на главную страницу

4 Февраля 2006 года

Без камуфляжа

Суббота

Инга ОБОЛДИНА: «Театр все-таки игра»

Валерия МОРОЗОВА.



На Первом начался не менее ожидаемый, чем «Мастер и Маргарита» и «В круге первом», показ «Золотого теленка». Одну из главных женских ролей – Зосю – сыграла популярная актриса Инга Оболдина.


     Еще в старших классах школы, когда цель - стать актрисой - была Ингой уже поставлена, но способы ее достижения оставались довольно туманными, произошло судьбоносное знакомство с Владимиром Хотиненко – начинающим режиссером, который в то время жил и работал в Свердловске. Однажды Хотиненко приехал к родственникам в Кыштым, а тетя Инги – директор местного кинотеатра – подготовила презентацию его первого фильма. От Хотиненко Инга впервые узнала, что для поступления в театральный вуз нужно выучить басню, стихи, подготовить отрывок из прозы. Вскоре она уже читала подготовленный репертуар… но Дмитрию Астрахану, который работал тогда в свердловском ТЮЗе. После окончания школы Оболдина поступила в Челябинский институт культуры и искусства на факультет театральной режиссуры. Здесь Инга не только прошла первую серьезную актерскую школу, но и встретила свою судьбу – Гарольда Стрелкова, с которым училась на одном курсе.
     Ингу – молодого специалиста с красным дипломом режиссера оставили в родном институте преподавать на кафедре сценической речи. Она проработала в институте около двух лет, после чего бросила налаженную жизнь, друзей и родных и уехала. Почти как жена декабриста – за мужем. И тоже в неизвестность, незнакомую жизнь – в Москву. Гарольд поступил на курс к Борису Голубовскому в ГИТИС. Пока муж целые дни пропадал в институте, Инга занималась домашними делами, создавала уют. Жизнь, можно сказать, налаживалась. Жили Стрелков и Оболдина на квартире друзей в Плотниковом переулке вместе с оставленным на их попечение 14-летним шотландским сеттером. Но даже такому очень относительному домашнему устройству скоро пришел конец: вернулась хозяйка квартиры, и ребята вынуждены были искать другое жилье.
     К тому времени Инга и Гарольд работали в школе-интернате для брошенных детей. Среди них Инга чувствовала себя абсолютно в своей среде – она с десятого класса занималась с детьми, вела театральную студию, а во время учебы в институте летом работала в лагере, где выпускала большие спектакли. К тому же дети в интернате оказались очень талантливыми, и работать с ними было достаточно интересно – в репертуаре детского театра постоянно появлялись новые спектакли, костюмы к которым шили сами ребята. Со временем работы становились все серьезнее и постепенно стали занимать призовые места на всевозможных детских конкурсах.
     Инга не собиралась ставить крест на своей актерской карьере и ограничивать себя работой с детьми. Прежде всего этого бы не допустил ее муж. Оболдина поступила в Школу-студию МХАТ, а Стрелков продолжал учиться в ГИТИСе. Такое раздельное обучение вело к распаду семьи. Надо было что-то делать. Выход нашелся: и Инга, и Гарольд безумно хотели учиться у Петра Фоменко. Они заново, с нуля, поступали уже на его курс. Ингу называли «звездой курса Фоменко», «надеждой Мастерской», и ни у кого не было сомнений, что после ГИТИСа Оболдина станет примой его театра. Но все сложилось иначе.
     Четыре счастливых года у Фоменко пролетели, и Гарольд Стрелков начал ставить такие любопытные спектакли, что его жене стало интересно в них играть. Кроме того, она была занята в спектаклях в других театрах и у других режиссеров – это были «Сон на конец свету» в Ермоловском театре, «Сахалинская жена» в Доме актера. Ее ждали интересные роли, которые невозможно было осуществить в рамках Мастерской, работать в которой ее пригласил . Фоменко. Она отказалась. «Я поговорила с Петром Наумовичем, объяснила ему ситуацию, и он все понял без обид. И еще: к тому моменту я поняла, что мне очень интересно работать именно с режиссером Стрелковым. Не потому, что он мой муж, просто он постоянно предлагал мне что-то новое, чего у меня никогда не было. В силу этих двух причин я и сделала свой выбор. Хотя, конечно, со стороны он выглядел безумным». Как показало время, выбор Инги был правильным – спектакли, сделанные в сотрудничестве с Гарольдом, принесли ей не просто множество наград и призов, любовь зрителей, но и уверенность в себе, опыт работы в самых разных амплуа. Среди самых заметных театральных работ Оболдиной можно отметить спектакли «Сахалинская жена», «Жанна д’Арк. При дворе и на войне», «Ричард III», «Начиталась!», «Фантазии Ивана Петровича» и «Мата Хари», сделанные в театре «АпАРТе», который приютил Стрелкова и его талантливую команду.
     До недавнего времени спектакли с участием Инги шли на сцене именно этого театра, который создал Андрей Любимов. Он просто увидел хорошую команду и дал людям ставки, возможность пользоваться площадками в центре Москвы, деньги на постановки. Мирное сосуществование продолжалось до 2004 года, когда творческий и технический потенциал труппы Стрелкова перерос возможности этого камерного московского театра.
     Теперь пространство театра для Инги – собственный дом-театр, который называется «Стрелков – Театр». Это не дань мании величия режиссера, а просто попытка уйти от определений и театральных клише. «Новый театр – это то, к чему мы шли эти годы, – заметила Инга. – Он дает нам чувство свободы, прежде всего – свободу в творчестве. Мы в любое время можем принять приглашение на любую постановку в любом театре. Самые приятные моменты в жизни у меня связаны именно с нашим театром: всевозможные премии, признание критиков и благодарность публики. Лучшие актеры получают у нас гранты, достаточные для постановки спектакля, мы приглашаем именитых артистов, режиссеров. Так, Александр Боровский, режиссер «Табакерки», участвовал в последнем проекте нашего театрального дома».
     Кроме того, Инга продолжает успешно работать «на стороне» и «изменять» мужу с другими режиссерами. Для нее это – эксперимент, который позволяет выйти на новый виток понимания профессии, мастерства. Она работала с Грымовым, Мирзоевым, Трушкиным, Някрошюсом. О работе с последним из режиссеров следует сказать особо, ведь именно Някрошюсу Инга обязана ролью Вари из «Вишневого сада», которая принесла ей премию имени Станиславского и номинацию «Самая креативная актриса года».
     Однако каким бы громким ни было театральное признание, настоящий успех приходит к актеру только после работ в кино. Кинокарьера Инги Оболдиной началась с сериала «Самозванцы». Это была неплохая профессиональная школа. Уже в следующем фильме – мелодраме Сторожевой «Небо. Самолет. Девушка» – Инга ярко заявила о себе в роли неприметной Мышки – подруги по работе главной героини Лары, которую сыграла Рената Литвинова. Слишком земная Мышка призвана «оттенить» образ небесной девушки Лары, да и внешне этот дуэт построен на контрасте: высокая стройная анемичная блондинка Литвинова и невысокая простенькая брюнетка Оболдина. Но из роли второго плана Инге удалось сделать по-настоящему трагический образ, трагический в своей несуразности и простоте. Кстати, по странности ее Мышка ничуть не уступает героине Литвиновой. Они обе странные, только одна, Мышка, старается быть не странной и правильной – копить деньги, знакомиться с правильными мужчинами и сразу им сообщать, что у нее серьезные намерения, а другая, Лара, живет совсем неправильно: не копит деньги, в нее влюбляются все мужчины… Но она счастливая в отличие от Мышки. На эту роль претендовали более сорока актрис. Ею могли бы стать Мадлен Джабраилова, Евгения Добровольская. Для проб отбирались наиболее сложные пиковые ситуации по сценарию, в которых и предстояло сыграть претенденткам. Инге предложили финальную сцену, когда погибает красавица-стюардесса, а напарнице предстоит рассказать об этом ее другу-журналисту. Эта сцена стала одной из самых запоминающихся в фильме.
     В фильме Жигаевой «Убить вечер» Оболдина преобразилась в местную секс-бомбу, певицу ночного бара, а в картине «На Верхней Масловке» Инга с радостью сыграла горничную главной героини: толстую и противную старуху. Однако настоящим прорывом актрисы в кино, ее первой главной ролью, стала роль Нины в экранизации трилогии Рыбакова «Дети Арбата», «Страх», «Пепел и прах». У Павла Лунгина в «Деле о Мертвых душах» Оболдина блестяще сыграла гротескную роль дочки городничего. Ее дуэт с Ниной Усатовой – один из несомненных плюсов фильма, который единогласно отмечают все критики. В скором времени ожидается несколько премьер с участием актрисы – это новый фильм Балабанова о любви «Мне не больно» и «Доктор Живаго» Прошкина.
     Кажется, что при такой занятости актрисе непросто найти время на личную жизнь. Но Инга Оболдина расставила для себя приоритеты еще в самом начале своей семейной «карьеры»: «Я поняла: театр все-таки игра, это еще не жизнь. Нельзя слишком «заигрываться». Ты же женщина – у тебя есть предназначение. Семья. Ребенок... Нет, я не заигралась... Хотя бывает нелегко. Как только начинаешь разгребать пространство для жизни – идут новые предложения. И я еще не умею отказывать. Но учусь».
     Они вместе уже почти четырнадцать лет. Как это часто бывает, однокурсники Инга и Гарольд не сразу потянулись друг к другу. Они были очень разные. Она – по ощущению жизни такая задорная девчонка с косичками. Он – очень молчаливый, скрытный художник. Их почему-то никогда не ставили играть в пару. А к концу четвертого курса поставили играть «Лисистрату». И они по-другому друг на друга посмотрели. Как-то все сошлось на почве творчества. А потом вдруг поняли, что им вместе так хорошо. И это «хорошо» может быть долго. Однако официально оформить свои отношения Стрелков и Оболдина не спешили. и дело тут вовсе не в том, что они были не уверены друг в друге или проверяли отношения временем, просто это время было так плотно заполнено учебой, работой, репетициями и спектаклями, что тратить его на «излишества» было бы просто нелепо, а превращать свадьбу в будничное событие ни Гарольду, ни Инге не хотелось. И все же свадьба состоялась, хотя ничего в их отношениях не изменила. за все эти годы Инга может вспомнить лишь одну серьезную ссору, и та – после первого прожитого вместе года – известный испытательный период для всех пар.
     В артистических кругах ее знают как Стрелкову-Оболдину. Когда Ингу спрашивают, почему у нее двойная фамилия, она отвечает: «Потому что я мужнина жена, я Стрелкова. При этом все уже привыкли к фамилии Оболдина со времен студенчества… Была такая смешная история на кастинге перед фильмом «Небо. Самолет. Девушка». Пришел второй режиссер к первому и говорит: «У меня есть замечательная актриса Стрелкова. Посмотрите ее, пожалуйста». На что первый режиссер говорит: «Давайте сначала Оболдину мою посмотрим». Они долго спорили и согласились сначала посмотреть Оболдину. Когда я пришла, они долго хохотали. Чтобы не было таких казусов, мы решили писать фамилию через черточку. Так что по паспорту я Стрелкова, а так – Стрелкова-Оболдина».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex