на главную страницу

15 Февраля 2006 года

Службе горючего - 70 лет

Среда

Чтоб летали самолеты и ходили корабли

Беседу вел Петр АЛТУНИН.
Фото Павла ГЕРАСИМОВА



Упоминание об использовании в военном деле «горючей смеси» идет из глубокой древности. В России в начале ХIХ века нефть безо всякой переработки применялась для смазки колес, предохранения от порчи кожаных предметов, для смазывания ран и ссадин, а также для освещения в плошках и фитилях.
В дальнейшем роль и значение горюче-смазочных материалов стремительно возрастает. В 70-х годах ХIХ века два миноносца Черноморского флота были переведены с угля на мазут. А в Первую мировую войну горючим заправлялись авиаотряды и шесть приходящихся на каждую дивизию автомобилей… Главенствующее же место в жизни и деятельности Вооруженных Сил Служба горючего заняла в начале 1930-х годов, когда она и была создана. Об истории Службы, ее сегодняшнем и завтрашнем дне – наш разговор с начальником Центрального управления ракетного топлива и горючего Министерства обороны РФ генерал-лейтенантом Геннадием ОЧЕРЕТИНЫМ.


     – Геннадий Николаевич, так когда и как образовалась Служба горючего?

     – В середине 20-х – начале 30-х годов прошлого столетия стало ясно, что конница в военном деле уходит в былое, на смену ей идут танки и самолеты, идут моторы… В 1933 году в нашей армии уже имелось 4.900 танков, 240 бронемашин, 2.350 тракторов, несколько тысяч самолетов, в ВМФ – десятки подводных лодок. С 1932 по 1935 год строится и сдается в эксплуатацию 75 бензохранилищ для частей ВВС. Назревает необходимость образования самостоятельной Службы горючего. И вот 13 февраля 1936 года Совет Народных Комиссаров СССР принимает соответствующее постановление и тут же, 17 февраля, во исполнение его издается приказ НКО № 024 о создании Управления снабжения горючим РККА. Этот день и считается официальным началом нашей Службы – с той поры прошло 70 лет.

     – Служба ваша в сравнении с другими молодая, но, насколько известно, испытания проходила по сокращенному графику…

     – Боевое крещение состоялось вскоре на озере Хасан. Группировка Красной Армии насчитывала 285 танков и 250 самолетов, на заправку которых за 14 дней было израсходовано 8.500 тонн горючего. А на Халхин-Голе, через год, количество танков и самолетов почти удваивается, да и автомобилей для подвоза горючего по бездорожью – более 5 тысяч. Тут к тому же приобретается опыт дозаправки больших автотранспортных колонн. И за 112 дней боев расходуется 86.700 тонн горючего.
     А дальше боевые действия шли по нарастающей: в конце 1939 года – советско-финляндская война. За три месяца боев в условиях суровой зимы «ушло» 215 тысяч тонн горючего. Надо сказать, несмотря на то, что техника у нас была самая немудреная – смонтированные на «полуторках» бензоперекачивающие станции – воины-«горючники» и на непроходимых дорогах Монголии, и при
     40-градусных морозах в лесах Финляндии показывали высокие моральные и боевые качества. Многие из них были награждены.

     – А что было в Великую Отечественную?

     – Несмотря на трагические дни 1941 года, когда на территории западных районов были потеряны большие запасы ГСМ, а транспорты с горючим, подходящие из тыла страны, подвергались ожесточенным бомбардировкам, наши войска все выдержали. Знаменательным событием был приказ НКО от 1 августа 1941 года № 0257 о подчинении всех тыловых служб единому Центру – Главному управлению Тыла Красной Армии, который возглавил генерал Андрей Васильевич Хрулев. Служба горючего обрела полную управляемость, получила конкретные задачи. И прежде всего их пришлось решать в битве под Москвой. Великое напряжение состояло в том, что поступающие из глубины страны нефтепродукты надо было оперативно подавать прямо на передовую... А тут – жестокие морозы и сугробы выше головы. Пробивались как могли. И, можно сказать, на ходу заправляли танки и самоходки, автомобили, подвозившие боеприпасы. В сутки уходило по пять тысяч тонн нефтепродуктов.
     А весной сорок второго года «горючников» поджидала уже новая задача – прокладка трубопровода по дну Ладожского озера для подачи топлива осажденному Ленинграду. Магистральный трубопровод длиной 35 км был проложен за 43 дня, и через него было перекачано 47 тысяч тонн автобензина, керосина, дизтоплива, что обеспечило прорыв блокады города.
     Служба горючего непосредственно от первого до последнего дня участвовала в Сталинградском сражении. Горючее с левого берега Волги к местам боев доставлялось всеми способами, даже на баркасах и весельных лодках.
     Так и в последующих битвах, вплоть до штурма Берлина. Специалисты Службы шли в боевых порядках войск, обеспечивали горючим самолеты и боевые корабли. Сам за себя об их ратных делах говорит тот факт, что пятую часть всей массы поставленных армии и флоту материальных средств в годы Великой Отечественной составили горюче-смазочные и специальные жидкости. Надо сказать, высокая оценка Службы горючего содержится в мемуарах Г.К. Жукова, А.М. Василевского, К.К. Рокоссовского и других военачальников. Суть их: ни одна операция по вине Службы горючего не была сорвана.

     – В связи с чем в 1960-е годы служба сменила название?

     – Если кратко, в то время между нашей страной и США шла напряженная гонка вооружений, в том числе и за освоение космоса. Ведь составной частью этой гонки было создание ракетно-ядерного оружия. Многие НИИ и КБ, в том числе и наш 25-й Госинститут Службы горючего, трудились над созданием высокоэнергетических компонентов ракетного топлива (КРТ), и американцы в то время от нас значительно отставали. Поэтому и все работы, и люди, активно участвующие в них, были засекречены. Все это дало результаты. Была разработана топливная пара: горючее – гептил и окислитель – амил. На базе этих КРТ были созданы межконтинентальные ракеты – они и составили основную мощь РВСН. Создавалась в ЦУ РТГ и соответствующая мощная инфраструктура: автомобильные части, парк железнодорожных цистерн и т.п. Заслуги начальника ЦУ РТГ генерал-полковника Василия Никитина и начальника 25-го Госинститута генерал-майора Анатолия Браткова были высоко оценены, они стали лауреатами Госпремии, а десятки специалистов-«горючников» были удостоены правительственных наград.

     – Геннадий Николаевич, сегодня Служба горючего продолжает славные традиции прошлых поколений. Что можно в юбилейные дни сказать о настоящем?

     – В сегодняшний так называемый переходный период в экономике страны, да и армии, господствуют рыночные отношения. По нашим заявкам в бюджете страны утверждается определенная сумма денег для закупок горючего и технических средств. Сумма, как известно, нередко составляет лишь половину наших потребностей. Приходится жестко экономить. Следует заметить, что теперь главенствующую роль в материально-техническом обеспечении Тыла, в том числе и нашей Службы, имеет созданный год назад Центр заказов и поставок.
     Но я должен сказать, что, несмотря на продолжающее иметь место недофинансирование Службы горючего, мы в течение последних лет сумели обеспечить проведение запланированных учений в войсках, полетов авиаторов и морских походов.
     Второй год проходят крупномасштабные совместные специальные учения Минобороны России и АК «Транснефтепродукт». В прошлом году это учение было показательно еще и тем, что проходило в Сибири, где недостаточно развита система транспортных коммуникаций, и поставки горючего здесь осуществляются лишь железнодорожным транспортом. Вот и была со взглядом на будущее отработана поставка горючего трубопроводным транспортом.
     Можно отметить – и это сегодня звучит злободневно – наша Служба при поддержке руководства Тыла делает все возможное, чтобы к сроку и качественно осуществить Северный завоз, хотя на закупку жидкого котельного топлива расходуется 20 процентов бюджетных средств. Зато до сегодняшнего дня мы не имеем ни одной жалобы на отсутствие тепла.

     – Прошедшая недавно Всеармейская выставка, проведенная Тылом Вооруженных Сил, показала, что в Службе горючего продолжается активный творческий процесс…

     – Да, это так. При всем дефиците средств, невысоких зарплатах персонал Службы горючего глубоко предан своему делу и старается в сложных условиях жизнедеятельности делать шаги вперед. Все тот же 25-й НИИ Минобороны (сегодня он называется так) в последнее время порадовал Службу новыми достижениями – по унификации ГСМ, благодаря чему сократился ассортимент применяемых в армии горюче-смазочных материалов с 700 до 250, новыми образцами средств заправки и транспортирования горючего. Готов к поставкам в войска облегченный комплект магистрального трубопровода для использования в особых случаях и др.
     Конечно, и проблем у нас немало. И главная – при непрекращающемся росте инфляции нехватка денежных средств. А они нужны не только на закупку нефтепродуктов, но и на ремонт устаревшей материально-технической базы, на обновление резервуарного парка.
     В юбилейные дни хочется отметить тех, кто при всех тяготах Службы и нехватках не опускает руки, а, наоборот, преодолевая трудности, добивается новых и новых успехов. Это начальники Служб горючего СКВО (полковник Виктор Рудковский), Черноморского флота (полковник Игорь Сенохватский), начальники ГСМ армий подполковники Анатолий Слободчиков, Александр Седых, начальник Центральной базы горючего полковник Александр Бармин и др.
     В эти дни от души хочется поблагодарить за многолетнюю службу и активную помощь ЦУ РТГ во всех делах ветеранов Службы горючего генералов Ивана Базанова, Владимира Блохина, Анатолия Шеленина, Павла Горупая, Анатолия Сиренко, Анатолия Карташова, Георгия Ширшова, Евгения Якушенко.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex