на главную страницу

11 Февраля 2006 года

тема недели

Суббота

Чужая свобода

Вадим МАРКУШИН.



     

     Когда по городской улице чуть ли не со скоростью звука летит мотоциклист, он этой своей «свободой перемещения» ущемляет свободу других транспортных средств. Когда любители «крутой» музыки наслаждаются децибелами, соседи нервничают, справедливо считая, что их ограничивают в свободе пребывать в тишине. Эта формула выведена давным-давно: ограничителем твоей свободы является чужая свобода. Формула, прямо скажем, безукоризненная. Она в равной мере относится к любым свободам – производственной деятельности, природопользования, слова, искусства. Уходящая неделя еще раз нам напомнила об этом. И весьма назидательно.
     В нынешнем мире ничто так тесно не переплетено, как понятия свободы, демократии и политики. Этим переплетением научились пользоваться в высшей степени изобретательно. Иные так и вовсе пользуют его в качестве плетки, наивно полагая, что это их привилегия. Но вот замахнулись этой плеткой на них самих – и наивность стала быстро превращаться в нечто более серьезное, даже самокритичное. Как писали классики революции, в периоды бурных социальных страстей воспитательные процессы ускоряются неимоверно. Самым же строгим воспитателем народов, как известно, является война. И хотя человечество многому научилось в прошлом веке, источниками новых кровопролитий по-прежнему могут быть банальные пустяки.
     Однако шаржи на пророка Мухаммеда, как оказалось, - это далеко не пустяки. Это посерьезнее злополучных стишков английского поэта, никак не ожидавшего свалившейся на него скандальной славы. Как же так получилось, что датчане, а вслед за ними их некоторые европейские соседи не учли «стихотворный» опыт и теперь получили опыт «карикатурный»? А вот так и получилось: пренебрегли чужой свободой. Не просчитали, что в исламском мире тоже есть политика и политики. Иначе говоря, исправно функционируют силы, которые не отказали себе в удовольствии воспользоваться подаренным поводом для нагнетания страстей нужного им свойства и направления.
     В своей массе протестующие толпы людей в мусульманских странах опубликованных в европейских газетах художеств не видели. Но это ровно ничего не значит. Вспомним, что и у нас мало кто знал, за что конкретно власть ополчилась на Сахарова. Или за какой такой «формализм в музыке» отчитывали Шостаковича и Прокофьева. В данном случае, как и во всех аналогичных случаях, действует универсальное правило: обездоленной массе надо просто показать пальцем на виновников невзгод и лишений, на злодеев, которые измываются над святыми чувствами, насмехаются над верой. Знали об этом датские журналисты? Должны были бы знать.
     Вера – материя тончайшая. Вы посмотрите, чем обернулись попытки иорданских газет «Аль-Михвар» и «Шихан» просто ознакомить своих читателей с рисунками, ставшими бомбами замедленного действия (шаржи-то появились еще осенью). Главные редакторы этих газет были арестованы. А в Йемене перепечатка карикатур привела к закрытию англоязычного издания «Йемен обсервер». Крупные арабские телеканалы «Аль-Джазира» и «Аль-Арабия» при освещении темы с карикатурами ретушировали изображения таким образом, что видны были только контуры.
     Что печатать в газете, журнале, а что не печатать, решает главный редактор. Это его законное право, за которым стоит оговоренная конституцией свобода слова. Однако у главного редактора есть еще чувство ответственности, жизненный опыт, а также способность выбора между сиюминутным эффектом сенсационности и его последствиями. Тем более если речь идет о межгосударственных отношениях, если предметом публикации являются отношения между группами стран, представляющих разные культуры.
     Проблема взаимоотношений между исламским и западным миром обсуждалась в ходе состоявшегося в среду -четверг государственного визита в Испанию Президента России. В частности, стороны поддержали идею Альянса цивилизаций, выдвинутую Турцией и Испанией и поддержанную генеральным секретарем ООН. Выступая на итоговой пресс-конференции, Владимир Путин осудил проявления, которые разжигают межнациональную рознь, имея в виду так называемую карикатурную войну. В то же время он призвал мусульманские страны способствовать мирному диалогу между представителями разных религий.
     В этом же контексте прозвучала и тема палестино-израильских отношений. Радикальная политическая группировка ХАМАС победила на парламентских выборах вполне законно. Это демократический выбор населения, его свобода. Готовность Москвы принять представителей ХАМАС и продолжить политический диалог в интересах мира на Ближнем Востоке в сложившейся ситуации может сыграть важную роль в нормализации обстановки в одном из самых взрывоопасных районов мира.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex