– Геннадий Николаевич, так когда и как образовалась Служба горючего?
– В середине 20-х – начале 30-х годов прошлого столетия стало ясно, что конница в военном деле уходит в былое, на смену ей идут танки и самолеты, идут моторы… В 1933 году в нашей армии уже имелось 4.900 танков, 240 бронемашин, 2.350 тракторов, несколько тысяч самолетов, в ВМФ – десятки подводных лодок. С 1932 по 1935 год строится и сдается в эксплуатацию 75 бензохранилищ для частей ВВС. Назревает необходимость образования самостоятельной Службы горючего. И вот 13 февраля 1936 года Совет Народных Комиссаров СССР принимает соответствующее постановление и тут же, 17 февраля, во исполнение его издается приказ НКО № 024 о создании Управления снабжения горючим РККА. Этот день и считается официальным началом нашей Службы – с той поры прошло 70 лет.
– Служба ваша в сравнении с другими молодая, но, насколько известно, испытания проходила по сокращенному графику…
– Боевое крещение состоялось вскоре на озере Хасан. Группировка Красной Армии насчитывала 285 танков и 250 самолетов, на заправку которых за 14 дней было израсходовано 8.500 тонн горючего. А на Халхин-Голе, через год, количество танков и самолетов почти удваивается, да и автомобилей для подвоза горючего по бездорожью – более 5 тысяч. Тут к тому же приобретается опыт дозаправки больших автотранспортных колонн. И за 112 дней боев расходуется 86.700 тонн горючего.
А дальше боевые действия шли по нарастающей: в конце 1939 года – советско-финляндская война. За три месяца боев в условиях суровой зимы «ушло» 215 тысяч тонн горючего. Надо сказать, несмотря на то, что техника у нас была самая немудреная – смонтированные на «полуторках» бензоперекачивающие станции – воины-«горючники» и на непроходимых дорогах Монголии, и при
40-градусных морозах в лесах Финляндии показывали высокие моральные и боевые качества. Многие из них были награждены.
– А что было в Великую Отечественную?
– Несмотря на трагические дни 1941 года, когда на территории западных районов были потеряны большие запасы ГСМ, а транспорты с горючим, подходящие из тыла страны, подвергались ожесточенным бомбардировкам, наши войска все выдержали. Знаменательным событием был приказ НКО от 1 августа 1941 года № 0257 о подчинении всех тыловых служб единому Центру – Главному управлению Тыла Красной Армии, который возглавил генерал Андрей Васильевич Хрулев. Служба горючего обрела полную управляемость, получила конкретные задачи. И прежде всего их пришлось решать в битве под Москвой. Великое напряжение состояло в том, что поступающие из глубины страны нефтепродукты надо было оперативно подавать прямо на передовую... А тут – жестокие морозы и сугробы выше головы. Пробивались как могли. И, можно сказать, на ходу заправляли танки и самоходки, автомобили, подвозившие боеприпасы. В сутки уходило по пять тысяч тонн нефтепродуктов.
А весной сорок второго года «горючников» поджидала уже новая задача – прокладка трубопровода по дну Ладожского озера для подачи топлива осажденному Ленинграду. Магистральный трубопровод длиной 35 км был проложен за 43 дня, и через него было перекачано 47 тысяч тонн автобензина, керосина, дизтоплива, что обеспечило прорыв блокады города.
Служба горючего непосредственно от первого до последнего дня участвовала в Сталинградском сражении. Горючее с левого берега Волги к местам боев доставлялось всеми способами, даже на баркасах и весельных лодках.
Так и в последующих битвах, вплоть до штурма Берлина. Специалисты Службы шли в боевых порядках войск, обеспечивали горючим самолеты и боевые корабли. Сам за себя об их ратных делах говорит тот факт, что пятую часть всей массы поставленных армии и флоту материальных средств в годы Великой Отечественной составили горюче-смазочные и специальные жидкости. Надо сказать, высокая оценка Службы горючего содержится в мемуарах Г.К. Жукова, А.М. Василевского, К.К. Рокоссовского и других военачальников. Суть их: ни одна операция по вине Службы горючего не была сорвана.
– В связи с чем в 1960-е годы служба сменила название?
– Если кратко, в то время между нашей страной и США шла напряженная гонка вооружений, в том числе и за освоение космоса. Ведь составной частью этой гонки было создание ракетно-ядерного оружия. Многие НИИ и КБ, в том числе и наш 25-й Госинститут Службы горючего, трудились над созданием высокоэнергетических компонентов ракетного топлива (КРТ), и американцы в то время от нас значительно отставали. Поэтому и все работы, и люди, активно участвующие в них, были засекречены. Все это дало результаты. Была разработана топливная пара: горючее – гептил и окислитель – амил. На базе этих КРТ были созданы межконтинентальные ракеты – они и составили основную мощь РВСН. Создавалась в ЦУ РТГ и соответствующая мощная инфраструктура: автомобильные части, парк железнодорожных цистерн и т.п. Заслуги начальника ЦУ РТГ генерал-полковника Василия Никитина и начальника 25-го Госинститута генерал-майора Анатолия Браткова были высоко оценены, они стали лауреатами Госпремии, а десятки специалистов-«горючников» были удостоены правительственных наград.
– Геннадий Николаевич, сегодня Служба горючего продолжает славные традиции прошлых поколений. Что можно в юбилейные дни сказать о настоящем?
– В сегодняшний так называемый переходный период в экономике страны, да и армии, господствуют рыночные отношения. По нашим заявкам в бюджете страны утверждается определенная сумма денег для закупок горючего и технических средств. Сумма, как известно, нередко составляет лишь половину наших потребностей. Приходится жестко экономить. Следует заметить, что теперь главенствующую роль в материально-техническом обеспечении Тыла, в том числе и нашей Службы, имеет созданный год назад Центр заказов и поставок.
Но я должен сказать, что, несмотря на продолжающее иметь место недофинансирование Службы горючего, мы в течение последних лет сумели обеспечить проведение запланированных учений в войсках, полетов авиаторов и морских походов.
Второй год проходят крупномасштабные совместные специальные учения Минобороны России и АК «Транснефтепродукт». В прошлом году это учение было показательно еще и тем, что проходило в Сибири, где недостаточно развита система транспортных коммуникаций, и поставки горючего здесь осуществляются лишь железнодорожным транспортом. Вот и была со взглядом на будущее отработана поставка горючего трубопроводным транспортом.
Можно отметить – и это сегодня звучит злободневно – наша Служба при поддержке руководства Тыла делает все возможное, чтобы к сроку и качественно осуществить Северный завоз, хотя на закупку жидкого котельного топлива расходуется 20 процентов бюджетных средств. Зато до сегодняшнего дня мы не имеем ни одной жалобы на отсутствие тепла.
– Прошедшая недавно Всеармейская выставка, проведенная Тылом Вооруженных Сил, показала, что в Службе горючего продолжается активный творческий процесс…
– Да, это так. При всем дефиците средств, невысоких зарплатах персонал Службы горючего глубоко предан своему делу и старается в сложных условиях жизнедеятельности делать шаги вперед. Все тот же 25-й НИИ Минобороны (сегодня он называется так) в последнее время порадовал Службу новыми достижениями – по унификации ГСМ, благодаря чему сократился ассортимент применяемых в армии горюче-смазочных материалов с 700 до 250, новыми образцами средств заправки и транспортирования горючего. Готов к поставкам в войска облегченный комплект магистрального трубопровода для использования в особых случаях и др.
Конечно, и проблем у нас немало. И главная – при непрекращающемся росте инфляции нехватка денежных средств. А они нужны не только на закупку нефтепродуктов, но и на ремонт устаревшей материально-технической базы, на обновление резервуарного парка.
В юбилейные дни хочется отметить тех, кто при всех тяготах Службы и нехватках не опускает руки, а, наоборот, преодолевая трудности, добивается новых и новых успехов. Это начальники Служб горючего СКВО (полковник Виктор Рудковский), Черноморского флота (полковник Игорь Сенохватский), начальники ГСМ армий подполковники Анатолий Слободчиков, Александр Седых, начальник Центральной базы горючего полковник Александр Бармин и др.
В эти дни от души хочется поблагодарить за многолетнюю службу и активную помощь ЦУ РТГ во всех делах ветеранов Службы горючего генералов Ивана Базанова, Владимира Блохина, Анатолия Шеленина, Павла Горупая, Анатолия Сиренко, Анатолия Карташова, Георгия Ширшова, Евгения Якушенко.