на главную страницу

15 Февраля 2006 года

Планета людей

Среда

Демографические вызовы России

Для борьбы с ними предлагаются неординарные меры

Владимир КУЗАРЬ.



Среди задач, стоящих перед страной, все активнее на первый план выдвигаются проблемы демографии и миграции населения. Сегодня ими уже занимаются на правительственном и законодательном уровнях, их обсуждают ученые и аналитики, для их решения выдвигаются различные проекты, среди которых есть и весьма оригинальные. С автором одного из таких проектов, директором Аналитического центра изучения общественно значимых проблем, кандидатом педагогических наук Владимиром СУРИНЫМ побеседовал наш корреспондент.


     - Владимир Александрович, как вы оцениваете демографическую ситуацию в нашей стране?

     - Как опасную. И для государства, и для нации. За привычной убаюкивающей политической суетой, за микроциклами по сути виртуальной жизни от выборов до выборов мы, россияне, не заметили приближения нашей собственной физической смерти как нации. Есть планы удвоения ВВП, есть громадный Стабфонд, есть интрига предстоящих выборов-2008 и т.д. и т.п. Еще очень много чего есть, а нас, россиян, становится все меньше. Более того, существует опасность, что в масштабах реального исторического времени мы перестанем существовать как нация-государство. Я не преувеличиваю опасности – нас уже относят к умирающей нации. Да и цифры об этом сами говорят: демографически страна теряет ежегодно более 1 млн. человек, а это практически население целого областного центра. Ситуация усугубляется стихийными миграционными процессами. В результате практически обезлюдели целые районы Сибири и Дальнего Востока, да и многие сельские местности на Севере и в Центре России.
     Что это значит для государства, имеющего уже сейчас население в два раза меньше, чем США, но вдвое большую территорию, объяснять не нужно. По сути, речь следует вести не о демографической ситуации и миграции как таковых, а о национальной безопасности. Причем процесс физического вымирания нации зашел так далеко, что национальная безопасность и российская государственность уже зависят от реального тайминга. И он диктует нам необходимую быстроту и последовательность действий.

     - Однако следует сказать, что в массовом сознании демографические вызовы присутствуют далеко не в первом ряду. Кто в этом виноват: сами граждане или государство? И что надо сделать, чтобы изменить демографическую ситуацию?

     - Что ж, в конечном итоге государство всегда решает одну проблему – проблему физического выживания нации. И в данном случае от его решения, его политики зависит многое. Но следует понять, что количество детей никак не зависит от материального благополучия отдельно взятой семьи и нации в целом. Что и подтверждает Запад, где сейчас идет процесс полного физического замещения богатых бездетных европейских наций многодетными и бедными нациями «третьего мира». Подчеркнем, что это происходит при высочайшем уровне образования, медицинского обслуживания, социальной защищенности, доходов на душу населения, показателя ВВП и т.п. Сегодня есть все основания полагать, что бездетный Запад молча, без слов, идет по пути физического самозамещения.
     Как известно, традиционное клише о неблагополучном «третьем мире» включает в себя бедность, голод, болезни, высокую детскую смертность. Но вот что поразительно: именно неблагополучный и в целом небогатый «третий мир» дает стабильный численный рост человечества. Только и именно «третий мир» обладает колоссальной демографической эффективностью. Она столь велика, что ни бедность, ни массовая эмиграция ничуть не ухудшают его демографических показателей. И если Запад в современном мире играет роль экономического и финансового донора, то страны «третьего мира» – в прямом смысле физические доноры бездетного Запада.
     Уже сегодня пресловутый «золотой миллиард» почти на 1/4 состоит из мигрантов из стран «третьего мира». Мира, численность населения которого стабильно удваивается каждые 30 лет. Это означает, что к середине века, то есть к 2050 году, суммарная численность западных наций фактически будет сведена к величине статистической погрешности глобальной демографии. То есть идет процесс замещений внутри «золотого миллиарда» западных наций нациями «третьего мира».

     - При этом, однако, нельзя не заметить, что названный вами процесс замещения происходит для Запада далеко не безболезненно. Целые городские кварталы и даже отдельные штаты в тех же США заселены мигрантами, которые насаждают свои законы, ценности и традиции. А погромы во Франции...

     - Действительно, Запад попал в ловушку. Особенно Европа со своей политикой толерантности и терпимости. И теперь пожинает ее плоды. Совершенно очевидно, что Запад свои планы физического самозамещения строил исключительно по собственным лекалам бездетной либеральной цивилизации потребления. Но эмигранты-южане, реальные живые люди, этот стандарт жизни не приняли. Их деторождаемость традиционно осталась на высочайшем уровне. В результате придуманной фиксированной константы в численном соотношении европейцев и неевропейцев в реальности не получилось. Признаться в этой поистине роковой ошибке Западу уже поздно и, возможно, стыдно. И я не исключаю, что и другим западным странам грозят погромы, подобные парижским.
     Россию ожидает то же самое, если она последует примеру Запада, набирая мигрантов по принципу «с миру по нитке». В то же время без мигрантов нам не обойтись. Ведь даже если предположить, что все же удастся изменить демографическую ситуацию, то потребуются десятилетия, чтобы Россия физически возродилась и заполнила свои огромные территории. Сегодня же на ее карте образуется все больше белых пятен – люди покидают ранее обжитые районы, оставляя за собой опустевшие города, мертвые предприятия, необрабатываемую землю.
     Совершенно очевидно, что из двух базовых физических параметров России – ее населения и территории – в данный исторический момент нужно в «пожарном порядке» спасать территорию. Ведь, утратив территорию, скажем, азиатской России, а такая опасность грозит в первую очередь именно ей, русская нация, под этим термином я имею в виду всех россиян, никогда уже не возродится демографически. И напротив, сохранив территориальную целостность, мы выиграем время. Благодаря ему сохранится и шанс на преодоление процесса примитивной физической депопуляции русской нации. Именно в расчете на более благоприятное для нас, как популяции, «завтра» сегодня нужно во что бы то ни стало сохранить территорию.
     И решить эту проблему на первом этапе можно с помощью миграции. К такому мнению приходят многие эксперты. Однако предлагаемый ими западный проект «Открытая Россия», я считаю, нам не подходит. Дело в том, что он даст эффект «птенца кукушки», когда русских станут выбрасывать из собственного гнезда. Поэтому действовать необходимо от противного. А это значит, что миграция должна носить закрытый характер, то есть принять только один народ и, приняв, закрыться.
     Хочу также отметить, что сегодняшний контингент мигрантов и хаотично притекающая в Россию рабочая сила в принципе не способны к плодотворной работе в сфере производительной экономики. И главное – эта рабочая сила абсолютно непригодна для решения задачи экономического освоения и обустройства колоссального пространства России. Тем не менее полностью мы не можем от нее отказаться, так как обострим внутриполитическую обстановку в соседних братских странах. Поэтому для этой части миграции следует ввести квотирование и строгий иммиграционный контроль. Что касается масштабных и высокотехнологичных проектов на территории России, то оптимальным, на мой взгляд, кандидатом на их реализацию, на единую рабочую силу является Корея.

     - Почему вдруг Корея, а не дружественный нам Китай, имеющий громадный созидательный опыт? И какая Корея – Северная или Южная?

     - Обе Кореи, или, вернее, финансовый капитал, высокие технологии и специалисты Южной Кореи и рабочая сила Северной. Но сначала – почему не Китай? Я искренне радуюсь успехам китайцев в развитии своей страны и не сомневаюсь, что они, пригласи их, могли бы внести достойный вклад в освоение Дальнего Востока, Приморья, Забайкалья и Сибири. Но кто даст гарантии, что лет так через двадцать высокоразвитый и сильный Китай не предъявит нам претензии на обжитые им российские регионы? Тем более что и сейчас в Поднебесной нет-нет да и появляются различные публикации, в которых доказывается, что практически вся наша зауральская Россия является территорией Китая.
     Поэтому лучше обезопасить себя заранее. По этой же причине отпадают и другие наши соседи и сегодняшние партнеры. Кроме Кореи. Ее военный потенциал весьма ограничен, а экономика абсолютно безресурсна и не имеет запаса прочности. По сути, корейская нация балансирует на грани физического выживания, даже учитывая внешнее процветание Южной Кореи. Весьма существенную роль при ее выборе играют положительные черты корейского национального характера. Это, во-первых, исключительное трудолюбие. Во-вторых, корейцы в массе своей законопослушны, дисциплинированны, доброжелательны, образованны. В-третьих, корейцы, как это явствует из контекста всей истории этого народа, не только веротерпимы, но и веровосприимчивы. И, наконец, главное – в условиях демографических проблем россиян – общинная физическая закрытость, или ассимиляционная индифферентность корейцев. Физическая закрытость корейской общины интравертна, направлена внутрь себя; корейцы не хотят быть ассимилированы и не стремятся ассимилировать соседей.
     В то же время Северная Корея обладает избыточной рабочей силой, а Южная – высокоэффективной и высокотехнологичной экономикой. Именно симбиоз всех этих качеств и делает Корею наиболее привлекательной для единственного миграционного партнера России. По самым скромным подсчетам, Корея может рекрутировать для переселения в Россию до 25 – 30 миллионов добровольцев.

     - А почему вы уверены, что этот проект вызовет интерес у корейцев? И на каких принципах вы предлагаете его реализовывать?

     - В том, что он заинтересует и Пхеньян, и Сеул, сомнений нет. По большому счету корейская миграция в районы Приморья и Дальнего Востока уже идет. И не только там. Например, мне достоверно известно, какой большой интерес вызвал у южно-корейской диаспоры в Москве бизнес-проект «Гостиничное кольцо». Суть его в том, чтобы построить равномерно по всему периметру МКАД 40 – 50 двух- и трехзвездочных отелей. Причем с огромными, «на вырост», автостоянками. В них и есть реальный ключ к решению транспортной проблемы Москвы. Ведь к сети закольцованных вместе с отелями парковок, где будут оставлять свои машины приезжающие в столицу из Подмосковья их владельцы, в перспективе можно будет подтянуть ветви метро. А это откроет «второе дыхание» для задохнувшегося в пробках и транспортной толчее мегаполиса. И корейцы могут и готовы это построить. Вместе с москвичами, разумеется.
     Но сегодняшняя корейская миграция стихийная и без особой выгоды для сторон. Если же все правильно организовать, то выгоды очевидны. Выше уже говорилось, во что они могут превратиться для России. Что касается нашего партнера, то для него можно предусмотреть ряд льгот. Например, по льготным ценам поставлять нефть и другие энергоресурсы, предоставить налоговые преимущества и т.п. Более того, проект может подтолкнуть процесс объединения Кореи, мирного урегулирования проблемы Корейского полуострова. Ведь легко предположить, что в ходе совместного проживания и деятельности на российских просторах северных и южных корейцев придут в состояние идеологической разряженности и политической разрядки все накопившиеся между ними противоречия и проблемы.
     Если говорить о формах и принципах обитания корейцев на российской земле, то на начальном этапе они должны осуществляться по подобию существующей в России схемы ПБОЮЛ. Эта особая модель физического бизнеса – Предприниматель Без Образования Юридического лица, то есть изначально четко фиксируется, что районы массового поселения корейцев априори не являются (и не могут являться) самостоятельным субъектом международного права. То есть на практике на российской территории должны быть созданы экономические зоны, в которых корейцы бы осваивали природные ресурсы, строили электростанции и дороги, развивали высокотехнологичное производство, поднимали сельское хозяйство.

     - Что-то наподобие китайских экономических зон?

     - Вот именно. Как известно, эти зоны положили начало возрождению китайской экономики. Через эти зоны, а некоторые из них, как, например, Шэньчжэнь, находились буквально за колючей проволокой, в страну шли иностранные инвестиции, технологии, здесь готовились национальные кадры... Чем не опыт, но все предпринимаемые до этого попытки применить его в России заканчивались ничем, а точнее, разбазариванием государственных средств. Так, может быть, поручить это сделать корейцам?
     Успешное функционирование этих зон, экономический подъем городов и регионов, несомненно, привлекут к себе россиян, которые станут постепенно возвращаться в ранее покинутые места. А это приведет не только к дальнейшему развитию азиатской части России, но и к сближению двух народов. И не исключено, к созданию союзного государства Россия – Корея.

     - Ну это уже из области фантастики. Тем не менее нельзя не согласиться с вами, что нынешняя миграционная политика России требует существенной корректировки. Вместе с тем есть опасность впасть в иную крайность – за решением миграционной проблемы забыть о необходимости увеличения рождаемости, роста продолжительности жизни, снижении смертности... другими словами, о демографии.

     - Несомненно, обе эти проблемы следует решать в одной связке. И для этого, я считаю, необходимо срочно создать новое координирующее ведомство – министерство людских ресурсов. Но главное – понять и осознать, что без принципиально новой, абсолютно отличной от западной философии национального самосохранения русской нации не выжить.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex