на главную страницу

17 Февраля 2006 года

Тема номера

Пятница

Грузия перешла границы приличия

Олег ГОРУПАЙ, Владимир КУЗАРЬ.




     Мир на Кавказе оказался на шаг ближе к очередной войне. И сделал его парламент Грузии, приняв постановление «О создавшемся положении и ходе миротворческой операции на территории бывшей Юго-Осетинской автономной области». Принятый документ крайне негативно оценивает действия миротворческого контингента Смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ) в зоне грузино-осетинского конфликта и обвиняет их в грубейших нарушениях мандата СНГ, одобренного, кстати, и ОБСЕ. Кроме того, парламентское постановление обвиняет Российскую Федерацию в попытке перманентной аннексии Цхинвальского региона.
     Несмотря на то, что принятый документ носит рекомендательный характер для правительства Грузии, тем не менее в нем депутаты настойчиво требуют от исполнительной власти страны пересмотра всех соглашений, регулирующих вопрос пребывания миротворцев в зоне конфликта, начиная с Дагомысского от 24 июня 1992 года. Цель – денонсация имеющихся соглашений и изменение действующего формата ССПМ с заменой его «на эффективную миротворческую операцию». При этом «новый формат» не предусматривает участия в нем россиян. Как отметила спикер парламента Нино Бурджанадзе, Россия может быть представлена в новом формате миротворческой операции не более чем несколькими членами. По ее заявлению, с 15 февраля парламент и правительство Грузии приступают к активизации работы по поиску «реальной замены» российским миротворцам, ставшим, по ее утверждению, не гарантом мира, а якобы одной из сторон конфликта. Бурджанадзе считает, что на смену россиянам могут прийти миротворцы Украины, которая уже давно предлагает Грузии сестринские услуги. Не исключает она и возможности присутствия в зоне конфликта международных миротворческих сил под эгидой ОБСЕ.
     Что касается обвинений в адрес российских миротворцев со стороны Тбилиси, то это не более чем дезинформация мировой общественности. На протяжении полутора десятков лет миротворческий контингент четко выполнял свою главную задачу – недопущение вооруженного противостояния в зоне конфликта. ССПМ – это не посредник в переговорном процессе, не полицейский корпус, не таможенная или налоговая инспекция (согласно мандату, ССПМ лишь оказывает содействие правоохранительным органам), а сила, препятствующая развязыванию боевых действий той или иной противостоящей стороной. Эффективность ССПМ подтвердило время. Еще полтора года назад при личных встречах с командующими ССПМ и КСПМ (Коллективные силы по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта) президент Саакашвили высоко оценивал действия миротворческих контингентов. А Совет Безопасности ООН не раз ставил их в пример миротворческим силам в других «горячих точках».
     Несмотря на то, что в постановлении не оговорены конкретные сроки вывода миротворцев из зоны конфликта и их замены на других, «более эффективных», очевидно, что грузинское руководство будет продолжать нагнетать обстановку вокруг российского контингента ССПМ. Решение об отказе от участия в ССПМ грузинского миротворческого контингента (по штату 500 человек, в реальности – не более 200) свидетельствует в пользу именно подобного сценария развития дальнейших событий. Приняв данное постановление, грузинская сторона, собственно говоря, расписалась под тем, что все ее мирные предложения по урегулированию грузино-осетинского конфликта не жизнеспособны и изначально были направлены на отвод глаз мировой общественности от реальной обстановки в регионе. Все сегодняшние «мирные» усилия официального Тбилиси направлены только на то, чтобы любым путем убрать россиян и заменить их теми, кто не станет мешать грузинским силовикам в праздничной обстановке встречать новый 2007 год в Цхинвали, о чем так мечтает грузинский министр обороны. Не стоит забывать и о том, что главный грузинский силовик неоднократно клялся, глядя в телевизионные камеры, отомстить осетинам за поражение в летней кампании 2004 года.
     Как известно, придя к власти, Михаил Саакашвили объявил себя «собирателем земель грузинских» и пообещал своему народу, что к концу его президентского срока и Цхинвали, и Сухуми будут возвращены под юрисдикцию Тбилиси. Вот только одна загвоздка – ни абхазский, ни югоосетинский народы не имеют никакого желания возвращаться (тем более добровольно) под покровительство тех, кто против них развязывал кровопролитные войны. «Грузинская сторона играет с огнем, - заявляют сегодня в Южной Осетии, комментируя политику Тбилиси. - Начнется война, и новая кровь полностью будет на ее совести. Тогда будет трудно остановить людей, которые пойдут воевать как мстители». По поступающим сообщениям из Южной Осетии, там уже готовятся к нападению: из республики отправляют детей, вокруг Цхинвали и окрестных сел обновляются инженерные сооружения. Отреагировали на постановление грузинского парламента и в Абхазии. Там в экстренном порядке ратифицировали договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между Абхазией и Южной Осетией. Один из пунктов этого документа предусматривает оказание военной помощи в случае нападения Грузии на одну из республик. «Абхазия не останется в стороне и выполнит свои союзнические обязательства перед Южной Осетией», – заявил министр обороны Абхазии Султан Сосналиев.
     В связи с решением парламента Грузии МИД Российской Федерации выражает глубокую озабоченность складывающейся вокруг миротворцев ситуацией. Как подчеркивается в официальном заявлении российского внешнеполитического ведомства, «принятое постановление вызывает в Москве тревогу, так как идет в русле раскручиваемой в последние недели в Грузии антироссийской кампании и требует демонтажа имеющихся механизмов и договорно-правовой базы урегулирования грузино-осетинского конфликта. Данное решение чревато ростом напряженности в зоне конфликта. Решение грузинских законодателей ясно указывает на то, что Грузия может стать на путь, ведущий к дестабилизации всего региона».
     Эту обеспокоенность выражают и в российском парламенте. Как отметил председатель Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин, принятое грузинским парламентом постановление о выводе российских миротворцев из зоны грузино-югоосетинского конфликта отрицательным образом скажется на российско-грузинских отношениях. Он также назвал нелепыми обвинения в адрес России относительно имеющей якобы место «попытки аннексии Южной Осетии». Российские миротворцы в зоне грузино-югоосетинского конфликта, заявил Андрей Кокошин «Красной звезде», показали, что являются одной из наиболее эффективных миротворческих сил в мировой практике. «Я сам хорошо помню, какая отчаянная ситуация была в зоне конфликта в 1992 году, - сказал российский парламентарий. - С тех пор все 14 лет там поддерживается мир, нарушаемый инцидентами, происходящими, как правило, из-за сознательных провокаций грузинской стороны».
     Решение, принятое грузинским парламентом, не скажется на деятельности российского контингента. По словам начальника пресс-службы Минобороны РФ полковника Вячеслава Седова, они продолжат миссию по поддержанию мира в зоне грузино-югоосетинского конфликта в рамках своего мандата.
     Вместе с тем очевидно: если события будут развиваться по грузинскому сценарию, то они неминуемо приведут к кровопролитию и человеческим жертвам.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex