читать без содрогания. С 20 сентября 2004 года по 27 декабря 2005 года парламентарии расследовали причины террористического акта в школе №1 в городе Беслане непосредственно на месте трагедии, в Ингушетии, Чечне, Ростове-на-Дону. Были опрошены сотни свидетелей, должностных лиц. На заседания комиссии приглашались председатель Правительства РФ Михаил Фрадков, первый заместитель министра обороны РФ - начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Юрий Балуевский, министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев, директор ФСБ Николай Патрушев, бывший президент Северной Осетии - Алании Александр Дзасохов и многие другие. Никто из должностных лиц не уклонился от явки и дачи показаний.
     Масштабы трагедии действительно беспрецедентны. В результате террористического акта погибли 331 человек, из них 186 детей. Признаны потерпевшими из-за ранений, контузий, ожогов 1.343 человека. Циничный, масштабный теракт в День знаний болью отозвался в сердцах россиян и многих жителей планеты. По результатам расследований своих постов лишились многие военные и гражданские чиновники, отвечавшие за безопасность граждан. Но никогда не утихнет горе, поселившееся в мирном Беслане, где солнечными сентябрьскими днями заживо сгорали дети и родители, под пулями на родную землю падали мирные бесланцы.
     В ходе парламентского расследования были выяснены основные причины, приведшие к трагедии. Член Совета Федерации генерал-полковник Владимир Кулаков, принимавший участие в расследовании в составе парламентской комиссии, сообщил «Красной звезде»: «Конкретных данных о подготовке к нападению именно на школу №1 в Беслане у правоохранительных органов не было. Но исходя из оперативно-агентурных сводок министр МВД РФ Рашид Нургалиев, его первый заместитель Александр Чекалин 21 и 31 августа 2004 года телеграммами давали указания МВД Республики Северная Осетия - Алания усилить охрану всех образовательных учреждений в День знаний. Это вполне могло помешать теракту. Эти указания не были выполнены».
     
Бандиты беспрепятственно готовились к теракту

     От Чечни, Ингушетии до Северной Осетии – Алании несколько часов езды на автомобиле. Братские народы вместе вынесли ужасы двух чеченских войн. До сих пор в здешних краях проводятся специальные контртеррористические мероприятия – выявляются боевики, схроны с оружием. На первый взгляд в Северной Осетии – Алании все силовые структуры, каждый милиционер МВД, солдат Минобороны из 58-й общевойсковой армии должны быть предельно бдительными. Ведь реально контртеррористическая операция не завершилась. Тем более что накануне Дня знаний в 2004 году в МВД РФ поступала оперативно-разведывательная информация о том, что боевики под руководством Басаева, Масхадова готовят террористические акты.
     Поэтому вышестоящее милицейское руководство со своей стороны категорично требовало от республиканских МВД Северо-Кавказского региона максимально увеличить численность нарядов патрульно-постовой службы, государственной инспекции безопасности дорожного движения. Строго предписывалось проверять все групповые перемещения людей, на стационарных постах ГИБДД и полка ППСМ тщательно досматривать грузовой автотранспорт. Применять для этого специальные технические средства и служебных собак, которые в фургонах эффективно выявляют скрытые грузы. Но строгие указания из-за обычной беспечности или злого умысла в основном не доходили до исполнителей на местах. Например, участковый уполномоченный Малгобекского РОВД Мержоев не получал из МВД Ингушетии и РОВД специального расчета сил и средств по поводу проведения Дня знаний.
     А тем временем даже рядовые милиционеры Малгобекского РОВД имели информацию о подготовке диверсионно-террористических актов. После недавнего нападения на Назрань внештатные сотрудники докладывали в РОВД Малгобекского района о замеченных в местных лесах подозрительных людях. Уже с начала августа в лесу в районе населенных пунктов Пседах, Сагопши, Инарка были замечены вооруженные люди. РОВД провело оперативно-разыскные мероприятия. Но они ничего не дали. В этом случае речь может вестись или о формальном их проведении, или умышленном сокрытии скоплений боевиков и их баз.
     А тем временем банда под руководством Руслана Хучбарова по кличке Расул с 25 по 31 августа 2004 года со всем многочисленным вооружением (минами, реактивными и подствольными гранатометами, ручными гранатами, автоматами и пулеметами), боеприпасами, продуктами питания, грузовым вездеходом ГАЗ-66 сосредоточилась в лесном массиве близ села Пседах Малгобекского района Ингушетии. Боевики были так уверены в своей неуязвимости, что, не маскируясь, расположили базовый лагерь в 70 метрах от дороги и 500 метрах от окраины села. Очень многие факты указывают на уверенность террористов в своих силах и возможностях. «По показаниям единственного захваченного живым боевика, подсудимого Н. Кулаева, - рассказывает сенатор Владимир Кулаков, - 31 августа 2004 года Кулаев в селе Пседах встретился в автомашине с одним из руководителей банды Абу-Радием, с которым были двое вооруженных автоматами бандитов в масках. По селу они проехали свободно».
     Так на территории Малгобекского района, в сфере деятельности местного РОВД совершенно беспрепятственно сформировалась многочисленная и отлично вооруженная банда. Впоследствии в отношении начальника Малгобекского РОВД Евлоева и его заместителя Котиева было возбуждено уголовное дело по статье 293 УК РФ («Халатность»). А ведь вместо этого милицейские начальники вполне могли выполнить приказ и усилить защиту объектов особой важности, повысить охрану административной республиканской границы, провести сплошные досмотрово-регистрационные мероприятия в приграничной зоне. Ничего этого не было сделано.
     
Школа в прицеле

     Уже в конце августа главари бандитов определили объект удара – школу №1 в городе Беслане в Республике Северная Осетия – Алания. Эксперты парламентской комиссии утверждают, что целью этого чудовищного террористического акта была дестабилизация обстановки на всем Северном Кавказе. Однако бандитами двигала также и звериная жестокость к мирным жителям соседней республики, которые не поддержали братоубийственную бойню на Северном Кавказе, развязанную местными и международными террористами.
     Главарь Хучбаров 31 августа объявил своим 33 бандитам план нападения на школу. Доставка группы в Беслан на ГАЗ-66 была поручена Цокиеву. Детально был выверен маршрут движения. Бандиты знали расположение всех милицейских постов, перемещения патрульных групп. Ночь с 31 августа на 1 сентября банда провела в лесу близ ингушского села Инарки. Ранним утром по неконтролируемым милицией дорогам они выехали в Беслан убивать детей и их родителей. В 8 часов утра на перекрестке проселочной дороги и автотрассы Моздок—Хурикау они захватили участкового уполномоченного отделения милиции села Хурикау УВД Моздокского района майора милиции Гуражева. Три бандита вместе с главарем Хучбаровым пересаживаются в машину милиционера ВАЗ-2107. Далее банда уже на двух автомобилях минует все милицейские посты и по федеральной трассе «Кавказ» в 9 часов 5 минут утра въезжает во двор школы №1 города Беслана. В этот момент у здания оказалась только одна сотрудница местной милиции Дудиева, которая сама попала в заложники.
     С самого начала террористического нападения не удается точно установить количество захватчиков. До 2 сентября начальник УФСБ генерал-майор Андреев, начальник информационно-аналитического управления президента республики Дзугаев сообщали прессе почему-то о 354 заложниках. Хотя уже во второй половине дня 1 сентября было известно, что в заминированной школе — 1.100 детей, женщин, мужчин.
     Материалы парламентского расследования буквально прожигают сердце, их трудно читать. Школьников всех возрастов, их родителей, учителей загоняют в небольшой спортзал и усаживают на пол с поднятыми руками. Уже через несколько минут в невообразимой тесноте и духоте некоторые теряют сознание. Бандиты от вседозволенности и наркотиков начинают звереть. На крики людей реагируют стрельбой из автоматов. На глазах у всех убивают жителя Беслана Бетрозова, потом Худалова. Убитых тянут по залу за ноги. Заложники в шоке.
     Только в 16.00—16.30 с бандитами удается установить телефонную связь. Ответственный сотрудник УФСБ Республики Северная Осетия – Алания узнает от боевика страшные известия, будто из-за того, что по ранее сообщенному номеру телефона никто из федералов не позвонил, он расстрелял 10 заложников и 20 взорвал в одной из классных комнат. Все собравшиеся вокруг школы военные и гражданские слышали в 15.00—15.30 первые взрывы. При этом бандиты ведут плотный огонь по всей околошкольной территории. В 17.00—17.30 они выбрасывают из окон на улицу Коминтерна 11 тел заложников. К этому времени из ада школы чудом удалось вырваться нескольким. Они рассказали о заминированном спортзале с тысячью людей на полу, расстрелах, о том, что людям не дают ни воды, ни пищи. Руководителям операции, как удалось выяснить в ходе парламентского расследования, стало ясно, что силовое освобождение заложников приведет к массовым жертвам. К переговорам привлекаются самые влиятельные и авторитетные люди в России. Даже обсуждается вопрос обмена заложников на арестованных участников вооруженного нападения на Ингушетию в июне 2004 года, передачи террористам 10 автобусов «Икарус» для выезда в Чечню и Ингушетию.
     Террористы требуют для участия в переговорах президента Республики Северная Осетия – Алания Александра Дзасохова, президента Республики Ингушетия Мурата Зязикова, детского врача Леонида Рошаля, советника Президента РФ Аслаханова. Однако это отклоняется из-за опасности их физического уничтожения.
     
Час «Ч»

     Во второй половине дня 2 сентября на переговоры к террористам в школу пошел председатель комитета воинов-интернационалистов при Совете глав правительств СНГ Руслан Аушев. Бандиты показывают ему из окна убитых мужчин-заложников. Главарь банды Хучбаров передает Аушеву записку к Президенту РФ от Басаева, но без его личной подписи, с требованием вывести войска из Чечни и предоставить республике полный суверенитет. Потом террористы согласились отпустить матерей с грудными детьми, выдать убитых заложников. Выходя из школы, на прощание Хучбаров сказал Аушеву, что «больше никто отсюда не выйдет». После этого обстановка в школе еще больше обостряется. Заложникам вообще перестают давать воду и водить их в туалет.
     Телефонные контакты, по данным парламентской комиссии, возобновились 3 сентября. Террористы разрешают спасателям эвакуировать на автомобиле МЧС тела убитых заложников. Когда трупы людей выносятся в пространство между школой и частным домом, неожиданно в 13.05—13.10 в спортивном зале происходят два взрыва. Террористы тут же расстреливают руководителя группы спасателей Дмитрия Кормилина, а троих ранят. Впоследствии один из раненых – Валерий Замараев – скончался. В кромешном аду взорванного и уже горящего спортзала бандиты расстреливают из автоматов заложников, которые выбегают на волю. Часть заложников террористы оттеснили в небольшую комнату учителя физкультуры Каниди. 74-летний преподаватель выхватывает у одного бандита автомат, но тот убивает его четырьмя выстрелами из пистолета.
     В критической и практически неуправляемой ситуации руководитель оперативного штаба генерал-майор ФСБ Андреев приказывает оперативно-боевому центру специального назначения ФСБ РФ начать боевую операцию по спасению заложников и нейтрализации бандитов. Из горящей школы и спортзала под огнем бандитов спецназовцы спасают уцелевших заложников. «К 18.00, - рассказывает Владимир Кулаков, - боевики засели в классе, подвале, на чердаке. Выяснилось, что заложников там уже нет. Тогда начальник центра специального назначения ФСБ командует уничтожить бандитов из реактивных пехотных огнеметов в термобарическом снаряжении (РПО-А). В 21.00—21.30 оставшиеся в живых бандиты уничтожаются семью выстрелами из танкового орудия и накладными зарядами, которые окончательно обрушили стены здания».
     4 сентября 2004 года в 1.30 в Беслан прилетел Президент России Владимир Путин. Он осмотрел место трагедии, побывал в больницах, провел совещание с оперативным штабом и руководством Республики Северная Осетия – Алания. В 19.00 в школе №1 были завершены поисково-спасательные работы.
     
Это не должно повториться

     Парламентская комиссия на основе тщательного анализа теракта пришла к выводу, что «действующая система антитеррористических мер, которые реализуют ответственные структуры, недостаточно эффективна». Более того, должностные лица правоохранительных органов и в первую очередь в Ингушетии, Северной Осетии в условиях реальных террористических угроз в Северо-Кавказском регионе проявили халатность и беспечность, не выполнили распоряжения вышестоящих органов госвласти. Многие местные сотрудники милиции не знали, как действовать в экстремальных ситуациях, не были обучены.
     Правда, на основании указания МВД РФ в североосетинском республиканском МВД подготовили 27 августа 2004 года приказ №500 «Об охране общественного порядка и безопасности в период проведения Дня знаний». Начальникам РУВД, РОВД, ОВД предписывалось лично инструктировать наряды, задействованные для охраны общественного порядка. Вместе с тем по неустановленной причине в Правобережный РОВД приказ не поступил. Школу №1 должны были охранять несколько милиционеров, кроме того, здесь должен был дежурить экипаж ДПС управления ГИБДД, вооруженный автоматами и пистолетами. Однако пока еще не установленное должностное лицо отправило этот экипаж на федеральную трассу «Кавказ» для сопровождения кортежа президента республики. В итоге общественный порядок в День знаний в школе №1 охраняла сотрудник милиции Дудиева.
     Комиссия откровенно указывает, что захвата заложников вообще могло не произойти, а банда была бы разгромлена еще на лесной дороге в случае, если бы республиканское МВД привлекло к охране порядка подразделения Внутренних войск и спецподразделения милиции. Таким образом, по мнению парламентской комиссии, МВД Ингушетии и Северной Осетии «халатно отнеслись к исполнению указаний руководства МВД РФ по проведению контртеррористических мероприятий».
     Из материалов расследования вытекает и тот факт, что слишком поздно, лишь 2 сентября, был создан оперативный штаб по управлению контртеррористической операцией. Его возглавил генерал-майор Андреев после письменного указания из Москвы. Это усилило возможность согласованных и скорректированных действий всех силовых ведомств в этом регионе.
     И все же, несмотря на огромную беспристрастную работу по расследованию причин бесланской трагедии, многие ее моменты еще до конца не выяснены. Даже Генеральная прокуратура РФ продлила расследование террористического акта до 1 марта 2006 года. В настоящее время проводятся взрыво- и пожароэкспертизы. Они дадут точные ответы о причинах первых взрывов в школе 3 сентября, оправданны ли были применение огнеметов РПО-А, обстрел здания из танкового орудия. Результаты и материалы ситуационного анализа в настоящее время изучаются членами парламентской комиссии.
     По ряду вопросов, которые остро поставила парламентская комиссия в ходе своей работы, уже приняты меры. Избран новый президент Северной Осетии – Алании, освобождены от должностей министр внутренних дел Казбек Дзантиев, начальник УФСБ Валерий Андреев, заместитель директора ФСБ РФ Владимир Анисимов. Перед судом скоро предстанут сотрудники РОВД Северной Осетии. Ведется уголовное расследование в отношении руководителей Малгобекского РОВД Ингушетии.
     Но в бесланской трагедии парламентская комиссия отметила еще одну сторону. Это особенный героизм спецназовцев ФСБ, сотрудников МВД, военнослужащих Минобороны. При освобождении заложников накрыл своим телом бандитскую гранату спецназовец лейтенант Андрей Туркин. Всего погибли 10 сотрудников центра специального назначения ФСБ, 41 был ранен, контужен. Погибли два спасателя МЧС. Многие сотрудники МВД и военнослужащие МО были ранены. Очевидно, гибель профессионалов и заложников — на совести тех, кто вольно или невольно способствовал массовому захвату людей бандитами в школе №1, тех, кто в первый день явно неумело проводил контртеррористическую операцию.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex