на главную страницу

16 Февраля 2006 года

Армия и общество

Четверг

ГРЯДЕТ НОВЫЙ «БУРАН»

Андрей ГАРАВСКИЙ.



Как уже сообщала «Красная звезда», 18 января 2006 года Федеральное космическое агентство (Роскосмос) объявило закрытый конкурс на выполнение работ на тему «Создание многоразового пилотируемого космического корабля нового поколения для транспортно-технического обслуживания орбитальных пилотируемых станций, перспективных пилотируемых космических комплексов и других объектов околоземной орбитальной группировки». Конкурсная комиссия должна была объявить его результаты в начале февраля…

     Появление нового космического корабля сегодня для России особенно актуально, ведь пилотируемым кораблям «Союз», на которых до сих пор доставляют экипажи на МКС, без малого сорок лет, и они уже трижды модернизировались. Несмотря на свою знаменитую надежность, эти корабли устарели и морально, и по элементной базе.
     Другой немаловажный фактор заключается в том, что для обслуживания МКС, полета к другим планетам нужно иметь вместительный многоразовый корабль, так как уже в ближайшем будущем космические конструкции станут монтировать на орбите из блоков, доставляемых с Земли. Оптимальное число монтажников - шесть человек. Не меньше космонавтов и должен доставлять на орбиту новичок, против трех членов экипажа «Союзов».
     Напомним, что на участие в конкурсе Роскосмоса подали заявки три ведущих отечественных предприятия ракетно-космической отрасли - Ракетно-космическая корпорация «Энергия», Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева и Научно-производственное объединение «Молния».
     Теперь кратко о представленных комиссии проектах. Создаваемый в РКК «Энергия» перспективный универсальный космический корабль «Клипер» имеет многоразовую возвращаемую капсулу, общую длину более 10 метров, стартовую массу до 14,5 тонны. Он сможет доставить на орбиту 6 человек экипажа и 700 килограммов груза. Новый корабль сможет работать по широкому спектру программ: от МКС до полетов на Марс и Луну. В сравнении с работающим сегодня кораблем «Союз» новичок будет удобней и вместительней. Разработчики говорят, что он впитал в себя все лучшее, что создано в области построения космических кораблей в нашей стране. «Клипер» состоит из большого и комфортного отсека экипажа, приборного и агрегатного отсеков. Еще одно важное его отличие от предшественников - система аварийного спасения.
     При помощи ее двигателей экипаж может быть спасен на любой стадии полета путем мгновенного отрыва от ракеты. Также «Клипер» сможет менять траекторию во время посадки, что позволит ему приземляться там где надо, например в России, а не в Казахстане.
     Многоцелевая авиационно-космическая система (МАКС), разработанная в НПО «Молния», представляет собой двухступенчатый комплекс воздушного старта, состоящий из самолета-носителя Ан-225 «Мрия» разработки АНПК им. О.К. Антонова (Украина, Киев), на котором устанавливается орбитальный самолет в пилотируемом или беспилотном варианте или грузовой контейнер с внешним топливным баком, заполненным криогенными компонентами топлива. Система базируется на обычных аэродромах 1-го класса, дооборудованных необходимыми для МАКС средствами заправки компонентами топлива, наземного технического и посадочного комплекса, и вписывается в основном в существующие средства наземного комплекса управления космическими системами. Основные элементы МАКС выполнены в многоразовом исполнении, кроме внешнего топливного бака и блока выведения.
     ГКНПЦ им. М.В. Хруничева представило для участия в конкурсе комплексную программу с использованием накопленного центром опыта создания возвращаемого транспортного корабля снабжения. Это единая готовая система корабль - носитель - стартовый комплекс.
     Каковы же результаты конкурса? К сожалению, к намеченному сроку, началу февраля, определить победителя не удалось, поскольку ни один из проектов, по мнению комиссии, не соответствует предъявленным требованиям. Как сообщает Роскосмос, конкурсантам после получения новых документов предстоит продолжить работу.
     Конечно, нет сомнений в том, что облик перспективного отечественного космического корабля будет уже скоро определен, ведь Россия, несмотря на все свои проблемы, до сих пор задает тон в пилотируемой космонавтике. Многие специалисты и ветераны отрасли сегодня вспоминают другой проект - уникальный космический корабль многоразового использования «Буран», с такой же уникально несчастливой судьбой. Он тоже задумывался как грандиозный прорыв, как новый шаг в отечественной космонавтике, а сегодня его последний, выпотрошенный экземпляр доживает свои дни в Парке культуры и отдыха имени Горького в Москве...
     15 ноября 1988 года отечественные и зарубежные СМИ пестрели сообщениями о проведении в Советском Союзе успешных испытаний универсальной ракетно-космической транспортной системы «Энергия» с кораблем «Буран». Орбитальный корабль вышел на расчетную орбиту, совершил двухвитковый полет вокруг Земли и приземлился в автоматическом режиме на посадочной полосе космодрома Байконур. За сухим техническим термином «в автоматическом режиме» скрывалось достижение, которое те же американцы не перекрыли до сих пор! «Буран» взлетел, совершил орбитальный полет и приземлился без экипажа с точностью, измеряемой метрами!
     Крылатый орбитальный корабль многоразового использования был предназначен для решения ряда оборонных задач, выведения на орбиту вокруг Земли различных космических объектов и их обслуживания, а также доставки модулей и персонала для сборки на орбите крупногабаритных сооружений и межпланетных комплексов. Корабль мог использоваться для возврата на Землю неисправных или выработавших свой ресурс спутников, освоения оборудования и технологий космического производства и доставки продукции на Землю, а также выполнения других грузопассажирских перевозок по маршруту Земля - космос - Земля.
     Корабль «Буран» построен по схеме самолета типа «бесхвостка» с треугольным крылом переменной стреловидности, имеет аэродинамические органы управления, работающие при посадке после возвращения в плотные слои атмосферы, - руль направления и элевоны. Он способен совершать управляемый спуск в атмосфере с боковым маневром до 2.000 километров.
     Длина «Бурана» - 36,4 метра, размах крыла около 24 метров, высота корабля, когда он стоит на шасси, более 16 метров, стартовая масса - более 100 тонн. В его обширном грузовом отсеке может размещаться полезный груз массой до 30 тонн. В носовой отсек вставлена герметичная цельносварная кабина для экипажа и большей части аппаратуры для обеспечения полета в составе ракетно-космического комплекса, автономного полета на орбите, спуска и посадки. Объем кабины более 70 кубических метров.
     Очень важной особенностью «Бурана» является его мощная тепловая защита, обеспечивающая нормальные тепловые условия для конструкции корабля при прохождении плотных слоев атмосферы во время посадки. Теплозащитное покрытие состоит из большого числа (около 38 тысяч) плиток, изготовленных с высокой точностью из специальных материалов: кварцевое волокно, высокотемпературные органические волокна, частично материал на основе углерода.
     Бортовой комплекс управления - это более чем пятьдесят систем, которые управляются автоматически по программам, заложенным в бортовую вычислительную машину.
     При планируемой численности экипажа (2-4 человека) корабль может принять на борт еще 6-8 дополнительных членов экипажа для проведения различных работ на орбите, то есть можно назвать «Буран» десятиместной машиной. Длительность полета в каждом конкретном случае определяется программой, на первом этапе эксплуатации она планировалась не более 7 суток, максимальное же время может быть до 30 суток. Хорошие маневренные возможности «Бурана» на орбите прежде всего обеспечиваются значительным топливным запасом до 14 т. Одной из наиболее сложных систем «Бурана» является его объединенная двигательная установка, в состав которой входят 48 двигателей трех размерностей по тяге.
     Полет «Бурана» стал выдающимся успехом отечественной науки и техники, открывающим качественно новый этап в советской программе космических исследований. Но достался корабль стране дорогой ценой, на программу было потрачено более 12 лет, 14 млрд. рублей. Во время испытаний погибла половина летчиков-испытателей из отряда.
     Самое страшное, что 15 ноября 1988 года «Буран» совершил не только первый, но и последний орбитальный полет. В связи с распадом Советского Союза и нарастающими экономическими проблемами очень скоро руководству страны стало не до него, да и не до космоса вообще. Уникальный проект заморозили. И сегодня из 14 кораблей остался всего один в ЦПКО им. Горького, да и то это лишь внешняя оболочка «Бурана». Тот же летавший в космос корабль трагически погиб, его засыпало обломками рухнувшей крыши ангара на Байконуре. Как говорят, от судьбы не уйдешь.
     Еще один экземпляр корабля, который реально летал и на котором отрабатывали проект, продали… в Австралию за смешные деньги. Кто-то очень неплохо нагрел на нем руки. Так исчезло из России то, во что вкладывались огромные деньги, знания, труд, жизни испытателей…
     Неспроста сегодня, когда решается, на каких космических кораблях российские космонавты будут летать на орбиту в XXI веке, вспоминается «Буран». Этот корабль стал не только памятником наших великих достижений, но и горьким символом нашей неблагодарности, недальновидности, безразличия. И хотя уникальные наработки, полученные при создании «Бурана», до сих по используются в отечественной ракетно-космической технике, самого корабля уже нет. Остается надеяться, что больше ни одну российскую космическую ладью не постигнет такая трагическая судьба.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex